Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Где живёт Владыка Севера?

…существует между здешними жителями такое поверье, что живет на этой горе ветер, что здесь его дом, потому-то, рассказывают зыряне, самый слабый звук человеческого голоса, даже малейший стук, вызывает около этих мест страшную бурю. Промышленники, проезжая мимо Толпас-из, сохраняют глубокое молчание и даже обертывают тряпками уключины весел, чтобы они не скрипели. Я много раз подымался на эту гору, и странное дело: как бы тихо не было, ни малейшего хилка*, листочек не пошевелится на осине, на Толпас-Из все что-то гудит и завывает…
Ф.А. Арсеньев, 1885 г.

Осенью «Гнездо северного ветра» выглядит особенно сурово. Так смотрится гора из среднего течения Щугора

Каменная гора Толпас

По числу дошедших до нас легенд и сказок Тельпос-из — самая высокая гора Северного Урала — превосходит, пожалуй, все вершины уральского Севера. И не случайно — в русских летописях эта двуглавая гора упоминается ещё в XV веке, под именем Столп. В древности мимо Тельпос-иза по реке Щугор проходил так называемый Зырянский путь — коми ездили по нему за Камень — Уральский хребет — к манси-вогулам. В 1499 году здесь прошла экспедиция новгородцев «на Югру», один из руководителей которой, Семён Курбский, рассказал позже Герберштейну, что потратил 17 дней на восхождение на гору, называемую Столп, но не смог одолеть её вершины.

Скалы-останцы у подножия Тельпос-иза — чем не окаменевшие «нарушители спокойствия»?

На картах Тельпос-из впервые появился, видимо, в 1784 году — на «Плане губернской границы между Вологодского наместничества Усть-Сысольской округи и Тобольского наместничества Березовской округи…», составленном вологодскими уездными землемерами Матвеем Каелкиным и Петром Меншевым, вместе с тобольским уездным землемером Иваном Остафьевым. «Каменная гора Толбас» была изображена на водоразделе верховьев рек Щугор и Подчерье, в виде кольца холмиков, окружающих озеро — явный признак того, что землемеры были как минимум у ее подножия. А вытекающая из горы река Тельпос (Толпас) появилась на картах еще раньше — она есть уже в атласе Кириллова 1734 года. Высокая крутая гора с названием «кам. Толпас» показана в верховьях Щугора в Атласе Российской Империи 1792 года; в Атласе 1793 года эта гора помещена в междуречье верховьев Подчерья и Щугора и подписана как «Толпас Каменной». На карте экспедиции Э. Гофмана, опубликованной в 1856 году, указаны русское и мансийское название горы — Тельпос-из (Непубы-нер).

Хозяин Севера, Великий и Ужасный

Название Тельпос-из (Тöлпос-из) переводится с языка коми как «гнездо ветров» (коми тöла — ветреный, поз — гнездо, из — камень, гора). Согласно верованиям местных жителей, на вершине горы находился дом («гнездо») бога пурги и ветра, Владыки Севера Войпеля — сурового и строгого, не терпящего постороннего шума.
«Особым почитанием пользуется вершина Тол-поз-из (камень гнезда ветров). На его вершину никто не мог взобраться, да и не может, по мнению зырян. Пробовал это сделать когда-то один самоед, но он так и пропал там, потому что в этой горе живет бог Шуа, не любящий шума и не позволяющий людям врываться в его жилище…» — писал Питирим Сорокин. «… Сын мой, когда будешь проходить мимо «каменного гнезда» в горах, ничего не говори и песен не пой: там живет, в каменном гнезде, великий бог ветров Шуа… Ох! Он не любит шума, и как услышит звук, чуткий на ухо днем и ночью, поднимет ветер на тебя и вьюгу нанесет с отдаленного севера. Берегись же, иначе он, страшный Войпель, погубит тебя…» — получает предупреждение герой К. Жакова.

