Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Вечером 19 июля 1977 года тысячи ленинградцев стали свидетелями уникального зрелища. Над покрытой лесами башней здания Адмиралтейства застыл на мгновение вертолет. Вот он чуть-чуть пошел вниз, и привязанный к нему стропами золотой фрегат опустился на железный штырь шпиля башни. В загремевшем тысячеголосом «ура» было и восхищение мастерством вертолетчиков, и радость питерца, увидевшего, наконец, вновь после реставрации на своем вековом месте одно из главных украшений любимого города, его исторический символ — золотой адмиралтейский кораблик.
Ярусами поднимается вверх башня Адмиралтейства. Широкая полоса двадцатидвухметрового барельефа завершает нижний кубический объем здания, его сюжет: «Заведение флота в России». Впечатляюще скульптурное полотно: к пирсу на челне-раковине подплывает мифический бог моря Нептун, вручая трезубец встречающему его Петру I. Рядом — Минерва, у. ног — властелин огня и металла Вулкан, поодаль — бог торговли и мореплавания Меркурий. .Под деревом, держа в руках рог изобилия, женская фигура, олицетворяющая Россию. А вокруг — морские обитатели: тритоны, наяды, трубящие славу рождающейся морской державе. Чуть в стороне — строительство судов. На щите — изображение герба города — скрещенные якоря, а в глубине, над крепостными стенами,— конусообразно завершенная башня с флагом над ней.
Много всяческих легенд ходило о кораблике и шаре, венчающих знаменитую Адмиралтейскую иглу. Чего только не рассказывали в прошлом охочие до вымыслов петербургские обыватели! Бытовала, например, сказка, что внутри позолоченного шара находится кубышка из настоящего золота. В кубышке же, мол, сложены все образцы золотых монет, которые чеканились начиная с Петра I до предпоследнего Романова. И открывается она будто не ключом, а особым секретным поворотом.
Другая легенда гласила, что три флага на знаменитом кораблике сделаны из чистого червонного золота и что в носовой части трехмачтового парусника хранится личная маленькая буссоль самого Петра. Говорили также, что на борту кораблика (а корабликом кажется он нам снизу, на самом же деле он далеко не маленький и имеет габариты примерно по два метра в высоту и в длину) имеется название, данное ему основателем города на берегах Невы. И хотя в печати никаких подтверждений тому не было, досужие люди в солнечные дни приходили к Адмиралтейству с биноклями и подзорными трубами, пытаясь установить имя легендарного кораблика. На кораблике действительно была выгравирована надпись, но не название: «Возобновлен в 1846 г. 1 октября. Архитектор Риглер, смотритель капитан 1 -го ранга Теглев, помощник штабс-капитан Кирсанов». Но этот кораблик украшал острие Адмиралтейской иглы ранее и из-за обветшалости был сменен во время реставрации шпиля в 1886 году. Старый кораблик хранится в Центральном военноморском музее, а новый, венчающий ныне башню, никаких надписей не имеет.
Адмиралтейство было заложено осенью 1704 года. Место для строительства выбрал Петр I, он и спроектировал здание. Сооружение его длилось год. Оно было деревянным, но уже тогда—с башней, увенчанной шпилем. Потом Адмиралтейство перестроили в камне. Для покрытия шпиля ушло около тысячи покрашенных листов железа. На шестнадцатом году существования Петербурга строителям шпиля передали для украшения его вершины вызолоченный парусный корабль и шар. В середине 40-х годов XVIII века Адмиралтейство вновь перестраивалось, на этот раз знаменитым русским зодчим Иваном Кузьмичом Колобовым.
Любопытен приказ Адмиралтейств-коллегии, относящийся к тому времени:
«На Адмиралтейский шпиль прежние шар, корону и корабль вызолотить, ровно как и листы, червонным золотом».
Архитектор Коробов при перестройке сохранил прежний силуэт шпиля. На позолоту потребовалось почти 18 килограммов чистого золота. История сохранила нам имя человека, под руководством которого осуществлялось покрытие позолотой Адмиралтейского шпиля. Это был котельный мастер Иван Васильев с группой подмастерьев.
Коробовское Адмиралтейство просуществовало до первой четверти прошлого века, до той поры, когда к его фундаментальной перестройке приступил выдающийся архитектор Андреян Дмитриевич Захаров, превративший здание в один из изумительных шедевров мирового зодчества. В таком виде Адмиралтейство существует и сегодня.
Однако время от времени шпиль с корабликом требовалось золотить заново. Первое повторное золочение шпиля, уже на захаровском Адмиралтействе, проводилось в 1846 году, тогда же был построен и громоотвод.
Через сорок лет началась очередная реставрация шпиля/ Капитально отремонтировали несущую конструкцию башни, на поверхности иглы полностью заменили ее старую медную обшивку, а кораблик решили из-за ветхости заменить на новый.
Насажен кораблик на шпиль не по центру своего корпуса, а несколько ближе к корме, примерно, на треть от нее. Носовая часть при этом выдается вперед. И это понятно: кораблик не только украшение Адмиралтейской башни, но и флюгер. Именно поэтому, когда создавали модель второго кораблика, и поныне несущего свою службу флюгера на острие иглы, его кормовую часть утяжелили, и кораблик получил возможность вращения. Отремонтировали и шар. Внутренность его полая, и кому-то пришла мысль поместить сюда небольшую шкатулку, сделанную из оцинкованного железа. В шкатулку положили петербургские газеты за 25 октября, в специальном конверте фотографии царствовавшего тогда Александра III.
В таком виде шпиль блестел всего пятнадцать лет. С 31 июля по 20 декабря 1901 года проводилось очередное, уже третье золочение, снова вскрывали шар и извлекали из него шкатулку, чтобы вложить список лиц, проводивших реставрационные работы. И года не прошло, а на шпиле обнаружился явный брак. С каждым днем знаменитая игла тускнела все более и более. За восемь лет от былого блеска шпиля остались лишь воспоминания. Это и вынудило в конце концов приступить к четвертому по счету золочению. На этот раз золота ушло значительно меньше, а заблестела игла, как в былые годы.
Следующие реставрационные работы в Адмиралтействе проводились уже при Советской власти, стояла зима 1928 года, памятная исключительно неустойчивой погодой и ураганными ветрами. Работы велись в редкие периоды затишья. Когда позолотчики завершили свой труд, в известную уже шкатулку был заложен Акт, гласивший о произведенном капитальном ремонте шпиля. В нем указывались имена реставраторов. Положили и несколько номеров ленинградских газет.
В годы блокады были покрыты маскировочной краской все наиболее крупные золотые ориентиры Ленинграда, в частности гигантский купол Исаакиевского собора, 1 2 2 -метровый шпиль собора в Петропавловской крепости и другие. Такая же участь была уготована и Адмиралтейской игле, но моряки все же обошлись без краски, сшив огромный брезентовый чехол для укрытия шпиля. С помощью альпинистов золотой шпиль был временно замаскирован. Накануне 1 мая 1945 года чехол был сброшен.
Почти пять десятилетий со дня последней реставрации оставили свои следы на Адмиралтействе. Вновь вокруг башни выросли леса. Венчающая часть шпиля — кораблик, шар, корона и медный конус были демонтированы, а после реставрации поставлены на место с помощью вертолета.
Вот уже 280 лет парит над городом видный отовсюду «фрегат, связующий века», и по-прежнему «светла Адмиралтейская игла»…



Перейти к верхней панели