Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

До глухого предуральского села Усть-Икинска весть о победе Великой Октябрьской социалистической революции дошла в конце ноября 1917 года. Крестьянство восторженно встретило революцию, декреты II Всероссийского съезда Советов о мире, о земле, подписанные В.И.Лениным.
При активном участии трудового крестьянства прошли выборы в волостные советы крестьянских депутатов.
Весной 1918 года волостной Совет при поддержке бедняков начал перестройку старого уклада жизни.
9 апреля состоялось первое собрание бедноты, где была организована Усть-Икинская трудовая коммуна и принят ее Устав.

Протокол собрания крестьян с. Усть-Икинского
На собрание явилось 13 домохозяев, председателем избран односелец Петр Никанорович Филиппов, секретарем — Степан Дмитриевич Чусов. Где выслушали словесный доклад т. Петра Филиппова об организации в с. Усть-Икинском коммуны. Причем пришли к убеждению, что действительно поодиночке нам бороться с нуждой и бесхлебием невозможно, а особенно в отношении обработки земель и их удобрении. Само собой понятно, что в одиночной работе — или без лошади, или без земли — деревенский пролетариат никогда не сработает с прибылью, а обыкновенно,— с убытком. И как ни вертись, как ни работай всей своей семьей «от мала до велика», в конце концов в течение года ни сыты, ни голодны, дивиденд иногда — последние лапти с ног долой. Тяжела и безотрадна доля бедняков. Другое дело, учитывая наши средства, главное — живую силу, в общей, объединенной, тесной и дружной работе, во взаимном отношении здоровья; этот путь — «трудовая коммуна». В единении — сила. Пусть «многомыслящие» толстосумы осмеют это священное начало равенства и братства — мы твердо решили идти тернистым путем навстречу грядущему социализму.
Постановили:
1. Образовать в нашем селе общину, назвав ее:«Усть-Икинская трудовая коммуна»..
2. Коммуна занимается хлебопашеством, огородничеством, садоводством, семеноводством, птицеводством, рыболовством и вообще всяким трудом, видоизменяя то или иное, что окажется более полезным для общины, а равно какой-либо промышленностью при нашем хозяйстве независимо — ручного или машинного производства.
3. Коммуна производит все работы только личным трудом своих членов; наемный труд на первое время допускается только специалистов по каким-либо отраслям работ, по которым не окажется своих членов.
4. Коммуна ставит своей обязанностью проводить в жизнь общереспубликанский план монополий и товарообмена всех продуктов как при сбыте своих, так и приобретении таковых от других коммун и организаций.
5. Средства и имущество коммуны составляют из перехода всего состояния членов коммуны в общее пользование общины; желательно и необходимо составить имущество из наличных средств членов при первоначальном входе их в коммуну.
6. Для жилища устроить на участке, данном нашей коммуне, общее здание с разделением на комнаты: одиночные, парные, семейные и общий зал, отдельно детские и столовые по мере надобности.
7. Довольствие из общего котла или продуктов на руки производится из общего фонда по усмотрению членов коммуны, причем все посетители членов коммуны удовлетворяются из общего фонда в комнате членов или общем зале, если будет таковой. Обмундирование членов коммуны, безусловно, из общего фонда.
8. Все трудоспособные члены ни под каким видом не должны претендовать на нетрудоспособных — залетных (престарелых), малолетних, а равно больных членов. Таковые должны содержаться за счет коммуны, всемерно заботясь о последних. Данный пункт распространяется и на тех нетрудоспособных родителей, которые войдут в семейство членов коммуны впоследствии. По возможности не отклонять ходатайства и других, более далеких, нетрудоспособных родственников.
9. Коммуна наша должна ставить непременной своей обязанностью обучение детей, кои должны обучаться в каком бы то ни было учебном заведении по желанию, до высшего образования включительно, за счет коммуны.
Получившие образование должны служить делу коммуны не менее 5 лет, а в случае отказа — возместить постепенно коммуне расходы по образованию.
10. Выход членов из коммуны не допускается ни под каким видом до истечения десятилетнего срока. После этого срока могут выбыть в первобытное состояние (становятся единоличниками) с получением дивиденда ко дню выхода из коммуны из наличного капитала, но ни в коем случае не из основного.