Грозен Тельпосский массив с реки на закате

Район горы действительно славится непрерывными холодными ветрами и постоянной облачностью: даже в самые ясные дни над вершиной нависает шапка облаков. Крайне скверная погода, до метелей в июле — хорошо известная особенность района Тельпос-иза и массива горы Педы-из восточнее.
Судя по легендам, по характеру хозяин пурги и северного ветра был отнюдь не Дед Мороз. Так, тот же Питирим Сорокин пересказывает историю про восемь каменных человеческих фигур у подножия горы, бывших когда-то людьми, но превращенных богом Шуа в камень за вызванный ими при переходе горы шум. В сказке К. Жакова «Дарук Паш» Войпель, несмотря на покровительство главному герою, замораживает и засыпает снегом его невесту, осмелившуюся запеть при проезде на оленях мимо горы…

Страж Ночи или Хозяйка Горы?

В мифологии коми образ бога Войпеля, наверное, самый загадочный. Вообще, языческий пантеон коми сохранился в письменных источниках весьма скудно — результат ранней христианизации и русской колонизации края. До XVII века Войпель у коми был главным божеством, но в процессе христианизации его место было «делегировано» богу солнца Ену, замененному впоследствии, в свою очередь, Христом. В исторических документах Войпель упоминается всего один раз — в «Послании Митрополита Симона на Пермь Великую» 1501 года, призывавшем «Войпелю-болвану не молиться и тризн ему не творить».

По мере подъема лесную зону сменяют субальпийские луга

Что знаем мы об этом образе? До сих пор вопросы у исследователей вызывает не только толкование его имени, но даже и пол. С одной стороны, имя Войпель можно перевести с языка коми как «Ночное (северное) ухо» (вой — северный, ночной, пель — ухо), «Страж ночи (Севера)». Либо «Владыка Севера» — Войпöль: от пöльö — дед, хозяин (к слову, у манси тоже есть подобный образ — бог Луй Вот Ойка — «владыка Северного Ветра»). А возможно — «вöр пöльö» — «лесной дед». У коми-пермяков существовало утраченное ныне слово «айпэл» — «мужчина».

Древние кедры охраняют покой Тельпос-иза

По сохранившимся у коми описаниям, идол Войпеля стоял у священной березы, выделяясь своей высотой среди расположенных рядом статуй других богов. Около идола находился котел для жертвоприношений, куда складывались дары-жертвы — как бескровные (меха и серебро), так и кровавые — по праздникам Войпелю жертвовали скот. Интересно, что среди приношений Войпелю описываются речные камешки и раковины — «символы уха». Традиционным для подобных мест был описанный обряд стрельбы охотников в находившееся рядом с идолом Войпеля священное дерево или столб — для хорошего промысла.
Достаточно обычным для «хозяев гор» являются и предупреждения в легендах о том, что Войпель (или его другая ипостась — Шуа) не любит шума: если шуметь в горах или на реке, он может вызвать снежную бурю, засыпать людей и оленей, заморозить посевы.

1406
Вид на вершину с границы редколесий. Впереди, за перегибом, — озеро Тельпос

Существует другая версия, по которой Войпель — божество женского рода: его идол представлял из себя изображение четырех женских ликов, и именно это божество, вероятно, изображают многочисленные предметы пермского звериного стиля со множеством женских лиц. В пользу этого варианта говорит, кстати, ненецкое и мансийское названия горы — соответственно, Не-хэхэ и Не-Пуби-нер (Не-Пуби-Ур, Не-Пупыг-Нер), все означающие «Гора женского идола». Более того, по данным Т. Д. Слинкиной, исследовательницы культуры манси, сегодня манси эту гору называют Нер-Эква — « [Святая] хозяйка горы (гор)», и считают покровительницей всего горного района водораздела рек Щугор — Сыгва. Говорят, с определенной точки гора напоминает фигуру сидящей женщины, одетой по-мансийски в национальную меховую шубу и покрытой платком. По рассказам манси, гора Тельпос-из была у них (и, вероятно, ненцев) женским святилищем: мужчинам запрещалось к ней даже подходить. Не об этом ли предупреждают легенды? Например, та, что была пересказана в 1926 году геологом Е. Сошкиной: «…зыряне знают остяцкую легенду о Телпос-изе, и потому гора эта и у них имеет репутацию проклятой, подниматься на нее считается большим грехом, и каждый дерзнувший несет впоследствии тяжелое наказание».

