Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Экспедиция "к тайнам природы"

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИВИЛИЗАЦИИ! ИСТОЩАЮТСЯ ЛИ ПРИРОДНЫЕ ЗАПАСЫ! КАКОВЫ ЛАНДШАФТ МЕСТНОСТИ, ЕЕ РЕЛЬЕФ, ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЕГО, ПОЧВЫ, ВОДА, РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР!
СОТНИ СЛЕДОПЫТСКИХ ОТРЯДОВ СТОЯТ НА ОХРАНЕ ПРИРОДЫ — ИЗУЧАЮТ, БЕРЕГУТ, ОТКРЫВАЮТ БОГАТСТВА РОДНОГО КРАЯ, ПРИНИМАЮТ ПОСИЛЬНЫЕ МЕРЫ К СОХРАНЕНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.

• Музей флоры и фауны создан в Кузнецкой средней школе Аргаяшского района (Челябинская область). Много лет руководит школьными следопытами, собирающими экспонаты для музея, учитель биологии и географии Герой Социалистического Труда В. М. Леднев.

• Курс «Охрана природы» введен в Свердловском сельскохозяйственном институте. Будущие зооинженеры узнают о мерах по охране животных, растительного мира, воды, по рациональному использованию пастбищ; агрономы, инженеры-механики — о мерах по охране земель, предупреждению почвенной эрозии. Обязательным разделом охрана природы входит и в дипломные работы.

• В дар Далматовскому историческому музею передана коллекция «Минералы Урала», собранная свердловчанами Марией Семеновной и Виктором Анатольевичем Карпуниными. Яшмы, сердолик, родонит, флюорит, нефрит — более ста образцов в коллекции.

• Комсомольцы судоремонтники из Литвы совершили лыжный поход по Кольскому полуострову, повторив маршрут экспедиции А. Фарсмана, открывшей богатые месторождения апатитов.

Родниковая семейка
Какая была раньше речка Вельшанка!.. Сколько рыбы водилось… Обидно ребятам из Вахновской школы Винницкой области слышать это от стариков. Мелеет, мутнеет река…
Осмотрели школьники берега, русло, узнали, чем питается речка: семь ручейков бегут в Вельшанку, а у истоков каждого ручейка — чистый родник.
Отряд «Голубые патрули» решил: надо найти новые родники, привести их в порядок, соединить с речкой. Родничкам, которые открывали, давали имя: «Водограй», «Хрустальный», «Дружная семейка»… Где ближе речка, приток, ручей — туда и роют школьники канавки, садят деревья по бережкам.
Седьмой год бегут к речке новые струйки. Ожила Вельшанка, вода в ней стала чище.

Каменный лик края
Библиотека, лаборатория, архив, хранилище образцов — так можно назвать этот музей, и ни в одном названии не будет ошибки. Собирал все то, что сейчас считается экспонатами, восемьдесят пять лет назад русский ученый, профессор Евграф Степанович Федоров. В 1894— 1899 годах он работал в этих местах. К материалам, собранным Е. С. Федоровым — запискам о геологическом строении округа, отчетам, кернам, шлифам,— обращалось не одно поколение уральских геологов и горных инженеров.
Теперь все эти богатства хранит геологический музей школы № 24 в городе Краснотурьинске. В хранилище находятся 22 тысячи образцов минералов, горных пород и окаменелостей, 51 тысяча шлифов, 2500 различных чертежей и планов. Уникальное собрание представляет библиотека — около четырехсот томов специальной литературы.
Немало месторождений подсказали советским геологам федоровские материалы: Белкинское месторождение огнеупорных глин, Вадимо-Александровские медные руды, Волчанские угли… В федоровском музее в свое время работал геолог Н. А. Каржавин — открыватель знаменитой «Красной шапочки»: сопоставив пять тысяч образцов пород и обнаружив в четырнадцати из них большое содержание бокситов, он точно «вышел» на самое большое в стране месторождение бокситовых руд…

