Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

50 эклибрисных выставок

Если честно говорить, то в наших домашних библиотеках экслибрис — гость редкий. Чаще на первом развороте книги можно обнаружить витиеватую роспись владельца или в лучшем случае — самодельный фиолетовый оттиск: «Книга из библиотеки Н-ского». Да, пожалуй, и вся книжная графика, составной частью которой является искусство экслибриса,—страна для многих заповедная.
…Пятый год существует секция книжной графики и экслибриса при свердловском клубе любителей книги «Рифей». Пять лет назад, в 83-м, состоялась и первая выставка экслибриса в городе. На суд зрителей свои работы представил Анатолий Легшхин, свердловский самодеятельный художник, посвятивший перу и кисти свободное от своих основных, бухгалтерских, дел время. Вот с тех пор секция, все участники которой тоже работают на добровольных началах встала на ноги и пошла…
В каком направлении двигаться — с самого первого дня знали ее организаторы: преподаватель СИНХа Семен Аронович Ваксман и ведущий инженер института «Уралмеханобр» Сергей Аркадьевич Аникин. Курс лежал через знакомство уральцев с лучшими образцами книжной графики, к поиску и сплочению наших художников — самодеятельных и профессиональных, именитых и пока не известных. Такая направленность полностью исключала превращение секции в своего рода клуб разглагольствующих эстетоз. От членов секции графики требовалась такая простая и сложная штука, как обыкновенный труд.
На первых порах эта была переписка с художниками-графиками — москвичами, украинцами, прибалтами. Нужны были выставки работ. Иных способов знакомства с художниками не существует. Не каждому что-то говорят такие имена, как Иван Кириакиди, Георгий Малаков или Владимир Марьин; для того чтобы имена «заговорили», надо было показывать работы широкому зрителю.
Стали приходить ответы: были согласия, были и отказы — творческие люди, как известно, народ капризный. Но «рифейцы» тоже оказались не лыком шиты. Они сразу поставили дело так, чтобы застраховать его от обыденности и посредственности.
Круг знакомств ширился. В Свердловск стали наезжать гости — знакомились с деятельностью секции, расспрашивали о том о сем, «людей смотрели, себя казали». Право на выставку художник получал после полного признания в секции. Работы оценивали, с художником вели обстоятельный творческий (и деловой)разговор — и принимали его в почетные  члены клубной секции. Принятие это было далеко нё формальным, несмотря на то что художник получал право на выставку. Мы привыкли к бесчисленному множеству «почетных членов», никакой отдачи, кроме «почетности», от них не требуется. «Рифейцы» же требовали не «почетности», а отчетности.
Примером может служить выставка — даже не выставка, а демонстрация в секции — шестнадцати офортов к «Слову о полку Игореве»нашего известного художника Виталия Воловича. Замечательно оформленную книгу многие уже видели, но мало кто знает, что первыми, на чей суд представлялись все иллюстрации в книге, были члены секции книжной графики: художник держал перед ними творческий отчет.
На очереди новая находка свердловчан — Евгений Синилов из приволжского города Камышина. Его персональная выставка состояласьбсовсем недавно, и «Рифей» сразу решил прибрать художника под свое крыло…
Ни организаторы выставок, ни сами авторы экслибрисов абсолютно ничего в материальном плане не имеют от своих трудов и забот. Что же за «топливо питает мотор»? Да еще в наше горячее и суетное время кооперативно-предпринимательских вспышек, когда на любом дефиците, частенько включая и духовный, бойкие и расторопные люди делают деньги?
С таким вопросом я шагнул в дом руководителя секции Семена Ваксмана. Второй шаг, образно говоря, мне сделать не удалось. Комната представляла из себя библиотеку, музей и перегруженное складское помещение одновременно. Пустого пространства как такового просто не было… На книжных полках рядом с довольно редкими изданиями размещались экземпляры прямо-таки уникальные: в свое время хозяин увлекался книжной миниатюрой, и около 400 книг, размером мал мала меньше, аккуратными низкорослыми рядами стояли в специально сделанных для них книжных шкафчиках. У стен, на полках, а то и просто на полу лежали, висели планшеты, альбомы, листы ватмана с размещенными на них оттисками.
Здесь нашли себе приют почти 50 выставок, что были организованы за время существования секции.
— Да это как болезнь заразная,—говорил хозяин, перекладывая огромные альбомы,— чем дальше, тембольше… Это Калита, это Реснис, а это наш Алексей Казанцев… В сущности, плох тот нумизмат или филателист, который испытывает удовлетворение лишь от того, что обладает редкой вещью… Истинные коллекционеры должны делиться своей радостью с другими. Мы здесь не исключение, хотя с уверенностью могу сказать, что секция в своих загашниках сегодня имеет столько работ и такого уровня, что нам не стыдно выставиться в любом городе страны. Самофинансирование?.. Нет, вы знаете, мы шли с самого начала от «духовного голодания». Переводить теперь дело на самоокупаемость — значит противоречить себе. Мы — любители. Любители книжной графики. И этим все сказано.
А вдруг случится — мало мы знаем таких примеров? — прогорит запал энтузиазма, и пятьдесят-какой-нибудь по счету выставки свердловчане не дождутся?
— Ну… В том, что дело заглохнет, сильно сомневаюсь. Мы уже крепко стоим на ногах. А вот от поддержки и помощи не отказались бы. Разделил бы нашу головную боль по организации выставок отдел культуры, например, или отделение Союза художников,— многие проблемы решились бы сами собой…
Скорее всего, случится другое — «рифейцы» осуществят свои солидные планы: не больше ни меньше как создание в городе творческого центракнижной графики, с охватом всего уральского региона — с учителями и учениками, со своеобразным почерком, со своей школой.
Они научились работать с размахом — судя по именам да и по географии тоже. В течение нескольких лет «Рифей» поддерживает связь с клубом любителей искусств в Пльзене.  Чешские художники Йозеф Йих, Зденек Румлер, Владимир Гавиц принимают участие в свердловских выставках, причем специально для них делают экслибрисы.
А в Пльзене впервые показана выставка советских художников, организованная «рифейцами»,— «30 лет космической эры в экслибрисах».



Перейти к верхней панели