У Тэльпос-иза ветра много, или Посторонним вход воспрещен

Сказки сказками, а подняться на гору удавалось далеко не всем исследователям этого района.
В 1847 г. Тельпос-из «не пустил» Э. К. Гофмана, руководителя Североуральской экспедиции Русского географического общества. Подняться на вершину удалось позже топографу экспедиции, измерившей ее высоту, составившую 5 540 футов (1 688,6 м).

По таким «картам» ходили к Тельпос-изу в 1960-е

В 1887–1889 гг. к Телпос-изу направлялась экспедиция Е. С. Федорова, которая достигла горы только со второго раза, поднявшись только до озера.
В 1880‑х на вершину поднимался, по-видимому, отряд военных топографов, составлявший 10‑верстную топографическую карту: на ней стоит отметка абсолютной высоты горы 5 190 футов (1581,9 м). В 1927 г. геолог Т. А. Добролюбова с отрядом поднялась на Телпоз-из до наивысшей точки, оцененной по ее анероиду 1490 м высоты.
Истинная высота горы — 1617 м — была определена только в начале прошлого века, и до открытия в 1927 г. Тельпос-из носил титул высочайшей горы всего Урала.
В 1933 году, в эпоху «пролетарского туризма», «Гнездо ветров» стало главной целью первой зимней экспедиции свердловчан под руководством известного в будущем альпиниста И. Черепова, — членов Общества пролетарского туризма, поставивших задачу «превращения Урала в «Советскую Норвегию». «До сих пор нога человека не ступала на оголенные скалы «Гнезда ветров»… Кочевник хантэ благоговейно глядит издали на вершину, считая ее жилищем дьявола. Ужас не позволяет ему подходить ближе. Не один олень был принесен здесь в жертву, чтобы задобрить злого духа. Из поколения в поколение передаются рассказы о злых духах Тельпос-иза…» — повествует о горе один из участников в книге об экспедиции, так и названной — «Гнездо ветров». Интересно, что туристы отмечали разное отношение к горе местных народов: в Няксимволе, через который пролегал маршрут, ханты при упоминании туристами планов подъема на Тельпос-из сразу же прекращали всякие разговоры и посматривали «не особенно дружелюбно», так что те даже вынуждены были уговориться не упоминать гору в разговорах. А вот на ненцев и коми-зырян разговоры о намерениях экспедиции взобраться на вершину никакого впечатления не производили.


Подняться на вершину группе Черепова, хотя и серьезно подготовленной, не удалось — из-за тридцатиградусного, несмотря на конец марта, мороза и «фирменного» ветра. «Не всякая гора на Урале имеет каждый день свежий ветер, но у Тельпос-иза ветра всегда много», — говорит туристам проводник-оленевод.

Материалы отчета туристов г. Салды о походе к Тельпос-изу в 1967 году

Массовые походы к Тельпос-Изу начались с 1960‑х, в эпоху расцвета самодеятельного туризма. Очень популярен был туристский маршрут «К «Гнезду ветров» от деревни Усть-Щугор по Сибиряковскому тракту. Жители деревни Усть-Щугор до сих пор вспоминают, как в 1970‑х в разгар сезона вверх по Щугору к Тельпос-изу уходило до полутора десятка групп в день, пеших и водных. Ходили и зимой, в феврале-марте.

