Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Изумрудные россыпи водопада Гадельша

Вначале нужно сказать, что я очень люблю Башкирию. Это моя родина, полная солнца и луговых цветов. Горы, реки и леса, поля подсолнухов и цветущей гречихи. Это дорога, по которой мы едем из Екатеринбурга в Исянгулово, на мою родину. И, конечно, когда мимо окна в машине пролетает знакомая стела БАШКОРТОСТАН , хочется кричать во весь голос: «Я приехала, ура!»

Так начинается дорога на водопад

В этом году решили по дороге из Екатеринбурга в Исянгулово заехать на водопад Гадельша. Постоянно проезжаем мимо г. Сибай, каждый раз говорим, надо бы посмотреть, но как-нибудь в другой раз, и проезжаем дальше. Но вот этот другой раз настал. Доехали до Старого Сибая, и дальше по дороге в горы. Ещё где-то 8-10 км грунтовая дорога, но проехать можно. Вокруг все в цветах, красота, а запахи – одуряюще пахнет и чабрецом, и таволгой – вот так пахнет настоящее лето, наполненное горячим солнечным теплом.

Водопад Гадельша – крупнейший из водопадов Республики Башкортостан. У него несколько названий – Ибрагимовский, Туялас, Худолаз. Но все же наиболее распространенное – Гадельша, от расположенной поблизости одноименной деревни. Водопад находится на одном из притоков реки Худолаз, на восточном склоне хребта Ирендык, в Баймакском районе Башкирии. Водопад Гадельша трехкаскадный. Верхний каскад самый маленький – высотой 1,2 метра. Зато вторая и третья ступени в высоту по 7 метров. В итоге общая высота водопада – примерно 15 метров. Расход воды водопада (соответственно, и его зрелищность) меняется в зависимости от времени года и осадков. Весной он полноводный, бурный и очень красивый, а все ущелье наполнено звуком падающей воды. В этих местах на поверхность земли выходят залежи яшмы – ценного поделочного камня. Также близ водопада встречаются редкие растения, в том числе занесенные в Красную книгу. Водопад является геологическим, геоморфологическим и ботаническим памятником природы.

Лучше подниматься по левой стороне

В этом году было удивительное лето – цвело все одновременно: липа, чабрец, зверобой, душица, таволга… и это всё в середине июля.  И вот мы доехали до турбазы Гадельша. Поставили машину. Перед въездом на базу – большая асфальтированная стоянка, где можно спокойно оставить свой автомобиль. И пошли вперед, вдоль забора хорошая тропинка, а когда дошли до леса, пошли по дороге, так что куда идти – вопросов не было. Хотя надо сказать, что все, кто нам попадались навстречу, охотно объясняли, что мы правильно идём, и там, на вершине, очень красиво. Лучше идти, поднимаясь вверх, по правому берегу реки. По пути много удобных площадок, с которых открываются прекрасные обзоры, можно по камням полазить и посмотреть вокруг, сделать интересные снимки. Ущелье очень красивое, много зелени, на камнях яркие лишайники, цветы, лианы… Вот у нас в городе много клумб в виде альпийских горок, очень модные они нынче стали. А здесь уральские горки нисколько не хуже – яркие и разноцветные.

Путь на вершину лежит через каменные воротаворота пролезть

Смотришь на это, и радостно, что у нас такая красота, созданная самой природой.

Идти наверх довольно тяжело, но никакого дополнительного оборудования не требуется, только удобная обувь и воды попить с собой надо взять.

Гнездо. Но хозяин улетел

Чтобы увидеть все три ступени водопада, нужно подняться на самый верх, что мы и сделали. В этом году в июне было много дождей, видимо, поэтому водопад мы увидели многоводный. Я прочитала на одном из сайтов, что «считается, будто вода в реке лечебная, смывающая грехи, освежающая женскую красоту, а мужчинам придающая смелость и силу». Конечно, мы искупались, так что теперь безгрешные, сильные и красивые…

Водопад красивый, первая ступень плавно перетекает во вторую, которая самая высокая. Вода кажется изумрудной, много водорослей наросло на камнях, они такими косами стелятся вниз, по ним бежит вода, переливается на солнце, как изумрудные россыпи. Хотя камни сами больше красного цвета, поскольку выходят залежи яшмы. Если вы, посещая этот красивейший водопад, надумаете искупаться, будьте осторожны, так как камни очень скользкие, поросшие мхом, а под водой – водорослями, много острых обломков веток и камней. Лучше заходить в воду в обуви. Но зато вы получите много положительных эмоций. Опять же все грехи смоете. Повторюсь, мы искупались.

И вот такие «безгрешные», довольные и полные ярких впечатлений пошли вниз по ущелью.

Внизу, на поляне, стоял палаточный лагерь. Дети играли в футбол, кто-то готовил ужин, приветливо на поляне дымил самовар. Поздоровались, нас пригласили на чай. Но, поскольку время уже было вечернее, мы отказались, хотя чаю из самовара очень хотелось. На стоянке нас ждала машина, мы попили чаю, но уже просто из термоса и поехали до Сибая, а там на Баймак, Зилаир и до Исянгулово. Приехали уже в полночь. Почти сразу после Тазларово мы увидели россыпь огоньков. Это моя родина встречала нас светом окон и фонарей.