Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Беседа с первым секретарем Свердловского обкома комсомола Сергеем ШИТИКОВЫМ

БРИГАДА — СЛОВО, РОЖДЕННОЕ СОЦИАЛИЗМОМ. ВЕСКОЕ СЛОВО. ПОНЯТИЕ, ЗАКЛЮЧЕННОЕ В ФОРМУЛУ: «МЫ» —ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ «Я». ФОРМУЛА, ВЫВЕДЕННАЯ ВРЕМЕНЕМ, ИМ ЖЕ ИСПЫТАННАЯ, ВО ВРЕМЕНИ ЗАКАЛИВШАЯСЯ.
В лаконичной и емкой форме эта мысль выражена в докладе М. С. Горбачева на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС: «Сравнительно быструю отдачу можно получить, если привести в действие организационно-экономические   и социальные резервы и, в первую очередь, активизировать человеческий фактор, добиться того, чтобы каждый на своем месте работал добросовестно и с полной отдачей… Только за счет того, что коллективы и их руководители как-то подтягиваются, начинают лучше работать, удается в короткий срок поднять производительность труда в таких размерах, которые, порой, сопоставимы с плановыми заданиями на целую пятилетку».
Бригада — тот корабль, экипаж которого кратчайшим путем покоряет Эверест качества. Качества жизни, качества человека.
Корр.: Свердловская область — родина многих починов в организации труда. У нас накоплен богатейший опыт. Все самое значимое, созданное в области, обязано коллективному вдохновению бригад. Тот же Уралмашстрой, например…
С. Шитиков: Да, бригада может многое, если это коллектив, где каждый — слагаемое общей энергии. Знаете, бригада выявляет такие потенциальные возможности производственных коллективов, о которых раньше даже не догадывались. Пример с тем же Уралмашстроем. Спроси у любого грамотного специалиста в то время: возможно ли за полтора месяца смонтировать градирню — громадное ажурное сооружение высотой с десятиэтажный дом? В лучшем случае посчитали бы за дилетанта. Так вот, молодежная бригада на строительстве градирни показала чудеса производительности труда и установила (разумеется, с помощью и других строителей) мировой рекорд в скорости возведения подобных сооружений. Даже главный инженер Уралмашстроя Фридлер, кстати, умнейший специалист, сомневался, что такое возможно.
Корр.: А взять фронтовые бригады! Вот где ковался характер новых отношений в коллективе! Экстремальные обстоятельства всегда были хорошим испытанием человека. И производственных отношений — тоже, уж коли речь зашла о заводе заводов — Уралмаше…
С. Шитиков: Уж коли речь снова зашла об Уралмаше, то в 1942 году перед заводом была поставлена тяжелейшая задача, в нормальных условиях кажущаяся просто ненаучной фантастикой: каждые пять дней обеспечить значительный рост выпуска продукции! Заместитель Председателя Совета Министров Вячеслав Александрович Малышев неоднократно прилетал на Уралмаш-завод, контролируя выполнение задания партии. И вот здесь здорово выручили фронтовые бригады. Причем именно комсомольцы стали основателями движения бригад на Уралмаше. Еще конкретней: начал его комсомолец Михаил Попов, мастер токарного участка.
Корр.: Значит, бригада как таковая рождена энтузиазмом молодых. В сердце ее идеи, так сказать, пульсирует молодая кровь. Потому история, судьба бригад идет по восходящей. Помнится факт: в первой фронтовой бригаде Уралмаша было три человека. Три парня затратили на изготовление необходимых деталей не четырнадцать, а шесть с половиной часов.
Это не просто рекордные цифры. Это ломка представлений о темпах работы. Это, если хотите, с открытием схоже. С открытием своих же возможностей…
С. Шитиков: Да, одно из достоинств бригады, пожалуй, то, что она вскрывает резервы не вне, а внутри коллектива. Бригада — кулак, пальцы которого сжаты в твердь. А инициативу Михаила Попова поддержала молодежь области. За несколько лет родилось десять тысяч бригад, объединивших 100 тысяч человек.
Вот он, поворот сознания! Понимать стали рабочие, что взаимопомощь, коллективное творчество, коллективная ответственность за порученное дело — неотложное требование времени.
Стаханов в тридцатых годах сконцентрировал поиск целого поколения. Но есть справедливый закон времени: дети должны идти дальше отцов. Наследники стахановцев поняли: лозунг на знамени производства должен быть заменен: не столько — «Личный рекорд», сколько — «Даешь взаимопомощь!» Шестидесятые годы — начало движения за коммунистический труд. Появляются сквозные бригады. Приведу любопытный человеческий документ — воспоминания рабочего Уралмашзавода, опубликованные в книге Т. Ефимовой «Уралмашевцы». «До организации нашей сквозной бригады каждый строгальщик заботился только о показателях своей работы. Сменщик не готовил работу для сменщика. Но каждый стремился выполнить только те операции, которые полегче и подороже, а другому передавал трудоемкую работу. Проводя, скажем, обдирку деталей, строгальщик оставлял припуск полтора-два миллиметра, тогда как при более требовательном подходе к делу ему следовало бы оставлять припуск в пределах одного миллиметра. Выходило, что проводивший обдирку первым зарабатывал хорошо, а последующий товарищ намного меньше, так как ему приходилось снимать больше металла. Никто из нас не думал о том, как создать не только себе, но и товарищам условия для производительного труда.