Вдали от дорог и людей

Хребет Тельпос-Из, протянувшийся с севера на юг нешироким массивом с плоскими вершинами, является природным барьером на пути влажных западных ветров, которые и собираются здесь грудой грозовых облаков, оседая дождем и снегом. Расположение хребтов в районе Тельпос-иза, где Щугор резко поворачивает с севера на запад, таково, что воздушные потоки, проходя по меридиональной долине верховьев Щугора, как по аэродинамической трубе, при ударе о препятствие — хребет Педы — резко сбрасывая скорость, «разгружаются». Для северных ветров массив северная оконечность хребта Тельпоз-Из выполняет роль гигантского щита, отражая их удары (давно замечено, что ветер здесь всегда дует от вершины, на север, что подтверждается и наклоном деревьев на склоне от вершины, к северу). Поэтому в узле Педыиз–Тельпос-из выпадает максимальное количество осадков по всей Коми. По причине таких необычных условий именно это место было выбрано для метеостанции Верхний Щугор, работавшей с 1933 по 1994 годы. Особенность здешней погоды обусловила и интенсивное использование пастбищ Тельпосского хребта оленеводами: территория хорошо продувается ветрами, спасающими животных от комаров и оводов.

Вид со склонов Тельпос-иза на долину Щугора

Подходы к Тельпос-изу стерегут не только грозовые тучи и холодные ветра, крутые осыпи и скальные отвесы, но и удаленность от населенных районов: до ближайших припечорских деревень отсюда — многие десятки километров бездорожья…
Подъем на гору достаточно сложен. Проще всего подняться от Щугора, там, где река ближе подходит к хребту. Сначала путь идет через лес, выросший на древней ледниковой морене — дремучий, сказочный, с огромными замшелыми валунами и поваленными кривыми стволами.

Граница леса

По мере подъема лесную зону сменяют, как положено, субальпийские луга, затем горные тундры и, наконец, гольцы — курумы и каменные поляны.
Подъем к горе — достаточно тяжелый: местами очень крутой, по крупноглыбовым каменистым «живым» осыпям, сползающим вниз при малейшем прикосновении. «Всход на эти горные стремнины весьма затруднителен: надобно подниматься с большою осторожностью, чтоб не ступить на шаткий камень, который легко может потерять равновесие и покатиться в пропасть вместе с входящим человеком…» — предупреждал еще Ф. А. Арсеньев в 1885 году.
Погода здесь также редко благоприятствует восхождению — в районе вершины почти не бывает тихо и безоблачно, даже в ясные дни над ней почти всегда нависают густые облака и дуют сильные холодные ветры. Частые здесь дожди мгновенно делают лишайник скользким, подъем, соответственно, — трудным, а спуск — опасным.
Сама вершина — крайняя северная точка массива — возвышается мрачной километровой двуглавой скальной стеной, отделенной с юга глубокими трогами с крутыми осыпающимися склонами. Интересно, что на карте название Тельпос-из носит меньшая, восточная вершина массива (1617,5 м), в то время как высшей точкой является западная (1619,8 м).

ельпос-из, как обычно, в облаках. Вид с верхнего течения Щугора в районе Торговой

В северном каре массива лежит ледниковое озеро Тельпос — самое глубокое из всех каровых озер Урала. Глубина его достигает 50 метров; в зеленовато-бирюзовой воде озера отражается вздымающаяся над ним с юга полукилометровая скальная стена Тельпоса.
С вершин и склонов Тельпос-иза открывается изумительная картина: словно на географической карте, лежат внизу горные цепи, глубокие долины рек, бескрайние леса. Далеко на юг уходят серебристая лента Щугора, а к западу и к востоку простирается необозримое море тайги. Куда суровее эта картина зимой: обледенелые камни, засыпанные снегом вершины…
Но не менее живописная картина открывается на массив горы и снизу, от реки.


Украшенная облаками вершина доминирует в щугорском пейзаже на протяжении десятков километров сплава, начиная примерно от устья Торговой. И долго, вплоть до самого устья Щугора, Тельпос будет время от времени вдруг появляться на горизонте, поверх цветущих островных лугов, бескрайней тайги — то ли провожая гостей Припечорья, то ли не давая забыть о том, кто же все-таки здесь настоящий хозяин.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели