Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Диалог мэров

Поймать моих собеседников — задача не из лёгких.

Анне Николаевне Бычковой восемьдесят семь лет.

В этом возрасте в самый раз, казалось бы, сидеть дома в окружении внуков. А она на колесах. Выражение «на колёсах» никак не следует понимать буквально. Как и в молодости, Анна Николаевна любит ходить пешком. С утра — в госархив, полистать документы тех лет (1929 – 1931), когда она возглавляла исполком Свердловского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, после обеда — на завод, носящий имя Я. М. Свердлова. Её попросили выступить с воспоминаниями — член партии с 1906 года, Анна Николаевна прошла большую революционную школу подпольной борьбы. Ссылка в Сибирь, побег, эмиграция, активное участие в революции и, наконец, долгие годы партийной, советской работы (на пенсию А. Н. Бычкова вышла в 72 года) — с трудом верится, что столько этапных событий может вместить одна человеческая жизнь.

Буквально по минутам расписан день и у председателя горисполкома Алексея Алексеевича Пушкарева. Шутка сказать, управлять хозяйством современного миллионного города. Все ключевые вопросы современного города — экономики, культуры, науки, искусства, коммунального хозяйства — так или иначе лежат в сфере его интересов. А в этом году новые хлопоты, правда, радостные — Свердловск отмечает своё 250-летие. Именно об этом, о прошлом и настоящем социалистического Свердловска, и ведут диалог два мэра.

диалог двух мэров

А. А. П у ш к а р е в

Свердловску — 250. Это и много, и мало. Есть на планете города-долгожители, возраст которых перевалил за тысячелетие. По сравнению с ними Свердловск выглядит довольно молодым. Но, думаю, к городам можно применить ту же мерку, что и к людям. Человеческая жизнь, как известно, оценивается не столько по количеству прожитых лет, сколько по тому, как они были прожиты. С этой точки зрения биография Свердловска весьма богатая.

Свердловск, можно сказать, ровесник Ленинграда, детище петровской эпохи. Стране нужно было не только «окно в Европу», к заморским странам, ей необходим был выход к огромным богатствам Урала и Сибири, своего рода «окно в Азию». Кладовые Каменного Пояса многое значили для судеб России. Без преувеличения, сама история предопределила рождение уральских городов — не случайно, как вы знаете, в одном и том же году празднуют свое 250-летие Пермь и Свердловск.

Время, крепостническая система диктовали свои законы и нравы. Екатеринбург в свое время был единственным в России городом, где не было городничего, его заменял главный горный начальник. Жизнь казенных заводов с приписанными к ним селениями находилась в полной зависимости от горного правления. Это было государство в государстве — свои законы, своя полиция, свое войско, свой суд. Смотрите, как писалось в циркуляре того времени: «производить суд и расправу на том основании, как в полках, на основании прав помещиков в их селениях». Заметили, слово-то какое употреблено — расправа.

Днем рождения социалистического Свердловска стало 26 октября (8 ноября) 1917 года. Накануне связь с центром была прервана. Ползли по городу тревожные слухи. Самые разные: и о том, что восстание в Петрограде подавлено, и что на Урал идут кадеты. Наконец, ночью телеграмма: революция победила! Днем рабочие и красногвардейцы заняли основные учреждения города, а вечером состоялось историческое заседание Екатеринбургского Совета, который объявил себя единственной властью в городе. Впрочем, я передаю эстафету Анне Николаевне — кому, как не ей, вспомнить те первые годы Советской власти.

 

А. Н. Б ы ч к о в а

Заседание, о котором говорит Алексей Алексеевич, было действительно историческим. Но я хотела бы подчеркнуть, что оно было подготовлено всем ходом революционной борьбы на Урале. Стоит вспомнить, что первым председателем исполкома горсовета, избранного накануне Октябрьской революции, еще в марте семнадцатого, был большевик — Павел Быков. Екатеринбургский Совет стал активным борцом нового строя. Совет, в частности, ввел повинность для богачей, имеющих лошадей, поочередно предоставлять ее членам Совета — не мотаться же им по служебным делам пешком, колеся по большому городу. Местные богатеи пожаловались редакции реакционной газетки «Русская воля». С гневной отповедью им в заметках «Из дневника публициста» выступил Владимир Ильич Ленин.