11. Коммуна не прекращает своего действия до истечения десятилетнего срока даже при неблагоприятных условиях, а при удачной постановке дела коммуна наша увеличивает круг своей деятельности и привлекает в свой состав новых членов.
12. Община наша из среды своей выдвигает правление, которое ведет все дела, счетоводство и кассу коммуны.
13. Правление имеет специальные бланки, штемпеля и печать.
14. Проверка и контроль правления поручается особой ревизионной комиссии во всякое время.
15. Членам правления коммуны представляется полное право ходатайствовать перед всеми лицами, учреждениями, комиссарами Российской Федеративной Республики как о защите прав коммуны, так и об исходатайствовании помощи и о получении субсидий в виде денежных сумм, сельскохозяйственных орудий и прочее.
16. Члены, заявившие о выходе из коммуны до создания тесной объединенной работы, подвергаются штрафу в пользу коммуны в размере 300 рублей».
В коммуну вступило 18 домохозяев с семьями. Всего 127 человек.
Коммуна получила земельный участок общей площадью около 850 га за Теплой Горой, между деревнями Мало-Усть-Икикское и Ново-Муслюмово.
Для участия в губернском съезде Советов крестьянских депутатов делегатом Усть-Икинского Совета крестьянских депутатов был избран Степан Дмитриевич Чусов, крестьянин-бедняк, матрос, большевик с марта 1918 года, секретарь Усть-Икинской организации РКП (б), комиссар по земельным делам Усть-Икинского волостного Совета, член коммуны.
С затаенной злобой следила за преобразованиями на селе кулацко-купеческая верхушка. Тревожными были июньские дни 1918 года. Заговорщики надеялись на скорое свержение молодой Советской власти: контрреволюционными выступлениями были охвачены обширные районы страны.
В Усть-Икинском Советы прекратили существование 13 июня 1918 года. Из дружины был создан партизанский отряд,, командиром стал Павел Лешков, комиссаром Тихон Онкин — председатель волостного революционного комитета, член партии большевиков с 1918 года, член коммуны.
Притихли кулаки и их приспешники в эти июньские дни.
18 июня 1918 года вдруг загудели церковные колокола, созывая народ на площадь. Это было сигналом к началу кулацкого мятежа.
Требование контрреволюционеров о сдаче всего партизанского оружия поддержал Павел Лешков, заявивший: «Оружие мы сдадим, но чтоб без кровопролития». Лешков — сын крупного кулака-мельника, в годы, первой мировой войны — сапер, в 1918 году примкнул к большевикам. Лешков предал партизан и коммунаров, а сам тут же скрылся.
Началась расправа над коммунарами. Был арестован Андриян Жильцов, судья ревтрибунала. Его привели на площадь со связанными руками. После допроса его, раскачав, выбросили из окна второго этажа на каменные плиты тротуара.
На площадь привели Николая Филиппова. Один из бандитов размозжил ему голову прикладом и вонзил штык в грудь.
Упал окровавленный Иван Балашов.
Вдруг толпа вздрогнула, раздались крики ужаса. По переулку мчался всадник, волоча привязанного за ноги к хвосту лошади человека. По одежде узнали собравшиеся, что это был Тихон Онкин…
Вечером подогнали подводу, десять окровавленных тел сбросали на нее и повезли на край села, где была вырыта яма двухметровой глубины.
Ни просьбы, ни слезы родных не остановили палачей.
— Смерть большевикам! — раздалась команда, и разъяренные кулаки начали сбрасывать коммунаров в могилу.
— Мужики, не ладно ведь живыми-то,— раздался из толпы голос Михаила Захарова.
— Кто еще там? Туда же захотел? Тащи-ка его сюда…
Захаров бросился бежать — думал спастись, но раздался выстрел — и он упал, сраженный пулей в затылок.
Лопаты заработали быстрее.
Еще долго из-под земли раздавались стоны, потом все стихло…
Те, кто не попали под расправу 18 июня 1918 года, были арестованы позже и отправлены в кусинсхую и Златоустовскую тюрьмы.
14 человек из них были расстреляны близ города Кусы. Там, на этой братской могиле, стоит памятник.
На краю села Большеустьикинского тоже стоит скромный памятник, сооруженный односельчанами в 1929 году на месте зверской расправы над членами коммуны.
С большим трудом, с помощью родственников удалось разыскать портреты трагически погибших — заживо погребенных членов Усть-Икинекой трудовой коммуны. Недостает только портретов Ивана Сергеевича Балашова и Ивана Васильевича Акулова.



Перейти к верхней панели