Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Мягкие цвета, приглушенные тона, лаконизм линий и прочие тенденции городской моды – это не для них. В традиционной одежде марийцев столько блеска и красок, причём с абсолютным преобладанием ярко-красного, испещренного пёстрым шитьём и узорочьем, что, кажется, даже их боги завидуют смелости и фантазии старательных деревенских мастериц. Ведь, как ни странно, языческий пантеон мари возглавляет девственной белизны божество – Белый Большой Бог или Ош Кугу Юмо. 

 Между тремя туманами

Как свидетельствуют научные открытия, по-видимому, в Восточной и Центральной Европе 10 тысячелетий назад, еще до так называемого Великого переселения народов, звучала преимущественно финно-угорская речь. Принадлежность к финно-угорской группе роднит народ мари с финнами и эстонцами, коми и карелами, хантами и манси, удмуртами и венграми. Ныне представители уральской семьи языков (финно-угорских и самодийских) насчитывают около 25 млн. человек и проживают на территории, которая простирается от Норвегии на западе до Приобья на востоке и низовий Дуная на юге. Но если большинство финно-угров исповедует христианскую веру: (эстонцы, финны и западные саамы – лютеране, венгры – в большинстве католики; в европейской части России финно-угры исповедуют главным образом православие), то марийцам удалось сохранить свою древнюю анимистическую религию, и они остались язычниками, поклоняющимися силам природы.

«Возможности жить народам между тремя туманами в мире и согласии» – этого просят марийцы у Белого Большого Бога, собираясь на свои праздники, связанные, в основном, с культом земледелия и предков и часто совпадающие с христианскими. Например, в начале января по народному марийскому календарю празднуется шорыкйол –  «овечья нога», аналог русских святок с игрищами, хождением ряженых, молодежными вечёрками и застольями. После долгой зимы наступает уарня, – целая неделя веселья, вроде русской масленицы. Весенний куече пайрем совпадает с христианской «страстной седмицей». Это поминальная неделя, во время которой происходит общение с душами умерших предков, проводятся общинные и семейные моления.

Самый массовый праздник уральских мари – ага пайрем, когда совершается магический обряд, чтобы выпросить у небес дождя, а в марийских селеньях, съезжаясь отовсюду, собираются вместе за большими столами семьи и роды, давние и дальние друзья, добрые соседи и единоверцы. 

С хлебом-маслом

Надо сказать, что марийцы – это самый многочисленный финно-угорский народ, компактно проживающий на Среднем Урале. Сотни его представителей, получив высшее образование, разъехались по городам, где реализуются в самых различных сферах: здравоохранении и образовании, науке и культуре, юриспруденции и бизнесе. Так что в праздничные дни, когда большинство из них съезжается под родные крыши, в марийских селеньях становится многолюдно, шумно и весело.

По части умения привечать, угощать и веселить гостей марийцы большие мастера. Как яркие цветы в своих рукодельных нарядах, звенящих монистами, женщины выходят навстречу с хлебом-маслом. Да-да, именно – маслом, таков старинный обычай гостеприимных мари. Приобщиться к нему и поближе познакомиться с другими обрядами и традициями этого небольшого гостеприимного народа нам удалось в деревне Курки, расположенной на юго-западе Свердловской области.

К слову, всего в Свердловской области сельских поселений марийцев без малого четыре десятка. Из них более четверти – в Артинском районе: Андрейково, Афонасково, Байбулда, Багышково, Малая Тавра, Малые и Большие Карзи, Нижний Бардым и Верхний Бардым, Пантелейково, ну и Курки. В одних сохраняется какое-то производство, а вот в иных ничего такого давно нет. Так, в Курках уже добрых шесть лет как перестал существовать колхоз, и теперь куркинцы кормятся тем, что вырастят и добудут самостоятельно, занимаясь животноводством, земледелием, пчеловодством и собирательством. К выручке за реализованные плоды своего труда у многих добавляется пенсия: как и повсюду, население Курков не молодеет, а совсем даже наоборот. Ведь молодых людей, увы, не заставишь сегодня жить натуральным хозяйством, как бы ни была трогательна и очаровательна их малая родина.

А места тут и правда удивительные! В Артинском районе проходит природная граница между степью, горами и тайгой, а никаких залежей полезных ископаемых, в отличие от большинства уральских территорий, нет, так что землю никто не терзает. Ах как вольно диким пчелам жужжать над просторными полянами целое лето! А о том, какие цветы на этих полянах, сообщает восхитительнейший аромат здешнего мёда, добываемого местными бортниками в окружающих лесах назло хитрым медведям.

 

Дух праздника

Для встречи гостей селянки облачаются в лучшие наряды, надевают расшитые монетами нагрудники, на которых буквально  так и запылает, вдруг приободрившись, слабенькое осеннее солнце. Для изготовления этих нагрудников женщины используют не только монеты, но и всё, что имеет с ними сходство, даже медали и ордена, которыми награждались в разные годы члены их кланов: «За отвагу», «За взятие Берлина», «Мать-героиня»… На груди одной из мастериц мы с удивлением и умилением обнаружили наряду с «советскими» и «постперестроечными» копейками и «полтинниками» монеты царской чеканки и даже петровских времен. Настоящая нумизматическая экспозиция!

