Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Один — без топора, без теплой одежды и пищи, без карты и компаса, в глухом лесу. В какой стороне жилье — неизвестно. Темнеет. Поднимается ветер, тревожно шумит лес, за каждым выворотнем мерещится зверь. Поиски направления начинают приобретать характер беспорядочных рывков в стороны. Что делать?!.
Главное, что совершенно необходимо,— это постараться спокойно обдумать положение. Заблудиться может каждый, даже самый бывалый таежник,— вся разница только в том, кто как поведет себя при этом. Индейцы Северной Америки, опытные охотники, говорят: «Голод не убивает заблудившегося путника, и нет такого холода, который мог бы убить его. Убить может только страх. Не поддавайся страху, и выход всегда найдется».
Зверей в тайге остерегайтесь, но помните, что даже зимой, в голодное время, любой хищник избегает человека. Конечно, лучше поскорее уйти от медвежат, не встречаться осенью с «гонным» лосем, от которого приходится спасаться на дереве, и избежать знакомства с незалегшим в берлогу злым медведем-шатуном и коварной рысью.
Если приближается вечер, прежде всего позаботьтесь о ночлеге — найдите сухое место для стоянки, наготовьте дров. Если нет топора, найдите сухостойные деревца, которые легко свалить руками. Опытный человек никогда не расстается в лесу со спичками в водонепроницаемой упаковке. Если вам не повезло, спичек нет, но есть ружье, огонь можно добыть с его помощью. Для этого надо высыпать дробь из патрона, растрепать пороховой пыж или заменить его ватой и выстрелить в упор в корневище, потом подобрать пыж и осторожно раздуть огонь. В крайних случаях приходится прибегать к более древним способам — отыскивать кремень и из него высекать огонь, или добывать его трением с помощью небольшого самодельного лука, сухой палочки и дощечки. В любом случае полезно иметь в кармане хорошо горящую растопку — смолистую щепу, сухое горючее в таблетках и даже в крайнем случае пластмассовую расческу.
Постройте одноместный шалаш-навес, накройте его лапником или полотнищами еловой, пихтовой коры и бересты. В ясную ночь можно ночевать у большого выворотня или, по-сибирски, «искари», поднявшееся стеной корневище которого — готовый заслон от ветра и экран, отражающий тепло. Прогрейте небольшим костром землю, отодвиньте огонь, а на теплое место уложите постель из мха и лапника. Утро вечера мудренее.
Ну, а что делать утром? Во-первых, решить: идти или ждать выручки. Если у вас есть хоть немного продуктов, а путь далек и тяжел, лежат глубокие снега или вы оказались в болотистой и труднопроходимой пойме реки с многочисленными рукавами и протоками, взвесьте основательно все «за» и «против». Если вы уверены, что вас будут искать,— останьтесь, оборудуйте стоянку и наладьте сигнализацию. Например, два дымовых костра — знак: «терплю бедствие, жду помощи».
Если вы предполагаете, что вас будут искать с воздуха на открытом месте — выложьте круг или крест чем-нибудь, резко отличающимся по цвету от окружающего фона, например темным лапником на белом снегу.
Увидев пролетающий самолет, не бегите за ним с криками, размахивая руками, а услышав звук мотора, спокойно и быстро разожгите приготовленные заранее дымовые костры, где-нибудь рядом с выложенной вами сигнальной фигурой.
Оставаться на месте приходится иногда и из-за погоды. Особенно опасен для одинокого путника мокрый снегопад при ноле градусов или небольшом морозе поздней весной или ранней осенью, когда деревья покрыты листвой. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются и «заламывают» дорогу, одежда промокает. В такой обстановке можно погибнуть даже на хорошо знакомой дороге и в двух километрах от дома. Цель кажется настолько близкой, что путнику жаль тратить время на остановку, чтобы отогреться у костра; а когда он уже не может идти дальше, оказывается, что он не в состоянии удержать в руках даже спичечную коробку. Не менее опасен «распар»— особенное весеннее состояние снега, когда он настолько подтаял. и смешался с водой, что не выдерживает лыжника и в то же время еще так глубок, что по нему нельзя пройти пешком.  Оказавшись отрезанным «распаром» от жилых мест, нужно использовать с каждым днем сокращающееся время ночных заморозков, чтобы как можно скорее уйти к жилью по насту. Лучший выход во время пурги — переждать ее. Множество случаев оканчивалось трагически только потому, что попав в трудное положение, люди спешили наудачу вперед, выбивались из сил, тонули в болотах, проваливались под лед, замерзали.
