Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Многие люди, вырываясь из душных городов в отпуск или на каникулы, предпочитают провести это долгожданное свободное время активно, с пользой для души и ума, расширить свой кругозор, узнать много нового о том, что интересно или необходимо по роду занятий. Этот активный вид отдыха сегодня называется познавательный или «научный» туризм. Пути его развития разнообразны, но все они сходятся в стремлении познания предмета изучения не поверхностно, а «вглубь», как можно более детально, потому, как «любая наука со временем познает все больше и больше о все меньшем и меньшем», как писал знаменитый палеонтолог и писатель И. А. Ефремов

 

Коралл

 

Особенно привлекательными объектами для организации маршрутов этого вида туризма являются геологические памятники. Они позволяют узнать —  когда, как и из чего образовались горные породы данной местности, какие изменения претерпели в ходе геологической истории, как оказались на дневной поверхности. Каждый выход коренных пород может содержать уникальный след  из бездны геологических времён. На территории Урала расположено огромное  количество объектов геологического наследия, повествующих о его длительной и бесконечно увлекательной истории.

В начале сентября состоялся выездной семинар на памятники геологической истории Урала, проведённый Фиратом Мухаметзуфаровичем Нурмухаметовым, директором «Уральского Центра камня» при УГГУ, и старшим преподавателем кафедры литологии и геологии горючих ископаемых Короровой Еленой Васильевной. В семинаре участвовала группа молодых геологов из крупных нефтегазовых компаний г. Тюмени. Целью семинара явилось детальное изучение  отдельных эпизодов геологической истории на примере некоторых уникальных обнажений Западного и Восточного склонов Среднего Урала.

По северной окраине г. Сухой Лог протекает знаменитая речка Шата. Она берёт своё начало в западной части  Сухоложского района и является правым притоком реки Пышмы. Крутые борта ее долины заросли густым лесом, а между деревьями, образуя крутые обрывы, стоят коренные выходы палеозойских пород, позволяющие совершить путешествие «в край коралловых рифов и потухших вулканов». Наш маршрут начался в посёлке Шата, где на берегах реки обнажаются темно-серые тонкослоистые амфипоровые известняки. Амфипоры – это вымершие примитивные родственники кораллов. Колониальный скелет амфипор состоит из субцилиндрических тонких и ажурных карбонатных веточек. Эти, почти микроскопические, организмы обитали на мелководье тропических и субтропических морей ордовика, силура и девона. В наблюдаемых (в лупу!) известняках нижняя часть слойков образована почти сплошь амфипорами, а верхняя – тонкими обломками их колоний вперемежку с глинистым материалом. Такое переслаивание свидетельствует о лагунном происхождении данных отложений, а их геологический возраст определён как верхнеэйфельский, что соответствует ≈392±2,7 млн. лет. Далее маршрут продолжался вдоль реки, где от плотины до автомобильного моста наблюдаются многочисленные скальные обнажения по обоим берегам. Обнажения сложены рифовыми светло-серыми, массивными известняками с обилием желваковидных и караваеобразных колоний строматопор (амфипоры – их разновидности) диаметром от нескольких сантиметров до 1 метра! В пространствах между этими колониями участники семинара наблюдали обломки кораллов и древних морских лилий. В палеозое строматопораты были «знатными» рифостроителями. Возведённые ими (совместно с кораллами)  рифы через миллионы лет стали коллекторами нефти и газа, что и объясняет пристальное к ним внимание специалистов нефтегазовой сферы. Далее, на протяжении 350 м вниз по течению, наблюдались рифогенные грубослоистые известняки, самый крупный скальный выход которых называется «скала Жандарм», по-видимому, в память о революционном прошлом местных жителей.

