Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

«Согласно имеющимся материалам,
личность мифического первооткрывателя
горы Благодати вогула Степана Чумпина,а также
и самый факт сожжения его не подтверждаются».

«Кушвинокий рабочий», 1 июля 1959 года.

В одном из залов Пермского областного краеведческого музея стоит большая статуя, отлитая из чугуна местными литейщиками еще в конце X IX века. Она изображает уральского рудознатца манси Степана Чумпина.

Это имя памятно нам в связи с историей открытия богатейшего в свое время на Урале Гороблагодатского рудника. Известный горный деятель Н. Р. Мамышев так писал об этом руднике еще в 1825 году: «…Гора Большая Благодать все остается главнейшим источником богатства здешних заводов, доставляя руду, самую богатейшую, в самом большом количестве в течение почти столетия беспрерывно. Оной вынуто гораздо более 100 миллионов пудов, но богатство ее еще не истощилось…»

О судьбе первооткрывателя горы Степана Чумпина сложено много легенд и преданий. В большинстве из них в разных вариантах говорится о трагической гибели Чумпина: его будто бы сожгли соплеменники в наказание за открытие запретной тайны рудной горы.

Так, штабс-капитан Д. Лесенко в описании горы Благодати, составленном в 1865 году, говорит: «Если верить преданию, то ясашный вогул Степан Чумпин дорого поплатился за привлечение русских в край, населенный до того одними только вогулами, занимавшимися звероловством: однородцы Чумпина принесли его в жертву своему шайтану, на одной из вершин горы».

Кроме того, Д. Лесенко утверждал, что «бывший горный начальник гороблагодатских заводов Мамышев, понимая, как велика услуга вогула Чумпина, особенно если предание о страдальческой кончине его справедливо, поставил ему в 1825 году простой чугунный памятник у часовни, сооруженной на том месте, где Чумпин пролил кровь свою и где до того была беседка».

Да, памятник такой был, и простоял он здесь до 1920-х годов, когда его пришлось убрать, так как он препятствовал разработке крупного рудного массива.

Однако, ни одному из авторов не удалось подтвердить до-стоверность трагической гибели Чумпина подлинными документальными свидетельствами. Видный уральский историк Н. К. Чупин, специально интересовавшийся историей открытия горы Благодати, вынужден был заявить в своем исследовании, что «верить этому преданию нельзя». Но документов в подтверждение своих слов не привел.

Однако, если раньше сомневались лишь в том — был или нет сожжен Чумпин, то позднее нашлись авторы, которые стали выражать сомнение в существовании этой личности вообще. Еще не так давно, 1 июля 1959 года, в газете «Кушвинский рабочий» было опубликовано письмо работника Областного отдела культуры т. Бабкина, в котором он уверенно, не допускающим возражения тоном заявлял:

«Согласно имеющимся материалам личность мифического первооткрывателя горы Благодати вогула Степана Чумпина, а также самый факт сожжения его не подтверждаются…»

Какие такие нашлись материалы, Бабкин не сообщил. Зато в заключение своего письма сделал вывод о нецелесообразности восстановления памятника Степану Чумпину в городе Кушве. Не было-де такой личности, и все тут.

Узнав случайно об этой заметке, я решил попытаться разыскать какие-либо подлинные документальные свидетельства о Степане Чумпине. И страницы архивных дел ответили убедительно и непреложно: Степан Чумпин не миф, а историческое, реально существовавшее лицо.

Вот что рассказали документы.

24(13) мая 1735 года шихтмейстер С. Ярцов заявил в канцелярию Главного правления Сибирских и Казанских заводов, находившегося в г. Екатеринбурге, об образцах магнитной железной руды. В протоколе канцелярии было записано: Ярцов «доносил, что, быв для осмотру рудных мест по Баранче реке, объявили ему вогуличи Яков с товарищем, а чьи гфозванием не знает, и приказано ему о той руде подать доношение».

Ровно через месяц после этого объявления доменный мастер Максим Орловский опробовал образцы кушвинской руды «в малой печке» и изготовил две полоски железа. Первая полоска железа была изготовлена из магнитной руды, объявленной «вогуличами» Ярцову, и при этом оказалось, что в одном куске такой руды содержалось железа десять фунтов, то есть 25 процентов. Это железо «по свидетельству явилось самое доброе, мягкое и жильное».

На следующий день, 25 (14) июня, канцелярия вынесла решение о награждении первооткрывателя нового рудного месторождения по реке Кушве: «За объявление той руды вогулятину, которой ее показал посланному отсюда горному надзирателю Арцыбашеву, а именно Степану Анисимову сыну Сабайкину учинить награждение, когда он сюда явится…»

Очевидно, вскоре после объявления магнитной руды первооткрыватель принял христианскую веру, так как с осени 1735 года он упоминается в переписке уже под двумя фамилиями, в том числе — Чумпина, широко известной в литературе.

Лесной надзиратель Иван Куроедов, назначенный в июне 1735 года к надзиранию и управлению всеми работами в районе нового месторождения на реке Кушве, сообщил в доношении от 28 ноября 1735 года о том, что жители деревни Ватиной и сам Чумпин «показали»: кушвинская руда была открыта еще отцом Чумпина, умершим в 1734 году, и объявлена им в 1735 году Ярцову в доме вогула Якова Ватина (имя которого уже было упомянуто — А. К ) , а нашел он ее вместе с отцом Анисимом Чумпиным «назад тому лет с семь или больше».

Интересны два небольших документа о Степане Чумпине за январь 1736 года. Первый — запись о получении доношения Степана Чумпина, в котором он просил разрешения на право прииска разных руд и минералов; второй — определение канцелярии по поводу указанного доношения «деревни Чумпиной от новокрещенного вогулятина Степана Чумпина» (канцелярия отказала ему в его просьбе).

Позже, примерно в 1747 году, на горе Благодати был устроен маяк, который зажигался в ночное время. Память об этом маяке, вероятно, и превратилась со временем в легенду о сожжении рудознатца.

21 (10) сентября 1735 года В. Н. Татищев дал указ о расчистке дороги от Кушвы до Баранчинского моста, о построении первых жилых квартир и амбара, о выборе места под плотину, фабрики и строения будущего Кушвинского завода, о добыче и обжиге первых 1000 пудов руды. Место для завода было выбрано в расстоянии одной версты 460 сажень от Гороблагодатского рудника. Таким образом, в 1960 году исполнилось 225 лет со времени основания Гороблагодатского рудника, открытого С. А. Чумпиным, и города Кушвы как селения.
Подлинные архивные документы подтвердили достоверность существования Степана Чумпина. Поэтому необходимо разыскать и восстановить памятник, который был установлен в его честь на горе Благодати в 1825 году.

Появились уже первые стихи о С. А. Чумпине (опубликованы в газете «Кушвинский рабочий»), Появится со временем и его научная биография.

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели