Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Дети - это мы за порогом будущего

22 апреля Ивану Антоновичу Ефремову исполнилось бы 80 лет.
Вот уже почти пятнадцать лет нет его среди нас (писатель-ученый скончался 5 октября 1972 года). Ничтожный для палеонтологии, любимой его науки, этот временной отрезок — всего-то ведь полтора десятилетия! — в неостановимой обыденной жизни нашей весьма весом. Сколько событий — маленьких и больших, заурядных и чрезвычайных — произошло за это время! На карте Земли появились новые государства. Количество людей, побывавших в космическом пространстве, давно перевалило за сотню. Родились и выросли сегодняшние читатели нашего журнала. Вошли — а то и ворвались — в читательскую нашу жизнь и благополучно канули в Лету сотни звучных, казалось, книг и имен…
Имя Ефремова не забылось, не выветрилось из памяти. Он наш современник, и творчество его — не одной лишь знаменитой «Туманностью Андромеды», но едва ли не каждой строкой устремленное в будущее,- буквально заряженное этим неизбежно общим для всей планеты будущим,— занимает с каждым годом все более заметное место в сфере наших духовных интересов.
За последнее десятилетие его книги изданы, по свидетельству Т. И. Ефремовой, общим тиражом около 8 миллионов экземпляров. Выходит новое — к сожалению, опять неполное — пятитомное собрание его сочинений. Должно быть, уже пришла к читателям и долгожданная вторая — после давней монографии Е. Брандиса и В. Дмитревского «Через горы времени» (1963) — книга о нем, написанная близко его знавшим профессором П. К. Чудиновым…
Но еще многим и многим недоступны его произведения; и многое не исследовано еще и в биографии его, и в его творчестве; и еще ждет издателя значительная часть написанного им — его публицистика…
Между тем письма Ефремова, его статьи в не меньшей, чем художественное его творчество, степени пронизаны предчувствием будущего, нам и в них многое созвучно: уж очень существенные наши заботы, сегодняшние и завтрашние, сумел предугадать писатель. Нетрудно убедиться в этом, прочитав хотя бы перепечатываемую ниже его статью двадцатилетией давности.

В каждом столетии проблема «ребенок и время», «дети — век настоящий и будущий» приобретает новое значение, ее влияние на развитие всего общества возрастает. Наука и техника дали человеку могущество. Современный человек технически шагнул далеко вперед, а морально, с точки зрения общественного воспитания, он еще не поднялся до уровня новых требований. В век сложной технической цивилизации задача нравственного воспитания юных стоит острее, чем когда бы то ни было раньше.
Колоссальные достижения современной цивилизации могут обратиться во зло, если человечество не научится ими пользоваться. А мы еще не освоились с высоким нервным напряжением, которого требует от нас новый век. При небывалой сложности современного процесса производства малейшая ошибка или неточность в одном каком-то звене может вывести из строя всю цепь и повлечь за собой катастрофу. Концентрированное внимание, стопроцентная сосредоточенность требуются от нас и в условиях современного быта,— скажем, на улице большого города. И с дальнейшим развитием цивилизации требования к человеку будут все возрастать.
А подготовлены ли мы к этому интеллектуально и психологически? Нет, особенно дети. Теперь невозможно, как это было раньше, удерживать все необходимые сведения в голове.
В мире каждый год издается 18 тысяч романов, новелл, повестей. А по химии, например, печатается ежегодно 240 тысяч работ. Если мы не научим детей выбирать для себя главное, следить за общим продвижением науки и культуры— бессистемное множество сведений захлестнет их с головой.
Наша задача заключается в том, чтобы научить подростка ориентироваться в мощном потоке информации, поступающей к нему, чтобы он знал, где ее брать и как для себя использовать.
Для приобретения огромного количества знаний, необходимых человеку уже сегодня, совсем не подходит современная система образования, создававшаяся в девятнадцатом веке. Средняя школа должна быть построена по типу вуза, а не наоборот, как сейчас— высшее учебное заведение по типу школы.
Всем известно, что у нас в школе еще процветает скрытое соревнование по отметкам. Нет ли здесь желания выделить сильных перед слабыми? Как быть, если человек силен в математике, но слаб в спорте, у другого хорошая память, но нет способностей к рисованию? В таком случае надо как-то «уравновешивать» силы, уметь выявлять способности каждого. И у высокоспособных не должно быть преимущества перед товарищами по классу. Иначе у сильных ребят воспитывается сознание превосходства, надменность. А у слабых, в свою очередь, развивается, чувство неполноцейности.
Американский ученый Шепли справедливо заметил, что система среднего образования должна от вертикали переходить к горизонтали. Надо, иными словами, дать ученикам спектр знаний: сущность истории и техники, основные законы физики, химии, биологии, вместе с прикладным их использованием. Не заставлять учеников механически зазубривать зоологическую систематику, а показать, например, общую схему развития животного мира. Для среднего образования необходимо, чтобы приобретение знаний шло вширь.
Я не буду оригинальным, если скажу, что в формировании человека придаю огромное значение литературе.
Мой интерес к палеонтологии, который я сохранил на всю жизнь, возник от десятикопеечной книги из сытинской библиотеки. Всем я обязан книгам. Фантазия, стремление к знаниям, образы людей, которым я хотел подражать,— все я брал из прочитанного, из литературы.
Главное — в создании таких человеческих образов, которые могут служить образцом для  подражания, путеводной звездой. В этом и состоит огромная роль книги.
Существует такая закономерность: чем. сложней общество, тем многограннее и многообразнее должно быть воспитание молодого человека.
Нынешний век требует от поколения не только знаний. Новая мораль, новые взаимоотношения должны существенно изменить нашу жизнь. А мы еще недостаточно учитываем динамику жизненного процесса. Родители порой бывают в чем-то консервативны потому, что их детство проходило в других условиях, родители хотят, чтобы их дети росли в точности такими, как они В этом ошибка. Дети не могут быть буквальным повторением родителей. Если бы каждое новое поколение, наследуя все лучшее, накопленное отцами, не уходило чуточку вперед, не было, хоть немного лучше,— прогресс человечества прекратился бы.
Мы стараемся дать детям образование. Но мы не приучаем детей думать‘о ближнем. Если человек не будет думать о ближнем, он неизбежно причинит ему вред. Нельзя допускать небрежности в приготовлении тонких химических препаратов, в работе с ядерными реакторами, а тем более — во взаимоотношениях с людьми. В наших силах воспитать в ребенке настоящего современного человека — мечтателя и завоевателя будущего.
Журнал «Детская литература», 1966, № 2.

ОБ И. А. ЕФРЕМОВЕ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
Брандис Е. Разведчик трассы — Иван Ефремов. 1982, № 4.
Брандис Е. Он между нами жил… 1986, № 4.
Бугров В. Собирающий красоту. 1972, № 12. «Будьте всегда любознательными…» (Письма И. А. Ефремова уральским читателям). 1982, № 4.
Ревич В. Сфера разума: Уроки «Туманности Андромеды». 1986, № 3.
Савельзон В. Путями старых горняков. 1977, № 4.



Перейти к верхней панели