Всецело одобрив почин Екатеринбургского Совета, Ленин отмечал, что «это еще не социализм, а только один из первых шагов к социализму, но это именно то, что необходимо бедному народу настоятельно и немедленно».

Заседания горсовета становились ареной классовой борьбы. Схватки были жаркими. Помню, шла подготовка к первомайской демонстрации. Большевистская фракция предлагает создать колонну из военнопленных. Эсеры, меньшевики возмущены: это-де наши враги, у большевиков, мол, нет чувства патриотизма. Демагогическими речами сбили с толку солдат-депутатов. Предложение отклонили. Не сдаваться же нам! Посовещались и — лучших агитаторов в казармы. Они горячо убеждают солдат, что революция тогда будет успешной, если ее поддержат братья по классу. Истинные их враги не военнопленные — выходцы из рабочих и крестьян, а капиталисты — будь то русские, англичане или французы. Сменяют друг друга ораторы, кипит словесный бой. Выносится резолюция: поддержать большевиков. Снова заседает Совет, но ситуация уже иная, на столе президиума лежат резолюции с солдатских митингов.

Первого мая в колоннах демонстрантов шла большая группа военнопленных. Реял над их головами лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Многие из них влились впоследствии в интернациональные отряды, с оружием в руках защищая Советскую власть. В становлении крепкой большевистской организации на Урале, и, в частности, в нашем городе огромную роль сыграл выдающийся деятель партии Яков Михайлович Свердлов, тогда его знали как «товарища Андрея». И когда встал вопрос о переименовании города, то прежде всего вспомнили это имя.

Поселение на Исети было верноподданически названо Катеринбурх, в честь жены Петра Первого. Когда к власти пришли рабочие и крестьяне, имя царицы, как писали тогда, «терзало пролетарский слух». Недостатка в предложениях не было: Красноуральск, Андрейград, Ленинбург, Красноград, Местиград и Реваншбург. Авторы последних двух вариантов имели в виду то, что именно в нашем городе закончила свой путь династия Романовых.

Выражая мнение большинства, газета «Уральский рабочий» писала: «Имя Свердлова — единственное, которое с честью будет носить центр Красного Урала».
На торжественном заседании 6 ноября 1924 года под звуки «Интернационала» и пушечный салют было провозглашено новое имя города— Свердловск.

 

— Анна Николаевна! Вас избрали на пост председателя горисполкома в 1929 году. Для подавляющего большинства наших читателей двадцатые и тридцатые годы это уже история, о которой они знают по книгам и кинофильмам. Какими они были, по вашим воспоминаниям, эти годы!

— Что тут говорить о молодых — мне самой это время кажется таким далеким. Недавно я листала документы тех лет и, представьте, заново открыла для себя многое.

Старожилы помнят, как плохо было в Екатеринбурге с водой. Земская управа ≪решала≫ вопрос в течение 35 лет. Проект 1884 года был отклонен ввиду того, что ≪водоснабжение поставлено у нас довольно сносно≫. Между тем, окраины задыхались без воды. Водовозы устанавливали цену в зависимости от времени года: на Николу зимнего и Николу летнего.

Уже в советские годы можно было наблюдать такую картину. По улице медленно — дороги в рытвинах и ухабах — движется битком набитый автобус. За ним на лошади — водовоз. Автобус останавливается у остановки, возница тут как тут. Он берет черпак и предлагает пассажирам испить ≪колодезной водички≫. За плату, разумеется.

Понятно, насколько большой была радость, когда вода пришла прямо в квартиры. Помните, у Маяковского:

…Но больше всего

мне

понравилось —

это:

это

белее лунного света,

удобней,

чем земля обетованная,

это —

да что говорить об этом,

это —

ванная.

