Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Часы Невьянской башни

В Государственном Эрмитаже в Ленинграде хранятся хитроумно устроенные «музыкальные дрожки» работы замечательного тагильского механика-самоучки Е. Г. Жепинского (Кузнецова). Уже по одной этой работе о Жепинском можно говорить как о выдающемся изобретателе. Изобретением прокатного стана, астрономических часов он опередил свою эпоху на многие десятилетия.
Преподаватель Уральского госуниверситета Б. Цыпин нашел в Нижнетагильском архиве новые документы о деятельности талантливого мастера-умельца. В частности, нашлись документы, проливающие свет на историю часов знаменитой Невьянской падающей» башни.
Даем отрывок из будущей книги Б. Цыпина о Е. Г. Жепинском, выходящей в издании Уральского госуниверситета.

С именем Е . Г . Жепинского связана также реставрация известных невьянских башенных часов.
На знаменитой «падающей» башне Невьянского завода были смонтированы большие часы.  В середине XVIII века они вышли из строя и довольно долго бездействовали. В 1758 году при разделе имущества Акиифия Демидова между его наследниками башенные часы в числе других вещей достались Никите Акинфиевичу. Последний задумал починить их и приспособить к действию на одном из своих заводов. Часы разобрали и перевезли на Нижнетагильский завод, но здесь долгое время никто не брался их отремонтировать. Только в 1770 году нашелся такой мастер. Это был Жепинский.
1 января 1771 года заводчик направил в нижнетагильскую заводскую контору подробнейшую инструкцию, состоящую более чем из пятидесяти пунктов. Один пункт инструкции был специально посвящен башенным часам. Демидов приказывал: «Доставшиеся по разделе разобранные башенные часы по приезде Жепннскому велеть собрать, а чего недостанет, то приделать и употребить оные для Салдниского завода, и буде льзя, то поставить оные на колокольне».
С башенными часами пришлось повозиться немало времени. Хотя Демидов постоянно поторапливал Жепинского с ремонтом башенных часов и даже приказывал своей конторе «для такого отменного против других работ искусства его оставить… неотлучным к протчим грубым заводским поделкам», работа продвигалась медленно. Восстановление часов оказалось делом очень нелегким не столько из-за сложности их конструкции, сколько из-за того, что значительная часть деталей механизма была утеряна или поломана, и Жепннскому пришлось делать их заново. В итоге на полную реставрацию башенных часов Егор Григорьевич затратил около трех лет.
Только в начале 1773 года ему удалось, наконец, закончить работу и пустить часы в действие. «Слесарь Жепинский,— в том же году сообщала нижнетагильская заводская контора Демидову,— доставшимся при Невьянском заводе часам собрал и вновь приделал принадлежность и действительно на Салдинском заводе в действие привел, и действуют ныне изрядно».
Имеются некоторые сведения еще об одних часах, изготовленных руками Егора Григорьевича. Известно, что в 1773— 1774 годах Жепинский «на вновь построенном Виснмо-Уткинском заводе стенные часы сделал». Упомянутые часы хранятся сейчас в Висимо-Уткинском музее. Это большие стенные часы, отдаленно напоминающие стенные часы Жепинского. По крайней мере, в них действует точно такой же механизм «показания по святцам… каждого дни святых». Он точно так же состоит из диска, разбитого на 365 секторов, на которых написаны имена святых, и оснащенного 365 зубьями. Можно предполагать, что на этих часах Егор Григорьевич проверял действие механизма «показания по святцам», придуманного им для больших астрономических часов. «Висимские» часы явились, вероятно, своего рода подготовительной работой к астрономическим.
Таким образом, большие астрономические часы, бесспорно являющиеся выдающимся произведением часового искусства XVIII века, не были созданы изобретателем по какой-то случайности. В своей многогранной трудовой деятельности он проявил себя и как выдающийся часовой мастер. Астрономические и другие часы его работы в полной мере подтверждают это. Не приходится  поэтому удивляться, что астрономические часы так никому и не удалось починить после смерти изобретателя.



Перейти к верхней панели