Гербарий гимназиста Фрунзе
Краеведы Ленинградского Дворца пионеров разглядывали однажды старый гербарий. На коллекции была надпись, что собрана она в 1903 году учеником гимназии из города Верного Мишей Фрунзе. Дотошные ребята приметили, что на этикетке каждого засушенного растения обозначено место, где оно было взято. Все пункты проследили ребята по карте, и тут родилась мысль: ведь это же готовый маршрут!
Путешествие началось из бывшего города Верного — теперь Алма-Аты. Маршрут лежал через три хребта Тянь-Шаня, по местам, связанным с юностью легендарного полководца Михаила Васильевича Фрунзе. Задачу свою ребята выполнили — собрали такой же гербарий.
Отличительная черта краеведческого кружка в Ленинградском Дворце пионеров — он работает на научной основе. Руководит им кандидат наук Г. Усыпкин. Школьники берут серьезные задания, работают по рекомендациям ученых. Одна из последних экспедиций — по Тихвинской водной системе: ребята подробно описали ее каналы, шлюзы, плотины.

 Есть свое открытие!
Белый мрамор… Камень Праксителя, Микельанджело, Родена… И в наши дни вызывают удивление, восхищение работы древних и средневековых скульпторов, высеченные из этой горной породы и хранящиеся в лучших музеях мира. Этот камень был любим старыми ваятелями.
Открытием белого мрамора увенчались работы южно-киргизской геологической экспедиции, в которой принимали участие ребята из 3-й школы города Кок-Янгак. Юные геологи имеют теперь на своем счету открытое ‘ими месторождение белого мрамора. Образцы доставлены в школьный музей. Они заняли почетное место рядом с агатами, яшмой, горным хрусталем, малахитами… Все богатства края представляют экспозиции музея, и все они добыты ребятами в недрах Тянь-Шаня.

Сюрпризная находка
Среди хребтов Тукурингра и Соктахан в Амурской области расположилось искусственное Зейское водохранилище. Водохранилище — это не только энергия электростанций, это — преграда наводнениям, это свободный путь речным судам, это тысячи гектаров вовлеченных в сельскохозяйственный оборот свободных земель.
Снежногорская средняя школа по предложению директора Леонида Сергеевича Долотоза взяла под наблюдение и контроль прилегающую к поселку береговую зону Зейского водохранилища. И однажды школьная экспедиция обнаружила в четырехметровой толще диатомитов — осадочной горной породе, образованной ископаемыми водорослями,— отпечатки древних насекомых, растений, бивень мамонта.
Об этих своих открытиях ребята-следопыты написали в биологический музей Московского государственного университета. Сообщением учащихся заинтересовались ученые. Ребята получили рекомендации, как вести дальнейшую работу. Все школьные экспедиционные отряды теперь имеют план изучения зоны водохранилища.

Знаешь ли ты свой край
Далеко не каждый умеет сделать чучело зверя или птицы. Те, кто бывал в музее средней школы в поселке Усть-Нюкжа на БАМе, видели прекрасно оформленный уголок фауны: здесь представлены птицы, пушные звери, лось, изюбр, дикий северный олень — асе, чем богата окружающая поселок тайга. Эти чучела выполнены не профессиональным таксидермистом — их сделали сами учащиеся.
Усть-нюкжинский музей известен далеко за пределами БАМа. Часть этнографических экспонатов получила прописку в музее истории в Тынде; рисунки ребят, показывающие красоту родной природы, выставлялись в Варшаве; большое одобрение специалистов получила топонимика БАМа, составленная усть-нюкжинскими школьниками.
Юные краеведы взяли шефство над памятниками природы в своем районе, в том числе над знаменитым историческим памятником «Наскальные писаницы».

Подарок старого агронома
Первый агроном Мокроусовского района Курганской области Павел Александрович Федотов подарил сельскому краеведческому музею свою личную библиотеку: десятки томов редких изданий по сельскому хозяйству и использованию местных земель. Среди книг есть первые советские издания по сельскому хозяйству, географические карты, атласы, сельскохозяйственный календарь за 1897—1898 годы и другие.



Перейти к верхней панели