Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Сказки-побаски бабушки Марии

«. ..И спи-отдыхай»
Летом в деревне — не до сказок. Утром, часа в четыре, на сеновале, куда ребятня перебиралась с первым теплом, — самый сладкий сон, а Стара уж стоит на лесенке и дергает тебя за ногу: пора Майку гнать «в пастушно». Не успеешь обратно прибежать, новый «урок» задает: налить воды в большущую деревянную бочку у колодца, чтобы за день нагрелась для полива. А там надо успеть «до народу» вымыть полы в сельсовете, где Стара за копейки оформлена уборщицей. А там — проклятое полотье подоспело: «Травишши-то ноне, травишши-то!» — жалуются друг другу матери. Они с травой на колхозных полях борются, а дома, на огородах — старухи да мы, ребятишки. Только и радости, что отпустит Стара на часок-другой побразгаться в теплой Исети. А там снова — «то да потому»: сперва — долгое, едва не до комаров, полотье; после — рвать для Майки темно-зеленые, шершавые листья огромных, желтых подсолнухов; дальше — поливать огурцы на земляных и навозной грядах; потом — порадовать речной водичкой набирающую силы капустку на илистом берегу Исети. После полива торопишься к проулку, по которому возвращается с пастбища стадо, и со страхом ждешь Стариного приговора после дойки: «Опеть не наелась кормилица. Сходите-кось, девки, попасите ишшо». Это значит, что и в этот вечер не поиграть тебе с подружками в прятки, да в «штандер», да в «а мы просо сеяли», и горькая судьба твоя сегодня — дотемна ходить за Майкиным хвостом…
И жаловаться — смысла нет. Стара тут же твою жалобу в шутку переведет: «Да вы чо, девки! Да кака это робота! Вы рази ишшо не наотдыхались сёдни? Вот эдак-ту нанимал один богатей роботницу в дом. Платить-неохота, он и сбиват цену:
— Да кака и робота-то у меня! Ну, встанешь утричком, дровишек напилишь-наколешь — и спи-отдыхай! Ну, потом печку затопишь, воды наносишь, квашню поставишь — и спи-отдыхай! Ну, после коровушку накормишь, подоишь, шанег-куликов настряпашь- и спи-отдыхай! Ну, накормишь семью, посуду перемоешь — и спи-отдыхай!…»
Посмеешься вместе со Старой над таким «бездельем » — и бежишь выполнять порученное. Что поделаешь: лето! Только когда доберешься поздним вечером до родимого сеновала, — не до сказок. Сказки-побаски — это уж зимой, на печке. Вот накосим сена, запасем дров, насушим на солнышке лесной ягоды — малины, земляны да клубяны, выкопаем осенью картошку-моркошку, лучок-чесночок, спустим в яму бочки с капустой, помидорчиками, огурчиками да грибками, тогда и придет время: рукам — отдыхать, языку — работать. Загудят ветры, заскрипят морозы, уснет подо льдом матушка Исеть, укроются пушистым снегом поля да огороды — тогда и донимай Стару сказками-побасками в свое удовольствие.



Перейти к верхней панели