Но однажды мы пошли к начальнику участка, чтобы предложить новый метод организации труда — «в общий котел». Сегодня это называется сквозным методом работы на один наряд.
Экономисты остались довольны почином. Выиграли мы, начав понимать, что дело не только в рубле, но и в добросовестном отношении к труду, взаимовыручке, обмене опытом. Забота об успехе товарища, коллеги, как о собственном успехе,— вот что начало формироваться.
Это экономическое, социальное, политическое приобретение! Доходило (и кое-где еще доходит) до смешного: даже тумбочка возле станка у каждого сменщика своя. Станок, а рядом — три тумбочки. В каждой — инструменты, резцы, приспособленные, заточенные по своему вкусу, с фамильным секретом. На тумбочке — амбарный замок, чтобы, упаси, никто другой не вызнал секреты.
Сквозная бригада оставила у станка одну тумбочку. И без замка. Производительность труда в первой бригаде Уралмаша, работающей по сквозному методу на один наряд, повысилась на 22 процента. Позднее их количество исчислялось сотнями».
Корр.: Коллективная форма труда чувствительно ударила и по окопной психологии сдельщика. На каком-то этапе сдельная индивидуальная оплата труда была, естественно, необходима. Система оплаты сменилась, но психологический окоп остался, Есть и скрытые противники…
С. Шитиков: С бригады начинается наставничество. Бригада — требовательный воспитатель. И вот что надо отметить. Не только отстающему, нерадивому в бригаде живется неуютно, но и середнячку. Тормошит середнячка бригада, не дает спать спокойно. Стимулирует к росту. Требует от человека активной жизненной позиции. Мы, чего скрывать, настолько часто употребляем это выражение — «активная жизненная позиция»,— что нередко проходим мимо его конкретного смысла. Активная жизненная позиция проявляется в абсолютно конкретных делах каждого дня жизни: проголосовать за человека, к которому у тебя как у комсомольца немало претензий, или подняться и громко высказать свои соображения; жить и работать спокойно, «как все», или искать пути усовершенствования работы своей бригады…
Принцип середняка известен: не выделяться, не нарушать, не делать брака… Казалось бы, неплохо. Но вот ради чего «не делать»: ради хорошей зарплаты или ради трезвого осознания того, что каждая ладно сработанная тобой деталь пусть на физически незначительную величину, но увеличивает экономическую мощь твоего государства? Вещи, согласитесь, разные.
Принцип середняка: довольствоваться тем, что есть. Принцип человека активной жизненной позиции: мало не нарушать трудовую дисциплину самому — надо помочь другому. И снова совершенствоваться самому!
Активная жизненная позиция — моральный компас в делах производственных, житейских, бытовых. Неоднократно в этом убеждался. Здесь есть за кем идти. Вот несколько имен. Бригадир комсомольско-молодежного коллектива Верхнесалдинского производственного металлургического объединения Риф Зарипов. Его бригада — неизменный лидер социалистического соревнования. Работают творчески, с подъемом. Бригадир комсомольско-молодежной бригады объединения «Алапаевсклес» Александр Нелидин. Выступил с инициативой выполнить план трех лет пятилетки к 65-летию Ленинского комсомола. Добрый след оставила бригада Александра Казанцева из Полевского на строительстве Ивдельской газокомпрессорной станции. И название этого боевого отряда комсомольцев отвечает делам его — «Корчагинец»… Много в области прекрасных лидеров, выросших, так сказать, на дрожжах коллектива.
Корр.: Есть еще интересный феномен — бригада комплексная. Новизна, прогресс здесь очевидны — работа по одному наряду, распределение общего заработка по коэффициенту трудового участия, включение в общий фонд заработной платы бригады тарифа отсутствующих рабочих… Каждый рабочий такой бригады практически участвует в управлении производством. Молодой человек становится как бы хозяином дела. Не здесь ли ростки социалистической предприимчивости, причем коллективной?
Но ведь есть и что-то свое, фамильное у уральской бригады. Мы до сих пор не обмолвились о почине северских трубников, внимание к которому растет с каждым годом, все больше и больше,— «трудовой и общественной дисциплине — гарантию коллектива». Почину уже 16 лет. Есть над чем поразмыслить. Есть что обобщить…
С. Шитиков: Полевчане сейчас — в центре внимания экономистов, социологов, философов, журналистов. А когда-то полевской почин считали даже… вредным.
