Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В декабрьском обзоре ответов на последнюю викторину мы обещали читателям, что непременно напечатаем в этом году хотя бы по одному реферату из числа присланных на вопросы третьего тура. Наполовину свое обещание мы уже выполнили, поместив в предыдущем номере исследование С. Иванова и В. Черника. Держа на этот раз свое слово до конца, публикуем реферат и по второй теме тура: зачем летают в космос герои НФ произведений!
Попробуем систематизировать цели полетов в космос.
Прежде всего хочу очертить границы понятия «цели». Не стоит путать цели человечества в целом и цели отдельных личностей. Это разные понятия как по размаху, так и по мотивации. Вопрос викторины я понимаю однозначно — изучить цели отдельных личностей.
Ввожу принцип систематизации: эволюция движения человечества в космическое пространство. Кроме того, я надеюсь на эволюцию самого Человека.
Итак, предлагаемые уровни:
нулевой уровень: абсолютная бесцельность, человечество еще и не выходило в космос;
1-й уровень: робкие первые попытки выхода в космическое пространство;
2-й уровень: ближний космос освоен, встала задача полетов дальше;
3-й уровень: космос стал обычным местом приложения сил человечества, научным полигоном;
4-й уровень: космос требует приложения сотен тысяч рук для освоения и колонизации;
5-й уровень: в космос может лететь кто угодно и куда угодно. Космос — подобие Земли;
6-й уровень: освоены немыслимые прежде пространства, галактика, космос становятся постоянным местом обитания человека;
7-й уровень: перерождение «человека земного» в «человека космического».
А теперь — подробнее…
Нулевой уровень. Герои попадают в космос помимо их желания, цели полета просто нет. В повести Стругацких «Извне» человека похищает с Земли автоматический собиратель животных для зоопарка — ясно, не земного производства. В повести К. Боруня «Восьмой круг ада» с планеты вывозят средневекового мракобеса отца Модестуса.
1-й уровень. Появляется всего одна профессия — космонавт (астронавт). Представители этой профессии и пилотируют корабли, и выполняют все исследовательские работы. Здесь можно привести целый веер произведений ранней фантастики, начиная с Г. Уэллса («Первые люди на Луне») и А. Толстого («Аэлита»). Повторяю, цели первых космонавтов — вывод в космическое пространство летающего аппарата и, по возможности, исследование увиденного.
2-й уровень. Так же, как на Земле появились пилоты-авиаторы, в космосе формируется класс пилотов, которые желают заниматься исключительно пилотажем космических кораблей. Здесь характерен пример героя рассказа «Небо, небо…» Э. Рассела.
3-й уровень. И вот построены космические корабли, готовы пилоты. К звездам устремляется класс людей, которых мы назовем — десантники. Это люди самые-самые. Бесконечное здоровье, бесконечная отвага, жажда схватки с неведомым, интуиция вкупе с мужеством. Это десантники с «Лунной радуги» С. Павлова, герои «Страны багровых туч» Стругацких, «Пограничник» А. Балабухи. Их цели: решая общечеловеческие задачи, пробовать на зуб неведомое.
Кроме десантников, в первых рядах человеческого потока в космос, конечно, идут исследователи, ученые. Их цели: исследовать все неизвестное с позиций их частных наук. Их щит — любопытство. Биологи исследуют пояс астероидов в рассказе В. Колина «Парчовая скала». Психолог Крис Кельвин в «Солярисе» С. Лема летит изучать проблемы самих исследователей. Физики создают и обкатывают новые способы перемещения в пространстве («Странник» П. Амнуэля, «Чердак Вселенной» С. Павлова), контактёры бьются о непонимание чужого разума («Посол на Проклятую» К. Кэппа).
4-й уровень. Тысячи людей выходят в космос. Уже не только десантники и ученые, но сотни других самых разных профессий необходимы в космосе. У них уже трудно выделить какие-то особые цели, есть задача — делать свое дело, которое любишь и умеешь хорошо делать. Тераи Лапрад— геолог(«Горы судьбы» и «Львы Эльдорадо» Ф. Карсака). Кто-то собирает коллекции животных («Звероловы» Р. Сильверберга) или минералов («Одержимость коллекционера» Р. Желязны). Ремонтники чинят маяки на других планетах («Ремонтник» Г. Гаррисона). Пилот Пирке («Дознание» С. Лема) проверяет роботов в качестве экипажа космокорабля. Даже клоун делает свое дело в космосе («Немного смазки» Э. Рассела).
5-й уровень. В космос может попасть кто угодно. Здесь мы наблюдаем весь спектр человеческих желаний, страстишек, целишек, проблемок. Люди бегут в космос от проблем Земли («Пустыня» и «Налогоплательщик» Р. Брэдбери). С помощью полета в космос герой пытается решить свои любовные проблемы («Парадокс» Д. Хернади). Иные соглашаются на полет ради заработка («Рассказ Пиркса» С, Лема). По космосу шляются проходимцы, жулики, авантюристы («Особый старательский» и «Абсолютное  оружие» Р. Шекли, «Поющий колокольчик» А. Азимова, «Неукротимая планета» Г. Гаррисона). Пожалуй, самая «милая» компания в этом ряду— потенциальные убийцы из рассказа У. Тэнна «Срок авансом»: дальше уже некуда.
6-й уровень. Космос освоен, всюду колонии землян, пространство утюжат армады кораблей. Появляется новый тип людей, для которых летать в космосе — значит жить. Такая вот скромная цель— просто жить». Первый среди космических постояльцев — бард Райслинг («Зеленые холмы Земли» Р. Хайнлайна). Не знает жизни на Земле рожденный в космосе («Родина этеллита» Е. Нагорнова). Трудно себе представить космос, в котором бы не торчал постоянно Ийон Тихий С. Лема.
7-й уровень. Человек превращается в Монокосм, существо бесконечно могучее в отношении как пространства, так и времени. Человек — демиург, творец гигантского масштаба. Космос для него не враждебный мир, а дом. В романе К. Саймака «Что может быть проще времени» перед  человеком вдруг открывается Вселенная?— как доступностью любой ее точки, так и бесконечностью ее познания.
Суперженщина Виола из повести А. Дмитрука «Летящая» принимает образ человека во плоти лишь на время. Она вне времени (возраст — 1000 лет) и вне плоти.
И наконец, вершина человеческой эволюции: «людены» из повести Стругацких «Волны гасят ветер». Цели их выходов в космос, да и самой жизни, бесконечно туманны и загадочны.



Перейти к верхней панели