Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Из древа выйдет зверь...

Он открыл походную сумку, достал увесистый сверток, бережно развернул… На крепкой ладони резчика по дереву Кулышева стояла красавица выдра. Казалось, она только что выбралась Со своей добычей из воды да так и застыла на густо заросшем берегу ручейка, весело журчащего у самых лап.
— Ну как, нравится? — И, не дожидаясь ответа (его нетрудно было прочесть в моих глазах), Валерий Николаевич продолжал: — Вот приехал в Свердловск к ученым, проконсультироваться. Волнуюсь, как примут биологи.
С Кулышевым мы знакомы не один год. Знаю, как настойчиво вынашивает он замыслы новых работ, с каким упорством стремится к созданию такой декоративной скульптуры, которая бы не просто изображала птицу или животное, но и «говорила» языком их повадок, характера. Валерий Николаевич любит подчеркивать: «Скульптура должна быть выполнена так, чтобы зритель получал наслаждение от разглядывания зверя, изображенного в естественном движении».
«Голос» дерева Кулышев услышал в раннем детстве, когда в руки его впервые попали немудреные игрушки. Любуясь ими, он чувствовал желание сделать нечто подобное. Однажды занялся этим и с удивлением понял, какое наслаждение приносит резьба по дереву. С годами увлечение стало для паренька жизненной потребностью. Отец, Николай Гаврилович, слесарь обогатительной фабрики Красноуральского медеплавильного комбината, только диву давался:
— И в кого это Валера удался: день и ночь готов лепить да вырезать фигурки! Видать, не пойдет по моим стопам на фабрику…
Кулышев учился на Украине, осваивал технику у богородских мастеров. Восхищала в них любовь к народному творчеству, преданность старинному промыслу.
Юноша жадно подметал особенности работы резчиков, шлифовал свое умение. Мастерство не приходит сразу, вершина его покоряется лишь людьми самоотверженными, окрыленными намеченной целью. Чем уверенней становились руки Валерия Николаевича, а глаза наблюдательней, тем больше одолевала потребность творить на родной земле, изображать представителей уральской фауны.
Так оказался Кулышев в лесопромышленном объединении «Тагиллес». Из-под его резца появляются сегодня сувениры, в которых оживают орлы, филины, куницы, белки. Скоро почитатели народного промысла увидят его выдр, в задумках — заяц и рысь.
Кропотливо «вынянчивает» умелец свои произведения. Прежде чем появятся скульптуры, будут рисунки, фигуры из пластилина, а уж потом «заговорит» дерево. Тогда-то и устремляется Кулышев к специалистам узнать, так ли заговорило, своим ли голосом.
…Члену-корреспонденту Академии наук СССР, директору Института экологии растений и животных Уральского научного центра АН СССР В. Н. Большакову, к которому приехал в Свердловск тагильский мастер, скульптура выдры понравилась.
Вообще Валерий Николаевич не спешит к тиражированию новой работы, стремится показать ее как можно большему числу родственных душ. Очень много ездит он по стране, стараясь с наибольшей пользой провести очередной отпуск. В последнее свое посещение Москвы он зашел в Дарвиновский музей, побывал у богородских резчиков.
Новые впечатления, новые замыслы. Из одной такой поездки привез окончательное решение — отказаться от уже разработанного им и принятого художественным советом сувенира «Норка с добычей»: появилась мысль заменить ее выдрой — более популярным на Урале зверьком. Выдра и впрямь получилась более эффектной. А его любимая куница! В арсенале резчика различные скульптурные изображения этого животного, отражающие настроение зверька, его повадки. Красноречивы сами названия работ: «Настороженная», «Любопытствующая», «На охоте», «Мышкует», «С детенышем»…
Мастерство тагильчанина признано. Четыре паспорта на произведения декоративно-прикладного искусства получил В. Н. Кулышев. Авторские же вознаграждения за использование его работ в промышленности Валерий Николаевич перечислил в Фонд мира.

Монеты из платины…
Константин ЛЯПЦЕВ
Впервые платина была найдена в России в 1819 году в золотоносных россыпях Верхисетского округа. Здесь она добывалась попутно при промывке песков, содержащих золото.
В 1825 году в Нижнетагильском горном округе по берегам горных речек были открыты чистые платиновые россыпи. Еще через три года в поселке Нижнетагильского .завода, у Красного Камня, был найден первый русский самородок платины весом 427,5 грамма. Эта находка была оценена тогда в сто тысяч рублей. Позднее на Среднем Урале находили и более крупные самородки платины, самый большой из них весил 9439 граммов.
Других месторождений платины, подобных тагильским, нигде не было. Здесь добывалось более двух тонн благородного металла в год.
Однако практического применения платина тогда не имела — потребности ее для технических целей были ничтожными. Поэтому владелец Нижнетагильских заводов Николай Демидов, правнук Никиты Демидова, решил, что будет выгодно чеканить из платины… деньги. В 1828 году царское правительство приняло такое решение. В отличие от находящихся в обращении золотых монет в 5, 10 и 15 рублей новая монета стала чеканиться достоинством в 3, 6 и 12 рублей.
Платиновые монеты выпускались весьма недолго — то ли 12, то ли 17 лет. На чеканку монет было израсходовано свыше двадцати тонн тагильской платины.



Перейти к верхней панели