Скала Жандарм

Это остаток древнего рифа, где в ископаемом состоянии можно наблюдать обломки раковин брахиопод, кораллов и других организмов. Подобные рифовые постройки вытянуты в виде узкой полосы меридионального направления  на много километров на север и на юг, что позволяет отнести их к береговым барьерным рифам. Далее интересно обнажение «Водопад», у подножия которого на отшлифованной падающей водой поверхности тёмно-серого известняка отчетливо видны многочисленные обломки обитателей древнего рифа. Удивительна долина реки Шаты! Через каждые 200-300 метров мы видим свидетельства то бурной вулканической драмы, то спокойного жития-бытия древних организмов в теплом мелком солнечном море. Вот мы видим коренные выходы туфопесчаников и туфоконгломератов, а далее тектонический контакт между ними и известняками. Он отчетливо фиксируется с помощью растительности. На известняках растёт только берёза (светлая, славная такая роща), а на вулканитах – хороший сосновый бор, и между ними, как будто, невидимый забор. Аналогичную картину можно наблюдать и в других районах Урала, но эта – так неожиданна! Продвигаемся дальше, вниз по течению реки, и через пару сотен метров попадаем в узкое, темное, сырое ущелье, почти отвесные борта которого сложены нагромождением лавовых бомб, пересекающем небольшой  лавовый поток. А лавовый поток, в свою очередь, пересекается мелкими дайками темно-зелёных диабазов с зонами закалки на контактах. Наблюдаемый далее крупный скальный выход черных миндалекаменных базальтов, в котором отчетливо видны гигантские «подушки» с секториальным строением,  свидетельствует о подводном излиянии лав. В  восточной зоне изучаемого разреза мы видим отчетливые признаки атолловых построек, а ближе к устью реки мощные проявления кислого вулканизма, с которым связано крупное сульфидное оруденение. Много интересного открыла нам долина Шаты! Мы побывали в среднем девоне, среди вулканов и рифов!

Среди памятников природы Исетского края (Восточный склон Среднего Урала), несомненно, самым впечатляющим является каскад порогов на реке Исети в 25 км выше города Каменска-Уральского. Спокойная Исеть медленно петляет по предгорной равнине, но в среднем течении становится одной из красивейших рек Урала. Высокие скалистые берега,
сложенные раннекаменноугольными вулканитами, стоят молчаливыми стражами. У деревни Перебор водный поток натыкается на коренные выходы андезитовых порфиритов. Это остатки лавовых потоков древнего островодужного вулкана, которые совместно с действием новейших тектонических движений создали перепад высот местности в ≈ 40 м.
В районе посёлка Горный и деревни Бекленищева скальные выходы вулканитов заполняют русло, тесно сжимают берега, что формируется порог, названный «Ревун».

Ревун — известняковый язык и стена базальтового палеовулкана

 

Весной, в половодье, вода бушует и её рёв слышен за много сотен метров, так что название порога говорит само за себя. Глыбы, протоки, водопады; стремнины и водовороты. В XIX веке здесь работали несколько водяных мельниц, а в XXI — Порог Ревун является Меккой для спортсменов‑водников.

Лавы и туфы, обнаженные здесь, имеют андезито-базальтовый и базальтовый состав, и относятся к наземной эффузивной фации. Отдельные зоны сложены лавобрекчиями, покрытыми мощными туфовыми слоями. Это свидетельствует о взрывном характере извержений. Вулкан, грохотавший сотни миллионов лет тому назад, располагался здесь недалеко, между деревнями Бекленищева и Покровской, и был весьма крупным. Его высота могла достигать двух километров. Остатки его разрушенной кальдеры превратились сейчас в небольшое мелкое озерцо (около 30 м в диаметре) с пологими, низкими берегами.

На известняках растет только береза (светлая роща), а на вулканитах — хороший сосновый бор, и между ними как будто невидимый забор

 

В 200 метрах ниже по течению, на левом берегу Исети, к воде спускается широкий лог. Это понижение в рельефе местности связывают с крупным тектоническим нарушением — Бекленищевским надвигом, подмявшим под наблюдаемые вулканиты раннекаменноугольные известняки, которые картируются далее на восток. Известняки плотные, светло-серые, с обилием желваков кремней и фауной кораллов и брахиопод. Крупный образец такого известняка, переполненный створками этих древних ракушек, украшает Аллею Камней возле Уральского горного университета в г. Екатеринбурге.

Далее, на повороте реки, видна изумительная по красоте панорама скальных выходов известняков. Каждая скала неповторима! Вот и гордость Каменского края — Скала «Каменные Ворота», с полостью, образовавшейся в результате размыва и обрушения древнего карста.

Каменные ворота на реке Исеть

 

Не менее интересны наблюдения геоморфологических объектов, в которых отобразилась извечная борьба трёх великих сил Земли: внутренняя энергия планеты, порождающая тектонические процессы (перемещение литосферных плит, вулканизм, образование гор и раскрытие новых океанов), энергия Солнца, стимулирующая колебания температуры на поверхности Земли (а также круговорот воды и жизнедеятельность организмов), и сила гравитации, обеспечивающая транспортировку и накопление разрушенного материала. Такие геологические объекты называются геоморфологическими. Они формируются там, где за счет тектонических движений происходит общий подъём территории. Агенты выветривания: ветер, вода, температурные колебания, кислород и углекислота, органические кислоты разрушают любые горные породы, оказавшиеся на поверхности Земли, выступая в роли искусных резчиков по камню.