Усталый приходит литейщик Иван Козырев с работы. Ни щи, ни чай его не радуют, а зайдет в ванную и… ≪как будто пришел к социализму в гости≫.

И звучит от имени рабочего заключительный аккорд поэта:

— Очень правильная,

эта,

наша,

Советская власть.

 

Стихотворение ≪Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру≫ написано поэтом во время его пребывания в Свердловске по горячим следам событий, когда в нашем городе появились первые многоэтажные дома с коммунальными удобствами. Нечто похожее было и с трамваем. Еще в 1910 году предприимчивая английская компания предложила построить десять километров одиночного пути с разъездами. Более двух лет работала комиссия. Отцы города долго думали и… вынесли резолюцию: ≪Работу комиссии принять к сведению≫.

…Лозунг ≪Даешь свердловский трамвай!≫ обрел множество поклонников. Даже по нынешним меркам прокладка пути шла быстро. 7 ноября 1929 года вагонс первыми пассажирами —а это право надо было заслужить! — под ликующие крики ≪ура≫ и медь оркестра медленно двинулся в путь.

В протоколах заседания горисполкома, которые я листала, под номером 33-а за 17 октября 1929 года значится такая запись. Приведу ее полностью:

Слушали.

Об отчуждении для УПИ помещения, занимаемого ОблЗУ под конюшни.

Постановили.

Принять к сведению, что переоборудование конюшен под общежитие УПИ уже производится и через 1,5— месяца будет закончено≫. Пусть напомнит этот небольшой документ студентам крупнейшего в стране Уральского политехнического института с их ныне великолепными учебными аудиториями и студенческими корпусами, в каких условиях жили в двадцатых годах их сверстники, каким трудным был путь к высшему образованию.

Или вот еще один документ. Некто Сторожев просил у горсовета разрешение открыть столовую с продажей пива. Резолюция лаконична: отказать. Неистребимый частник, используя временные трудности, пытался вынырнуть на поверхность. Отказать просто, а как действительно накормить население большого города? Горсовет постановил построить в Свердловске фабрику-кухню на 60 тысяч блюд в сутки.

А знаете, как появилась у нас первая санитарная машина? Раньше ≪скорая≫ ездила на лошадях —редкое сочетание, слов: ≪скорая≫ и лошадь. И вот как-то, по-моему, это было в тридцатом году, вбегает в кабинет заведующий отделом здравоохранения.

—Анна Николаевна, —говорит он с порога. —Есть возможность достать машину. Достать машину в то время все равно, что приобрести ковер-самолет. Я иронически улыбнулась.

-—Нет-нет, не улыбайтесь, — заторопился зав. —В самом деле есть. У военных. Списанная. Но восстановить можно. Они согласны передать. Только надо вам нажать на того-то и того-то. И, действительно, появилась в городе первая санитарная машина.

Много сил и времени отдавали школе и ликвидации неграмотности. Из студентов и старшеклассников образовали полуторатысячный отряд культармейцев, обеспечили их бесплатным проездом на трамвае и автобусе. Город разбили на 17 участков. Культармейцы водили своих подопечных в кинотеатры и музеи—бесплатно. 6 ноября 1929 года на торжественном пленумегорсовета постановили ввести в Свердловске всеобщее начальное обучение. Это явилось, без преувеличения, величайшим социальным завоеванием.

 

—Тридцатые годы —это годы становления крупной индустрии…

 —Да. Наверное, стоит начать разговор об этом с очень важного документа. В 1927 году Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве в Свердловске завода тяжелого машиностроения, ныне всемирно известного Уралмаша.

А начинался завод заводов так. В морозный мартовский день от управления Уралмашстроя, которое размещалось, кстати, в здании нынешнего универмага ≪Пассаж≫, выехал конный поезд: шестьдесят человек на сорока подводах. Впереди на кошевке, укрывшись медвежьей шкурой,— начальник строительства А. Банников. В обозе находились плотники, лесорубы, каменщики. Со старого Пышминского тракта свернули в лес и остановились. Глубокий снег и частокол соснового бора преградили путь к будущей строительной площадке. Пришлось торить дорогу.

