Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Мальчишка на танке

Недавно, просматривая «Уральский следопыт» за 1963 год, я увидел во втором номере фотографию военного времени. На танке около развевающегося знамени стоит девушка. Тут же рядом, на броне башни, примостился парнишка. В тот день, когда объектив фотоаппарата запечатлел его на танке, в Прагу пришла победа. А к танкистам паренек попал много раньше. Об этом Анатолий Гончарук рассказал мне при нашем знакомстве.
Бои шли в Брянской области. Воины Свердловской бригады 10-го Уральского танкового корпуса подобрали на шоссе мальчонку. Сержант привел его в политотдел.
— Как, сынок, попал к нам?— спросил его подполковник Захарченко.
И рассказал Толя о своих похождениях: убежал из дома, где жилось несладко, бывал в разных частях, теперь вот в бригаде.
Крепко подружился мальчонка с Захарченко, не отходил от него. И тот полюбил его как сына, рассказывал о своей семье, дал адрес жены.
Но Захарченко погиб, и шефство над парнишкой взял майор Нил Петрович Беклемишев. Узнал Нил Петрович, что Толя с Урала, что читает неважно, да и в арифметике слабоват. Поручил лейтенанту Смирнову заниматься с ним. Учился Толя грамоте и воевал наравне со взрослыми. Когда освободили Каменец-Подольский, в бригаду приехал вручать награды генерал Д. Д. Лелюшенко. Он был удивлен, когда, прочитав по наградному листу «Анатолий Гончарук», увидел перед собой мальчонку. И вот на груди маленького бойца медаль «За боевые заслуги».
Пришли мирные дни. Переполненные эшелоны с демобилизованными возвращались домой. Ехал и Анатолий Гончарук в Черновицы. Тут под городом жила жена Захарченко. Прибыл ночью. Решил идти до места, но вскоре устал и завернул в деревушку. Постучал в окошко хаты, в дверях показался старик, пригласил: «Заходи, заночуешь». Только коснулся щекой подушки, заснул. Снилось огромное мирное поле. И вдруг все оборвалось… Перед глазами три искаженных лица. Бандеровцы.
— Бей комсомольца-змеены- ша! — зашипел один. И посыпались удары. Потом Толю выволокли на улицу, он потерял сознание.
Пришел в себя только днем. Рядом сидел солдат. Поразила необычная тишина.
— Что со мной? Где я? — Видимо, эти слова Толя произнес вслух, потому что сразу же подошел солдат и начал рассказывать: «Слышим страшные крики, ну и мы из засады к хате. Трое здоровенных мужиков добивают тебя».
Неделю Толя пролежал в постели, на вторую встал: молодой организм взял верх. Но остался почти глухим. Трудно приходилось, и всегда помогали бывшие фронтовики.
Толя, теперь уже Анатолий Владимирович, работает в медницком цехе Уральского вагоностроительного
завода. Закончил восьмой класс вечерней школы. В канун золотого юбилея Великого Октября получил он весточку от Нила Петровича Беклемишева: «Дорогой Толя, поздравляю тебя с праздником! Ты должен гордиться, что самые тяжелые для страны дни прошагал с оружием в руках вместе с нашими гвардейскими разведчиками.»
К четырем медалям Анатолия Гончарука недавно прибавилась еще одна — юбилейная.



Перейти к верхней панели