Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Наш далекий предок, привязав камень к палке, создал молоток. Он не знал, что это — начало кузнечного дела и всей металлообработки, без которой немыслимо вообще развитие человеческого общества. Прошли века, а молоток, как в первоначальном виде, так и в образе могучих молотов-машин продолжает свою великую работу. Он творит буквально все: от подковы до уникальных деталей космических аппаратов.
Кузнечное дело постепенно превратилось в науку. Крупный советский ученый Анатолий Иванович Зимин в 30-х годах организовал в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана первую в стране кафедру «Машины и технология обработки металлов давлением». Крепло наше отечественное кузнечно — прессовое машиностроение, и Анатолий Иванович активно участвовал в создании научно-исследовательских институтов, кузнечных цехов автомобильных и тракторных заводов.
Анатолий Иванович собирал также всевозможные материалы по кузнечной специальности — книги и  монографии, статьи и брошюры, чертежи, технологические карты, изделия кузнечно-штамповочного производства. По завещанию Зимина, на его даче в 1975 году был создан первый в стране музей кузнечной науки и техники. Вся зиминская коллекция, а также ученые труды самого собирателя, авторские свидетельства, служебные и домашние фотографии, личные вещи, мебель составили ядро экспозиции.
Теперь дело дальновидного ученого продолжают его ученики, соратники, родственники, общественность. Перед музеем стоит большая задача: обобщить историю кузнечного дела и показать молодежи красоту и значимость древнейшей профессии.
Вот дубовая колода с массивной наковальней, на которой лежат клещи и молоток-ручник. С помощью вот такого нехитрого инструментария да горна с мехами русские кузнецы ковали топоры, косы, серпы, сошняки и мечи, копья, доспехи, инструменты и строительные детали. Стенд кузнецов-оружейников… Здесь представлены способы изготовления доспехов и оружия. Кольчуга, например, сплеталась из колечек, число которых доходило до сорока тысяч и каждое колечко заклепывалось специальным гвоздиком. Кузнецы-кольчужники проявляли смекалку — использовали, как принято сейчас говорить, поточную технологию, то есть один кузнец рубил из листа проволоку, другой завивал из нее пружину, третий рубил кольца и плющил концы, четвертый прибивал на концах отверстия, пятый готовил заклепочки-гвоздики и только потом все передавалось на плетение. Там тоже были свои тайны — вначале клепались небольшие группы колец (по пять штук), а затем уже делалась из них вся вещь. На такую работу уходило до шести месяцев кропотливого труда, поэтому кольчуга стоила дорого, ее хранили, как зеницу ока.
Одному из работников нашего музея захотелось проверить, как долго плели кольчугу. Три года потратил он, чтобы изготовить полную кольчугу с оголовьем, наручами и сапогами, и делал-то он ее упрощен, но — кольца сгибались в колечки, но не заклепывались.
Есть в музее и булатный меч— не старинный. Отковал его известный знаток булатных и дамасских сталей Вячеслав Басов. Более 15 лет ушло у него на то, чтобы проникнуть в старые секреты, перечитать массу книг, изучить образцы булатных клинков в музеях и самое главное — он варил сталь и козал, ковал и снова варил сталь, и так до тех пор, пока не начали появляться на клинках желанные узоры, пока они не стали резать стекло, как алмаз. А теперь В. Басов консультирует специалистов и музейных работников, кузнецов и оружейников. Старается передать знания и опыт молодым людям, с которыми он занимается в Суздальском художественно-реставрационном училище.
Много сил сотрудники музея тратят на сохранение памятников кузнечно-художественного искусства. Выступают с лекциями и рассказывают о красоте и сложности изготовления кованых оград и решеток. Чтобы построить, скажем, один пролет ограды, необходимо было отковать до тысячи различных элементов. Изумительные кованые ограды украшают ныне Москву, Ленинград, Киев, Львов. Бережно относятся к памятникам кузнечного искусства, к примеру, в Прибалтике.
Второй этаж музея — современный кованый и штампованный металл. Здесь видишь, насколько безграничны возможности кузнечно-штамповочного дела. Ни одна из отраслей промышленности не может обойтись без деталей, изготовленных этими способами. На стендах — модели прессов и молотов, на стенах — портреты ученых и специалистов.
В музее есть и библиотека, а ней собраны научно-популярные книги и журналы начиная с XIX века, также справочники, проспект»!. Из окна библиотеки видны деревца с бирками — это Аллея кузнецов, посаженная гостями — инженерами и учеными. Несколько в стороне от дома-музея закладывается Аллея памяти — она посвящается выдающимся ученым, заложившим фундамент советской школы кузнечно-прессового машиностроения. Эта аллея будет упираться в действующую кузницу с пылающим горном и пыхтящими мехами, в которой будем раскрывать искусство старых кузнецов…
Отличительная черта нашего музея: кроме экспонатов, мы собираем технологии, то есть познаем секреты изготовления старинных изделий, изучаем интерьеры кузниц, инструментарий, биографии кузнецов, а также сказки, собираем легенды, мифы, стихи и песни.
В нашем музее вы не увидите предостерегающих табличек и оградительных веревочек. Наш девиз: смотри, трогай, изучай, то есть проникай в тайны древнего мастерства! И это приносит плоды. Приезжают к нам студенты, аспиранты, ученые — читают книги и журналы прошлого века, кузнецы-художники с лупой в руках изучают тонкости кузнечной сварки на кованых цветах и вазах.
А недавно к нам приезжали специалисты из одного уральского института, изучали старую технологию, чтобы наладить автоматическую линию по производству топоров.
Такая необычная форма деятельности музея привлекает энтузиастов и каждый старается чем-то помочь музею. Один кузнец спас от переплавки часть художественной ограды — кованые цветы — и передал их в музей, а другой принес медную кованую подставку для цветов.
Школьники отыскивают и дарят нам монеты, самовары, подковы. А из далеких городов идут письма: из-под Смоленска пришло сообщение, что найдена уникальная наковальня XIX века с надписью на древнефранцузском языке, а из Архангельска прислали фотографию с наковальней Петра Великого, что стоит до сих пор в деревне Вавчуга.
Люди, прожившие долгую жизнь, особо берегут вещи. И когда они узнают, что есть музей, который собирает старое железо, то с радостью безвозмездно передают его. Так к нам попала деревянная соха с коваными сошниками, которая долго висела под потолком в сарае, а теперь — ценный экспонат.
Проводятся в музее и творческие встречи, на которых порой разгораются жаркие споры между учеными и кузнецами. А завершаются всегда экскурсии и беседы чаепитием из экспозиционного самовара, который к тому же восхищает посетителей своей величавой красотой.



Перейти к верхней панели