Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Если подняться на гору...

200 лет назад на уральской реке Серге руками работных людей было начато строительство двух вододействующих металлургических заводов. Когда возвели плотину, поставили домны, молоты и горны, когда появились «производственные избы» и начали привозить руду с окрестных рудников, тогда задымили железные трубы, ожил сложный организм невиданного сооружения.
Словно частицу солнца с закатного неба упрятали в нем строители. Башкирских и русских крестьян из окрестных деревень охватывал ужас при виде ослепительного света, время от времени вырывающегося в ночи из чрева непонятного им чудовища и устремляющегося вверх, к нависшим облакам. Но какая-то сила гасила этот жар, и вновь мрак воцарялся вокруг. Только не было прежней тишины. Неумолчный гул свидетельствовал о том, что гигант живет и дышит.
…Разбуженная энергией Петра, Россия застраивалась заводами. На огромных пространствах Урала вырос производственный комплекс мирового значения,! и Нижне-Сергинский металлургический завод был одним из самых мощных.
Прошло немногим более ста лет. Завод стал испытывать недостаток в сырье. Начали истощаться местные рудники, и не было железной дороги для доставки руды из более отдаленных мест.
В других городах Урала выросли новые громады цехов, закурились доменные вулканы, а Нижне-Сергинский сначала замедлил свой стремительный рост, затем затих. Новым поколениям жителей заводского поселка стало привычным все то, что их окружало: старая плотина, спокойная гладь рукотворного озера, силуэт цехов… Сверху, с горы, казались Нижние Серги небольшим островком у подножия, островком в безбрежных лесных просторах.
На одной из выставок живописи в Свердловском Доме художника уже более десяти лет назад появилась картина Геннадия Калинина «Нижне-Сергинский завод». Она привлекла внимание зрителей самобытным авторским решением темы.
Вот он, ступенчатый силуэт завода. Старые прокопченные цехи и более поздние строения словно сливаются в единое тело. Огненное действо творится внутри его. Виден раскаленный слиток. Подобно частице солнца, он наделен необыкновенной энергией, распространяющейся на все окружающее пространство. Сполохи огня, выплескиваясь наружу, зажигают красным светом стены цехов.
Но в архаичном облике завода отчетливо проступают черты современности, На берегу пруда расставлены мачты ЛЭП: уже не падающая вода запруженной реки приводит в движение механизмы. Стремительное движение, выраженное рвущимися вверх вертикалями труб и клубами дыма, пронизывая пространство над прудом, растворяется в бескрайних просторах дальнего плана. Горизонтальной линией противоположного берега художник подчеркивает его границу. Там, вдали, иные ритмы, иное течение времени. Мотив дугообразной линии, начинающийся с очертания нового поселка, расположенного у края воды, возносится вверх хоралом гор. Заросшие густым лесом вершины, как застывшие волны, уходят в эпическую тишину прошедшего времени, где таится тысячелетняя история Урала.
Композиция картины вызывает ощущение незыблемой прочности всех компонентов пейзажа. Даже искусственный водоем художник представляет как древний, давно сроднившийся со всем его окружением.
О том, чтобы написать живописный сказ об Урале, Калинин мечтал давно. За многие годы странствий по краю накопил множество впечатлений. Встреча о Нижне-Сергинским заводом стала для художника счастливой. Завод предстал перед ним как живое воплощение истории и современности.
Живописец .не раз выезжал туда. Писал Нижние Серги в разное время года и с разных точек. Накапливались этюды, все более ясным становилось представление о будущей картине. Но окончательный вариант «не давался» до тех пор, пока, наконец, он не понял, что надо остановиться по времени на осени. Усталая земля остывает после жаркого лета, торопливо меняя краски, К вечности прибавляется еще один год. И кажется, что этот поток времени осуществляется энергией завода. От его ярко-краснедю слитка множатся оранжевые и охристые проблески в растительном мире…
Картина «Нижне-Сергинский завод» после первой выставки была доработана, окончательный ее вариант демонстрировался затем многократно в Свердловске, в других городах страны.
Геннадий Николаевич Калинин не получил художественного образования. Вспоминая свою юность, которая началась в годы войны, художник ничуть не сомневается в правильности выбора своего жизненного пути. В 1946 году, после школы, он поступил в технический вуз, хотя с детства мечтал быть художником. Семья Калининых жила в Новгородской области —там, где граница фронта была совсем рядом, и молодой человек твердо решил стать инженером, чтобы активно участвовать в самом главном деле — восстановлении народного хозяйства.
Закончив институт, в 1952 году Калинин приезжает на Урал — сначала в Златоуст, затем в Свердловск. Молодой инженер становится крупным специалистом. Но… в душе Геннадия Николаевича не затухает юношеская страсть к живописи. И, наконец, он меняет профессию. С присущими ему энергией и упорством последовательно идет к намеченной цели, решая все более сложные живописные задачи. Большую помощь оказали Калинину свердловские художники Н. Г. Чесноков и Г. С. Мосин.
В 1974 году Геннадий Николаевич Калинин стал членом Союза художников СССР. Сегодня он — признанный мастер пейзажа.
В мастерской художника хранится немало превосходных этюдов. По ясности замысла и завершенности исполнения они приближаются к картинам. Автор чувствует потребность расширить содержание пейзажного жанра, вложить в него широту философских размышлений о природе и сущности человеческого бытия.
В наше время взаимоотношения человека с природой не всегда складываются благополучно. Тревожная кисть пейзажиста заставляет задуматься об этом. В 1978 году Калинин пишет два пейзажа, два образа ранней природы: «После лесного пожара» и «Спустя несколько лет после лесного пожара».
Проблемность и романтическая приподнятость многих полотен Калинина не заслоняют лирического начала в его творчестве. Художник очень любит весну. По-разному она предстает в его произведениях. Во многих из них он прослеживает ее движение: с первых признаков потепления, где преобладает еще холодная гамма красок, до радостных аккордов, торжества солнечного света, половодья, торопливого обновления растительного мира. Обновление для художника — как победа добра, как прогресс.



Перейти к верхней панели