Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

• Новый, поблескивающий металлом аппарат заказан уралхиммашевцам Свердловска чехословацкими химиками. В нем — сотни стальных труб и деталей: электросварка сложнейшая. Нужно уметь наложить так называемый потолочный шов, причем каждый — из удачно найденного положения.
Точные, или дивные, швы при ручной сварке на уникальных аппаратах никто не умеет делать так, как Виктор Дмитриевич Лаборешных. У него свой «почерк».
Сын Виктора Дмитриевича Анатолий — тоже сварщик. Видно, передалась и ему неуемная отцовская любовь к этой профессии. Он тоже старается постичь тайну сложнейших сварочных швов.

• — Нет, не сразу прижилось это слово — НОТ, — говорит ученый секретарь научно-технического общества Уралхиммаша Юрий Гуляев,— Литейный цех долгие годы был у нас притчей во языцех: бесконечный брак, беспорядок, захламленность…
А фомы неверующие напрямки заявляли:
— Где уж литейщикам до научной организации.
Потому творческой бригаде, взявшейся за составление первого плана научной организации труда в горячем цехе, пришлось сначала убеждать, а затем искать. Присматривались, переделывали…
И обрубной участок преобразился. Толково расположили рабочие места, сократили грузовой поток, ручные перевозки. И все сделано без особых затрат.

• — Вот эти шестнадцать многометровых лепестков и образуют шар высотой с дом. Нелегко их раскроить из металла. Просчитался — лепесток к лепестку не приваришь. Технология новая, чуть что — и стало дело, — жаловался мастер нового механосборочного цеха Уралхиммаша.
А такие «шарики» ох, как нужны заводам. Раньше жидкости хранили в цилиндрических баллонах, где давление неравномерное. В шаровых — на каждом участке одинаковое. Это очень важно.
Технологи, сварщики, монтажники бились неделю, другую, а выхода не нашли. И вспомнили тогда о лучшем бригадире котельщиков из цеха тяжелой химаппаратуры Василии Ивановиче Медведеве. Новатор! Двадцать четыре рационализаторских предложения его дали за семилетку сорок тысяч рублей экономии. Смело идет Василий Иванович на пересмотр технологии при монтаже крупных машин. И все время экспериментирует.
Василий Иванович увлекся новым изделием. Долго вымерял готовые лепестки. Не раз отправлял утолщенные и неточные по раскрою листы металла на доделку. Монтажники занимались подгонкой, «привязкой» лепестков, а бригада Альпа Афризонова монтировала крышки, подпоры.
И вот половина шара почти упирается в цеховые своды. Весь не соберешь — в ворота не пройдет. Но и половина «шарика» — картина внушительная, нечто космическое…
Пытливость, рабочая сметка Василия Ивановича помогли выполнить ответственный заказ большой химии. Сегодня завод перешел на серийное изготовление шаровых емкостей.

• На Уралхиммаше немало людей пытливых и ищущих. Не случайно сюда приезжают сотни делегаций. Всех интересует научная организация труда.
…Совсем недавно Ковалькова звали запросто — Васей. Заместитель секретаря комсомольского комитета, он был душой многотысячного отряда заводской молодежи. Вернувшись в цех тяжелой химаппаратуры, Василий с головой окунулся в работу. Научная организация труда стала его компасом.
— Разведка делом, так мы понимаем НОТ, — замечает Ковальков. — Ищем новое, ломаем привычное, хотя и устоявшееся.
В научном плане этого участка — специализация бригад, цикловой график, пневматическое крепление деталей, полуавтомат сварки узлов, автомат для сварки порошковой проволокой, перевод сварки с узловой на полуавтоматическую…
Поиск идет по всем направлениям.

• Задания всем были разные. Одни конструировали корпус совершенно новой машины. Другие делали мотор. А сарапульцам поручили создать радиоприемник.
До сих пор Ижевск славился мотоциклами. Теперь здесь рождается новый малолитражный автомобиль. Он не копирует ни «Москвича», ни «Запорожца». Он должен быть самым удобным, самым красивым, самым быстроходным и… самым дешевым.
Как часто случается на Урале, после больших снежных заносов, из-за сильных морозов приходится ставить машину на прикол. До весны. Приемник тоже остается зимовать в гараже.
— Это не дело, — решили сарапульцы.
Инженеры Николай Шарапов, Валерий Лаврентьев, Виктор Ижболдин, Анатолий Шемякин и Юрий Глухов стали работать над конструкцией приемника — автомобильно-переносного. Кончился сезон— достань его из кассеты и пользуйся дома.
Проектов было много. Выбрали пятый. Семидиапазонный. Питание от бортовой сети. В квартире — от батареи «крона». Антенна магнитная.
Словом, не было еще таких.
Название пока не придумали. Сейчас объявили конкурс.
Зато за самими инженерами название закрепилось прочно. Приезжает главный конструктор автомобиля — сразу отправляется к «великолепной пятерке». Приходят репортеры — им тоже не приходится долго искать.
Успех сарапульцев — это их подарок XXIII съезду КПСС.

• На что тратят свое рабочее время бурильщики? На то, чтобы бурить скважины.
Оказывается, это не совсем так. В Оренбургском геологическом управлении подсчитали, что восемь процентов времени у разведчиков недр уходит на приготовление глинистого раствора. Очень расточительно! Вот почему геологи пришли к конструкторам завода бурового оборудования.
Инженеры засели за расчеты. Много было предложено и отклонено разных вариантов, пока в техническом отделе родился на ватмане агрегат для приготовления промывочной жидкости.
Изготовили опытный образец, испытали его в Предуральской экспедиции. Результаты обрадовали и геологов, и инженеров. Отныне на каждой буровой не нужно устанавливать механизм для приготовления глинистого раствора.
В конце прошлого года на заводе уже изготовили два агрегата, в 1966 выпустят десять. Но, очевидно, это число будет расти дальше.

• В Средней Азии на высокогорной реке Вахш строится Нурекская ГЭС. После долгих изысканий проектировщики установили, что воды Вахт а способны заставить работать девять гидрогенераторов мощностью по 300 тысяч киловатт каждый. Создать мощную и быстроходную машину (200 оборотов в минуту) взялся коллектив конструкторов отдела гидрогенераторов завода «Уралэлектротяжмаш».
В разное время закончили Уральский политехнический институт Вадим Тугаринов, Леонид Феодосьев, Евгений Эльберт и Альвиан Свирин.
Под руководством опытнейшего конструктора Валерия Ивановича Страхова они начали разработку «машины 300 тысяч», как называют ее в бюро.
И с самого начала столкнулись с массой трудностей. Из-за большой мощности, высоких электромагнитных загрузок и скорости оборотов гидрогенератора несложные для других машин вопросы перерастали в проблему.
Например охлаждение обмотки статора. Какое лучше — водяное или воздушное? Если взять воду, то необходима очень тщательная отделка: даже незаметная трещинка может вывести из строя агрегат.
Вода должна быть идеально чистой, значит нужно установить сложное оборудование для ее очистки. После долгих поисков, споров и проверки выбрали водяное, как наиболее выгодное.
Наконец нужный вариант утвержден на техническом совете завода и в Новосибирске. Но и разработка рабочих чертежей также поставила новые и новые проблемы. Работа над нурекским гидрогенератором в самом разгаре. Поиски продолжаются.
Наши корреспонденты



Перейти к верхней панели