15 июля 1928 года заложили первый камень в фундамент цеха металлических конструкций. Мне не довелось присутствовать на торжественной церемонии, но я знаю о ней от А . И. Нейштадта, с которым ряд лет работала в горсовете. После митинга несколько пожилых рабочих подошли к его устроителям и, изрядно смущаясь, изложили свою просьбу. По старому русскому обычаю, чтобы здание стояло века, надо заложить в фундамент золотую монету. Они очень просили уважить их просьбу. Ни у кого, конечно, ке оказалось золотой монеты. Срочно командировали в город заведующего финансовым отделом. В основание цеха заложили золотую десятирублевку. В буднях великой стройки рождались огромные пролеты заводских цехов. Ровно через пять лет новый гигант вступил в строй. А еще через год, 15 июля 1934 года, отмечали день рождения другого первенца пятилетки—завода Уралэлектротяжмаш.

О промышленности Свердловска, видимо, скажет Алексей Алексеевич —он двенадцать лет был директором завода, ему, как говорится, и карты в руки,— а я хотела бы отметить вот что. Росли заводы, росли и люди — это был двуединый процесс. Характерно, что именно на Уралмаше в одном из общежитий возникла первая в городе производственная коммуна, костяк которой составили комсомольцы цеха металлоконструкций. Устав не сохранился, но основными принципами его были: ударно работать, повышать уровень политических и общеобразовательных знаний, приобщаться к культуре, не стоять в стороне от общественной жизни. Выполнять устав было не просто. Скажем, учиться. Это сейчас можно пойти с учебником в красный уголок, в библиотеку, да и во многи* общежитиях есть комнаты для занятий. А у коммунаров классную доску заменяла печь, окрашенная в черный цвет, вся испещренная задачами, формулами и теоремами. Чтобы получить кусочек мела и место у печки, занимали очередь. Я сама, чтобы получить высшее образование, села на институтскую скамью в 61 год и, поверьте, хорошо знаю, что значит сочетать труд и учебу.

В сенях у коммунаров хранились кайлы, лопаты, ломы. Ночью по первому зову шли разгружать вагоны, расчищать пути. Обратно в барак—с песней. С песней же, напрямик через строительные площадки, будь то слякоть или метель, шли добрый десяток километров до центра города в оперный театр.

Строгие законы морали учредили сами себе коммунары. Когда влюбился в коммунарку Граню Карипанову парень, то пришлось ему просить согласия не только у невесты, но и у коммуны. Вынесли на общий совет —дело-то нешуточное и, поскольку парень был хороший, дали согласие.

Несколько лет назад по инициативе газеты ≪Вечерний Свердловск ≫ состоялась памятная встреча бывших коммунаров и приятно было убедиться, что они на всю жизнь остались верны высоким идеалам молодости. И мне хотелось бы пожелать сегодняшним подросткам, читателям журнала, чтобы они взяли на вооружение все те замечательные качества, которые были у строителей первых пятилеток: их полную самоотдачу обществу, горение в труде, высокую общественную активность, крепкое чувство локтя.

 

—Спасибо за пожелание. А теперь я хотел бы, чтобы вы вспомнили грозный сорок первый…

 —Далеко от Урала шла линия фронта. Но Свердловск по праву можно назвать фронтовым городом. Заводы, фабрики, учреждения работали по суровым законам военного времени. Рабочие ушли в армию, а их место заняли женщины и подростки. Бывало, Г,останка мальчонка не может дотянуться, встанет на ящик, а к вечеру —полторы нормы. Это при тогдашнем недоедании-то. Комсомольцы участка мастера Попова с Уралмаша заявили: ≪Завод—тот же фронт. Не уйдем, пока не дадим одну-две нормы≫. Спали тут же, у станка. Так возникли знаменитые ≪фронтовые бригады≫.