В 1966 году в мартеновском цехе Северского трубного произошел принципиальный разговор бригадиров-передовиков Вершинина, Аристова, Комарова, Тиунова, Кинжеева (они и стали пионерами почина). Бригадиры сделали для себя вывод: дисциплина на работе начинается с дисциплины в быту. Вчерашняя пьянка — сегодняшний прогул. Пьет один — опохмеляются трое. Качество работы всей бригады тонет в стакане одного. Вывод созрел сам собой: работаем вместе — и за дисциплину будем отвечать вместе.
1966 год дал заводу 941 прогул. Это потеря 1848 человеко-дней. Отступать, как говорится, было уже некуда. Бригадиры сознательно приняли нелегкое решение: всем коллективом отказываться от желанной добавки к зарплате, если хотя бы один человек бригады споткнется. Предложение, надо сказать, приняли без энтузиазма. Цитировали Достоевского: «Все отвечают за всё». Дурин, мол, выпивает, а Сидоров расплачивается? Но победило большинство, которое справедливо считало: почин повышает требовательность друг к другу. Помните слова Макаренко: «Уважать — значит требовать…» Поддержал почин Николай Николаевич Аксючиц — в те годы начальник мартеновского цеха, а нынче председатель Полевского горисполкома. Одобрили начинание и в партийном комитете завода. А после анализа воспитательной работы в мартеновском цехе высказалось «за» и бюро областного комитета партии.
Но последнее слово сказала статистика — в мартеновском цехе нарушения трудовой дисциплины за год снизились в три с лишним раза. В три раза реже в том же году нарушали рабочие и общественный порядок.
Шло время и оно подсказало, что воспитательная работа должна выйти за пределы заводской проходной. Что вопросы дисциплины должны заботить не только бригадира, начальника участка, смены… но и коменданта общежития, где живут рабочие парни, мастера СПТУ, который готовит рабочую смену, участкового, который отвечает за порядок в заводском микрорайоне…
Далеко пошли круги. А все — от бригады, в недрах которой родился почин…
Суть почина — в классовой позиции. Сознательные передовые рабочие сумели утвердить свою волю как закон для всех. Допустил брак в работе — отвечает за это вся бригада. Выйти сухим из воды нарушителю при таком пристальном внимании просто невозможно…
Почин помогает в каждом новом поколении рабочих воспитывать более высокий уровень сознания.
Корр.: Вот в этом, наверное, коллективная мысль бригады. В ней заложена энергия роста. Сейчас на Среднем Урале в движении северских трубников участвуют более 200 тысяч рабочих. На самом Северском трубном по этому почину работают 98 процентов бригад.
С. Шитиков: Хорошо сказал о северцах на одной из встреч по обсуждению почина преподаватель Свердловского медицинского института, кандидат философских наук Валерий Молчанов. Не удержусь, чтобы не процитировать: «Думаю, не только мне, но и многим приходилось сталкиваться с таким мнением о северском почине: хорошее дело, дисциплину поднимает, лишнего милиционера не надо, они сами себе вроде милиционера. Да, ваш почин ведет речь о дисциплине, по какой дисциплине? Дисциплина ведь разная бывает. Ленин говорил: есть дисциплина палки, это дисциплина крепостническая, есть дисциплина голода, а есть сознательная товарищеская дисциплина рабочих и крестьян. Так вот, тот новый тип товарищества, который северцы предложили, который они уже за 16 лет отработали, у себя внедрили и предлагают другим, нужно назвать именно дисциплиной товарищеской, сознательной. А почему ее можно назвать такой? Кто ее произвел? Рабочее. Они не только трубы делают. Они делают и товарищескую дисциплину.
Дать точную оценку вашему почину можно только исходя из того, что почин классовый, почин рабочего класса».
Корр.: Неплохо бы подкрепить наш разговор цифрами.
С. Шитиков: В 1980 году в области было 4831 комсомольско-молодежный коллектив. В них работало 66 тысяч человек. Сейчас мы насчитываем 6103 коллектива. Уже 75 тысяч молодых людей трудится в них. 456 КМК — сельские.
Корр.: Вижу, учет идет с точностью до одной бригады…
С. Шитиков: И никак иначе. Бригада — золотой арсенал политической, идеологической, экономической работы комсомола. Это наша сила на завтра.
Почин обретает крылья, он получил прописку не только на заводах. Вот свежий пример. Группа Р-230 Свердловского радиотехникума выдвинула идею почина — если учащиеся выполняют свои обязательства: «Ни одного отстающего!» — все получают стипендию. Не выполняют — не получает никто.
Николай Зорин, учащийся, сказал:
— Поскольку рядом со мной отстающий, я не имею права получать стипендию. Она — не зарплата, а поощрение за общественную активность. Какой же я активист, если не умею подтянуть отстающего.
Разве это не голос той нравственности, к которой стремимся!
Нам, комсомольским работникам, надо поглубже заглядывать в сердца юных — там много зреет достойного внимания и раздумий.
Беседу вел Сергей РЫКОВ



Перейти к верхней панели