Марийка с прялкой

Тачать и украшать нарядные рубахи, юбки и передники, вышивать по подолу и рукавам замысловатые орнаменты с бусинами, сверкающими пайетами, монетками и прочей блестящей красотой марийки начинают еще в нежном возрасте, едва научатся держать иголку с ниткой. Дело делается без спешки. Постепенно, понемногу, в настоящих творческих поисках, в аккурат к свадьбе, рождается наряд, двойника которому во всём свете не найти.

Марийка с прялкой

 

А какие невиданные блюда умеют готовить здешние хозяйки! Представьте себе, например, рыбный пирог, в котором каждая рыбка размером меньше, чем пальчик ребенка… Целый косяк краснопёрки с головами и хвостами запекли в нежнейшем пышном тесте нюго коголё. Или вот мелла – оладушки из дрожжевого теста, которые пекутся в русской печи перед живым огнём и подаются с топленым маслом, мёдом или земляничным вареньем. А к этому – потрясающе душистый чай, настоянный на травах. Ну а если запивать деликатесы домашним пивом пура, то вскоре сами ноги понесут из-за стола в круг, где под волынки – шювыры и барабаны – тюмбыры уже кружится хоровод, а танцоры задорно выбивают дробушки – тыпырдык.

Марийка с прялкой

Но даже и без капли пура, услышав марийские песни, удивишься, как выразительны их мелодии, как богат и разнообразен их ритмический рисунок.

 

Боги слышат

Жители окрестных сел, побаиваясь языческого сглаза, в марийских поселках появляются нечасто. Кое-где бытует устойчивый миф, что женщины мари умеют привораживать женатых русских мужчин. А может, это и не миф? Ведь многие марийцы, особенно те, что постарше, действительно знают заговоры на различные случаи жизни, и за помощью к ним обращаются не только их соплеменники, но и русские, удмурты, татары. Главное во всех магических обрядах – заговор. Спасая пациента от зубной боли, марийский знахарь пошепчет, бросит на угли смесь из муки, соли и перца – и боли словно не бывало.Говорят, марийские кудесники умеют посылать как добро, так и зло через открытое окно или форточку. И многое еще умеют они делать при помощи своих богов.

Верховный бог среднеуральских язычников-марийцев – Ош Кугу Юмо, покровитель скота. В старину ему на молениях приносили  в жертву белого жеребца, теперь обряд жертвоприношения ограничивается барашком или домашней птицей, а то и просто символичен. Юмо Ава, мать Белого Большого Бога, отвечает за деторождение. К ней обращаются перед родами и во время них для сохранения роженицы и ребенка, у неё просят здоровья для новорожденных и детей постарше.
Мать-Солнце Кече-ава дарит солнечный свет и тепло, без которых нет плодородия земли.
Мланде-ава – Мать-Земля, без чьей благосклонности жди неурожая и голода. Поэтому на землю без надобности старались ничего не бросать, чтобы не нанести ей вред.
Вуд-ава, богиня воды, связана не только с водной стихией, но обеспечивает защиту от врагов и даже ведает семейными отношениями. У верующих марийцев-охотников почитанием пользуется Нур-ава – богиня леса и охоты.
Есть и злые боги, от которых одни беды. Главный из них – Керемет – бог болезней и жизненных неудач — ассоциируется в представлениях у марийцев с чертом из христианской мифологии. Облаченный в черные одежды, он – вечный противник Кугу Юмо. Чтобы защититься от Керемета некоторые верующие даже сейчас у порога кладут нож или топор. Колдуны и ворожеи приносят ему в жертву  животных черной масти.
Еще одна нечисть  в мифологии уральских марийцев – шем кишке («черная змея»). По поверьям, эта двухметровая змеища обитает около водоемов и ночует на деревьях, оставляя на коре следы от своей чешуи. Встреча с шем кишке в лесу непременно предвещает неприятности.

Уютнее всего марийцу в белой берёзовоё роще. Берёза – священное дерево и объект поклонения уральских мари. Неслучайно и лучшее место для моления – в священной роще или вблизи от неё. Перед богослужением верующие обязательно моются в бане, набирая воду в священном источнике, надевают чистую белую одежду и обязательно – головные уборы. Молла читает поэтичные молитвы, о скоте, земле и обо всём, чего желает себе и своим близким любой человек независимо от вероисповедания.

Боги наверняка слышат марийские молитвы. Потому что щедро одаривают этот народ главным, что составляет смысл земного существования – умением радоваться жизни. Это когда после праведных и нелёгких крестьянских трудов хочется праздника с красными, в узорах, рубахами, монистами, добрым пура и песнями, собирающими всех, кого ты знаешь и любишь, в большой хоровод.

 

 

Вернуться в  Содержание журнала 



Перейти к верхней панели