Что ни день, то прибывали на Урал эшелоны с демонтированными заводами. Не проходило и года, —заметьте, года!, —как они вступали в строй. Первый эшелон с оборудованием киевского завода ≪Большевик≫ пришел на строительную площадку Уралхиммаша 6 августа 1941 года. Машины устанавливали в лесу, под навесами и, не дожидаясь крыши над головой, приступали к работе. И уже 23 февраля 1942 года завод выпустил первую продукцию.

А вспомним Уральский добровольческий танковый корпус! Это редчайшая страница в летописи нашей страны, когда один край в короткие сроки сформировал крупное воинское соединение. Начиная с танков (они были выпущены сверх плана) и кончая пуговицей на солдатской шинели —все было сделано на Урале, в сверхурочные часы. Сто тысяч человек подали заявления. На предприятиях и учреждениях работали строгие комиссии по отбору. Лучших из лучших направлял Урал в танковый корпус, который прославил свое имя на фронтах Великой Отечественной.

 

—Алексей Алексеевич, слово за вами. Город, как и человек, имеет свое лицо. Каким представляется вам лицо современного Свердловска!

 —Если коротко, то я бы ответил так —город в рабочей спецовке. Городу дал жизнь завод: 18 ноября 1723 года на Екатеринбургском горном заводе ≪в одной молотовой пошли в ход два молота≫, и с этого дня мы ведем свое летосчисление. И сегодня лицо Свердловска определяют заводы и фабрики.

Всего у нас 170 промышленных предприятий. Простое перечисление продукции, которую они выпускают, заняло бы, пожалуй, не один номер журнала. Скажем, только на одном заводе —Уралхиммаше —за последнюю пятилетку созданы аппараты трех тысяч наименований. Чтобы отправить их заказчикам, понадобилось 15 тысяч полновесных железнодорожных вагонов. Представляете, какой состав!

На визитной карточке города можно с полным правом изобразить машину: будь то великан-экскаватор с его гигантской рукой-стрелой в 125 метров и ковшом емкостью 80 кубометров или теплофикационная турбина, которая может обеспечить светом и теплом население трехсоттысячного города, или могучий гидрогенератор мощностью 150 тысяч киловатт. Машиностроение города находится на переднем крае технического прогресса.

Конечно, в известной степени, Свердловск можно назвать и городом студентов (14 вузов, 85 тысяч студентов), и науки (Уральский научный центр, более ста научно-исследовательских и проектных институтов), но, повторяю, тон всей жизни Свердловску задают рабочие коллективы. Побывайте утром на площади Первой пятилетки, у проходной Уралмаша. Впечатляющее зрелище! Гудит площадь от тысячи ног. Идут созидатели материального могущества, хозяева нашей страны.

Я очень советовал бы старшеклассникам пройти рабочую закалку. Я благодарен судьбе, которая связала меня с Уральским турбомоторным заводом, где посчастливилось проработать семнадцать лет. Словами это трудно выразить, скажу лишь, что очень многим в жизни я обязан заводу.

 

—Нет ли в распоряжении горсовета машины времени, чтобы совершить поездку в будущее!

 —Есть. Только название у нее несколько иное —генеральный план реконструкции и развития города. Может, тяжеловато для слуха, зато у нашей ≪машины≫ есть очевидное преимущество: она позволяет не просто помечтать о будущем, а представить его с достаточной степенью достоверности.

Итак, мы с вами идем по Свердловску двухтысячного года. Просторные светлые магистрали. По ним рядами мчатся автомобили. Б час пик в центральной части города их ни много ни мало — до 35 тысяч. Ничего не поделаешь — век машинизации. Для пешеходов тенистые тротуары, подземные переходы. Заметьте, нас окружают не пяти-, а девятии четырнадцатиэтажные здания. ≪Небоскребов≫, впрочем, мало, они в основном для создания архитектурного силуэта Свердловска.

В каждом крупном жилом районе свой общественный центр: административные здания, универсальные магазины, столовые-рестораны, всевозможные мастерские и ателье. Свердловчане, а их, кстати, более полутора миллионов, довольны: к их услугам масса удобств, так сказать, по месту жительства.