Семинар продолжился на Западном склоне Урала, где немало интересных геоморфологических объектов. Наиболее эффектны останцы выветривания. Исполинскими изваяниями они возвышаются над окружающей местностью, являясь истинными памятниками природы. Таков Каменный Город, за миллионы лет возникший в окрестностях сегодняшнего посёлка  Усьва, что расположен на берегу одноимённой реки.  За последние годы Город стал чрезвычайно популярен среди туристов.

 

Каменный Город расположен на главной вершине хребта Рудянский Спой, абсолютная высота которой равна 526 м над уровнем моря. Он представляет собой мощный скальный массив, сложенный мелкозернистыми кварцевыми песчаниками нижнего карбона,  входящими в состав угленосной толщи.   На ярком солнечном свете песчаники  искрящиеся, белые, с легким желтоватым оттенком. Их  косая, разнонаправленная  слоистость настолько отчётлива, что не остаётся сомнений – мы находимся в дельте древней, крупной реки. Воображение моментально нарисовало полноводную доисторическую реку, широкое русло которой лежит меж  пологих песчаных берегов, поросших высоченными хвощами, плаунами, древовидными папоротниками… Жарко. Душно. Стрекочут огромные кузнечики, порхают гигантские стрекозы!…  По данным палеогеографических реконструкций,  такие реки в начале раннего карбона (≈360-345 млн. лет назад) стекали с Восточно-Уральской суши в Западно-Уральский палеобассейн., постепенно заполняя его терригенными отложениями.

 

Скальный массив Каменного Города прорезан глубокими, до 10-12 м, трещинами шириной от 1 до 7-8 м как в меридиональном, так и в широтном направлениях, что создаёт иллюзию узких и глубоких перпендикулярно пересекающихся улиц и переулков сказочно древнего, заброшенного города. В Городе есть два самых высоких останца: Большая Черепаха и  Пернатый Страж.  Их поразительное сходство с древней рептилией и сидящей птицей (соответственно) неоспоримо! Между ними расположена обширная, почти горизонтальная площадка.  Это – Главная Площадь.

на вершине Каменного города

Участники семинара с восторгом бродили по узким улочкам, встречаясь на перекрёстках, заглядывая в переулки и гроты. Мы детально изучили фациальные особенности напластований, следы древних уровней грунтовых вод, минеральные стяжения, дефляционные ниши на поверхности останцов. Восхитительно красивая текстура отложений, многочисленные свидетельства разнообразных геологических процессов не позволили зачехлить фотоаппараты!

 

Ругоза

 

Не менее привлекательными и интересными являются береговые утёсы, связанные с боковой эрозией рек. Самыми живописными являются те из них, что сложены известняками. За мощь и спокойное величие в народе их именуют Камнями. Немало их на Усьве. Медленно разрушаясь, роняют они обломки своих могучих тел в текучие воды реки.  За тысячи лет вода обтачивает куски известняка, и на их поверхности мы видим окаменевшие скелеты обитателей древнего моря.

Ругоза

 

Одной из точек наблюдения нашего маршрута стал участок поймы реки Усьвы в 1,5 км выше одноимённого посёлка. В скоплении аллювия нами были обнаружены многочисленные, хорошо отпрепарированные  остатки палеозойских одиночных кораллов – ругоз. Их чёрные, окремнелые, крупные скелеты в виде слегка изогнутых кубков (≈10-15 см в высоту и 3-6 см в max диаметре) почти полностью выступают над гладкой поверхностью небольших валунов из светло-серого известняка, оставляя наши геологические молотки в бездействии. Разбредаемся по берегу. Поисковый азарт подогревают новые и новые  находки. Обнаружены  брахиоподы, криноидеи, фрагменты раковин головоногих и брюхоногих моллюсков.  Эти образцы так эффектны, что  способны украсить собой  любую палеонтологическую коллекцию!

Задачи  выполнены.  Цели (углубление и детализация знаний отдельных интервалов геологической истории Урала) достигнуты. Участники семинара, исследуя прошлое планеты, преодолели время. Расширили свой профессиональный кругозор, повысили квалификацию. Проделанная работа отчетливо соответствует понятию «научный туризм». До встречи на новых маршрутах!

Ругоза

 

Вернуться в  Содержание журнала 

 



Перейти к верхней панели