Располагаясь на длительную стоянку, нужно устроиться «по-домашнему» — сделать хороший навес, заготовить побольше дров, проторить в снегу тропы или оставить какие-то искусственные знаки, вроде сломленных в направлении лагеря веток, стрел, затесок, чтобы по ним легче было найти вас.
Если вы, трезво оценив обстановку, все-таки решили выбираться, надо хотя бы приблизительно, по памяти, представить себе карту местности. Обведите кружком тот район, где вы заблудились и где находитесь сейчас, и от центра проложите направление в сторону достаточно крупного, а еще лучше — линейного ориентира, мимо которого трудно пройти: железная дорога, большой тракт, река, линии высоковольтных передач или просто населенного района. В Уральских горах иногда достаточно бывает подняться на подходящую вершинку, чтобы перед глазами возникла живая карта местности. ,
Когда нет карты, важно суметь правильно отыскать север. Не всегда доверяйтесь компасу: в местах, богатых рудой,— а таких на Урале немало,— он может увести вас в сторону. Не стоит доверчиво относиться и к некоторым известным с детства приметам, будто бы ветви одиноко стоящих деревьев с южной стороны гуще, а годовые кольца на срезе ствола шире.
Есть гораздо более надежные, много раз проверенные следопытами приметы. На скалах, валунах, деревьях мох и лишайники растут гуще на теневой, северной стороне. Кора берез с северной стороны темнее, грубее и толще. Стволы сосен после дождя обычно чернеют с севера. Определить направление на север в ясную ночь можно по Полярной звезде. Муравейники построены большей частью к югу от деревьев, пней, валежин. Северный их склон, обращенный в сторону заслона, более крутой. В жаркую погоду на южной стороне стволов хвойных деревьев выделяется много смолы.
Но и на эти признаки неопытному человеку можно полагаться только в том случае, если он осмотрел не одно дерево, камень, муравейник, а несколько.
В конце зимы и весной определить север и юг помогает снег. В углублениях (оврагах, лощинах, ямах) он тает быстрее на северных скатах, открытых солнцу; также обтаивают и глубокие следы. На взгорках, у подножья  пней, больших камней, снег сходит быстрее на солнечных южных склонах.
Направление север — юг можно определить и по квартальным просекам. Как правило, они идут с севера на юг и с запада на восток, иногда с небольшими отклонениями. Полезно узнать заранее, как они расположены в районе вашего путешествия. Номера кварталов пишутся на специальном столбе. Найдите ребро между двумя гранями столба с наименьшими  номерами кварталов. Оно всегда направлено на север.
В высокогорье компасом может служить даже ветер, если знать направление господствующих в этой местности ветров. Флагообразные кроны деревьев все повернуты по ветру. Этот способ выручает в горах даже в густом тумане, когда низко спускаются облака, и в четырех-пяти шагах ничего не видно.
Направление на ориентир выбрано. По вашим расчетам, до цели два дня хода. Но человек часто ошибается, дорога домой кажется обманчиво короткой и прямой. Не торопитесь. Прежде чем выходить с бивака, хорошенько подготовьте снаряжение, продукты. Ни в коем случае не бросайте «лишнего» продовольствия, одежды, ножа, топора, даже если они покажутся тяжелыми. Особенно берегите спички и обувь, ведь ваше здоровье — единственная надежда на хороший исход дела, а ноги — единственный вид транспорта.
В пути экономьте силы. Второпях, когда путник спешит и нервничает, особенно легко сбить или отморозить ноги, упасть на каменистой осыпи. Спокойствие и выдержка всегда выручат.
Зимой, весной или осенью мелкую незамерзшую речку можно перейти по бревну или, в крайнем случае, вброд. Идите вброд в обуви на босую ногу, носки, портянки и одежду перенесите сухими и сразу же наденьте на том берегу. Если вы провалились или вымокли под дождем, разведите костер, напейтесь горячего, обогрейтесь и обсушитесь. Зимой ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ногам в обуви было тесно, лучше меньше надеть на них.
Оставляйте по пути записки, бумажки, зарубки на стоянках и по дороге заламывайте ветки. Ведь может случиться так, что вы ошиблись в выборе направления,— тогда лучше вернуться по своему следу, чем заплутаться снова.
Есть еще одно важное правило: если вас двое или несколько человек, ни в коем случае нельзя «разделяться», расходиться даже на время. Такие «эксперименты» часто заканчиваются трагически.
Перепробуйте десять вариантов, но только делайте это все вместе.



Перейти к верхней панели