На юго-западе раскинулся город науки. Белоснежные корпуса гармонируют с зеленью огромного парка. Красочная афиша зовет на матч по футболу среди команд высшей лиги с участием ≪Уралмаша≫. Спешим в летний спортивный центр, что на берегу Верхисетского пруда. Стотысячная чаша стадиона до отказа заполнена зрителями.

Свердловск, как видите, значительно вырастет, но при этом, что совершенно необходимо подчеркнуть, границы его существенно не изменятся. Зеленая зона, легкие города, останутся в неприкосновенности. Свердловск — один из немногих крупных городов, которые могут гордиться тем , что его жители на трамвае или троллейбусе имеют возможность подъехать прямо к опушке соснового бора. Пользуясь случаем, я хотел бы сказать слово благодарности юннатским кружкам, клубам в защиту зеленого друга. Они наши большие помощники по охране природы.

 

—Как строится ваш рабочий день!

—Откровенно говоря, я даже рад этому вопросу. Беседую я с вами, а думы мои невольно вот об этой папке, что лежит на столе. В ней материалы о переходе ко всеобщему среднему образованию. Анна Николаевна совершенно справедливо говорила о том, что всеобщее начальное образование явилось величайшим социальным завоеванием. Новые времена —новые масштабы. Сейчас речь идет уже о всеобщем среднем. Вопрос не из легких. Требуется многое изучить, взвесить. Нужна материальная база, кадры учителей и многое другое. На ближайшей сессии горсовета примем боевую программу действий.

Затем —на выставку реконструкции предприятий, потом — прием избирателей. Случается и незапланированное событие, как, например, сегодня утром. На стройплощадке Верхисетского, где возводится крупнейший в Европе цех холоднокатаной трансформаторной стали, лопнула труба. Специалисты и рабочие устраняли аварию, а я проследил, чтобы срочно было налажено горячее питание строителей. И так день за днем.

 

—Насколько широко представлена в горсовете молодежь!

 — Весьма достойно. Судите сами: из 500 депутатов 130 комсомольского возраста. Если в капиталистических странах всячески ограничивают права молодежи, ибо именно она наиболее остро и непримиримо выступает против социальной несправедливости, то у нас молодые активно участвуют в управлении государством. Они привносят неизбывную энергию, смелость в постановке вопросов. Правда, им не хватает подчас опыта, но этот недостаток, как знаете, проходит с годами. Они работают бок о бок со старшими, впитывая их знания, житейскую мудрость. В городском Совете создана комсомольская группа, устраиваются встречи руководителей исполкома с молодыми депутатами. Словом, делается многое, чтобы наша смена прошла хорошую школу государственного управления.

 

—К юбилею Свердловска на берегах Исети закончится строительство Исторического сквера. Думаю, нашим читателям было бы интересно познакомиться с ним.

 —Историю в конечном счете создают не цари и монархи, ее пишет народ. Славу и известность Уралу принесли его работные люди. Поэтому на левобережной стороне сквера мы создадим небольшие экспозиции, которые расскажут посетителям, как зарождалась и крепла уральская промышленность. Предполагаем выставить макеты и образцы И исторических, и современных машин.

Правобережная часть сквера посвящена богатствам уральских недр. Среди кедра и лиственницы громоздятся валуны, уникальные экспонаты, созданные самой природой. А изделия из самоцветов можно будет приобрести в магазинчике, который расположится в бывшей водонапорной башне. Музей под открытым небом уже сейчас пользуется большой популярностью у свердловчан.

 

—И не только у свердловчан. Кстати, насколько мне известно, по генеральному плану намечено построить 14-этажную гостиницу Турист

—Как говорится, намек понял. Со страниц журнала ≪Уральский следопыт≫ приглашаю его читателей посетить наш рабочий город. Как поется в популярном ≪Свердловском вальсе≫: ≪Мы приветливо встретим в Свердловске дорогих гостей≫.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели