Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Старков собирается в экспедицию в родные места, на Урал. Времени в обрез, ведь нынешним летом нужно успеть еще на Шпицберген,  а там на учете не дни, а часы — арктическая природа выделяет археологу на раскопки не больше месяца.
Казалось бы, что делать археологу в Арктике? Ему нужны места более обжитые, в которых поколения людей оставили богатый культурный слой. Но и Арктику человек осваивает уже не одно столетие.
— Такими темпами дело пойдет,— шучу я,— скоро вам и на Северном полюсе работа найдется.
— Не исключено,— в тон отвечает Старков.
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии Академии наук СССР В. Ф. Старков принимал участие в знаменитой Мангазейской экспедиции, а сейчас возглавляет группу советских специалистов, которые работают на Шпицбергене.
Не так давно в норвежской и западногерманской печати появились сенсационные статьи, авторы которых утверждали: найдены подтверждения тому, что первобытный человек населял этот арктический архипелаг в Северном Ледовитом океане. Авторами сенсаций были геологи, которые якобы обнаружили каменные орудия древнего человека. Советская археологическая экспедиция одной из своих задач имела цель подтвердить истинность этого открытия. Но как ни заманчиво было расширить границы деятельности древних смельчаков до 81-й арктической параллели, археологи вынуждены были разочаровать поклонников сенсаций. Камни, столь похожие на орудия, обработанные человеческой рукой, скорее всего все же продукты естественного происхождения. Данные палеогеографии также не подтверждают тезиса о том, что восемь-десять тысячелетий назад, в арктическом палеолите, человек смог добраться до островов в Ледовитом океане.
Однако руководитель экспедиции не спешит делать окончательные выводы. Существует еще одна версия, которая утверждает, что древний охотник, двигаясь за мигрирующим северным оленем с европейского Севера, с низовьев Печоры, с арктического Приуралья, мог пройти Новую Землю, Землю Франца-Иосифа и добраться до Шпицбергена.
— Надеемся, что следующие сезоны, — говорит Вадим Федорович, — позволят нам более четко ответить на этот вопрос. Мы не сторонники точки зрения «да», не сторонники «нет», нам нужны неопровержимые данные, которые пока не найдены.
Значительно более богатыми были находки археологов, связанные с освоением русскими поморами Груманта, как они в свое время называли Шпицберген. Пока самые ранние находки датируются семнадцатым веком, однако историки не теряют надежды, что их ждут открытия более раннего времени, потому что освоение Груманта началась, как минимум, в XV столетии. На берегах архипелага обнаружены остатки поморских селений, где люди жили круглый год. Конструкции домов, которые привозились на поморских кочах с материка, а потом собирались, чисто русские: рубленые, все они, как правило, состоят из трех частей: две теплых клети, сени между ними. Дрова для русских печек в избытке предоставляло (и сейчас предоставляет) море: сибирские и европейские реки выносят столько леса, что все берега островов Шпицбергена забиты плавником.
На Грумант плыл на промысел морского зверя грамотный люд. Об этом свидетельствуют найденные надписи на дереве. Самая большая фраза — трагического содержания: «Приставися мирянин от города…» Обрывок другой фразы: «…овал …тиков» археологи расшифровали так: видимо, в этом месте зимовал какой-то помор с фамилией, оканчивающейся на «тиков».
В бухте Решерн советские специалисты обнаружили остатки базы Русской полярной экспедиции под командой капитана В. Я. Чичагова. Экспедиция, снаряженная стараниями и радением великого Ломоносова, искала северо-западный проход к полюсу и достигла рекордных для того времени высоких широт. На Западном Шпицбергене археологи разыскали остатки зимовий русских моряков, причем они полностью совпали с теми описаниями, которые оставил один из  участников чичаговского путешествия лейтенант М. Немтинов. Здесь же обнаружены детали корабельного такелажа, обрывки одежды из флотского сукна, обувь моряков, орудия промысла  Раскопки подтвердили, что в экспедиции морского ведомства России активное участие приняли поморы, помощь которых и позволила чичаговской эскадре добиться большого успеха, благополучно завершить плавание.
Всего на месяц стаивают кое-где шпицбергеновские снега, давая возможность археологам работать. В качестве компенсации природа предоставила им небольшие преимущества: на архипелаге нет земли, грунта. Только камень, который не смерзается. Но много камней надо поворочать, чтобы обнаружить следы присутствия на этих суровых берегах наших далеких предков.



Перейти к верхней панели