Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

■ ДОЛЖНА ЛИ ПЕСНЯ БЫТЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ИЛИ СЛУЖИТЬ ПИЩЕЙ ДЛЯ УМА И СЕРДЦА?
■ ДЕМОКРАТИЧЕН ЛИ РОК
■ ВРЕМЕНА,
КОГДА ПЕСНИ БАРДОВ ГОВОРИЛИ НАМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛИТЕРАТУРА, ПРОХОДЯТ…
■ БОРОТЬСЯ С РОКОМ ТАК ЖЕ ГЛУПО, КАК СОЗДАВАТЬ КУЛЬТ ЕГО.
■ БЕЗБРЕЖЕН ОКЕАН МУЗЫКИ… КАК В НЕМ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ!

ЖУРНАЛИСТЫ ШУТЛИВО ЗАМЕТИЛИ: ЕСЛИ БЫ ИНОПЛАНЕТЯНЕ ПОПЫТАЛИСЬ «ПРОСЛУШАТЬ» НАШУ ПЛАНЕТУ, ТО ПОДУМАЛИ БЫ, ЧТО ЯЗЫК ЛЮДЕЙ — ПЕСНЯ, ТАК НАСЫЩЕН ЕЮ ЭФИР!
ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС МОЛОДЕЖИ К МУЗЫКЕ, ЕЕ УВЛЕЧЕНИЕ НОВЫМИ РИТМАМИ — ЭТО БЫЛО ВСЕГДА. И СЕЙЧАС ТАК. ТАК-ТО ТАК, ДА ВСЁ ЖЕ ИНАЧЕ… БЛАГОДАРЯ НЕВЕДОМЫМ РАНЕЕ ТЕХНИЧЕСКИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ, МУЗЫКА РЕШИТЕЛЬНО ВЫРВАЛАСЬ ВПЕРЕД СРЕДИ МНОГИХ ДРУГИХ УВЛЕЧЕНИЙ МОЛОДЕЖИ.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ — СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ МУЗЫКА?
ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ ВЕДЕТ ЗАВЕДУЮЩИЙ КАБИНЕТОМ КОМСОМОЛЬСКОЙ РАБОТЫ СВЕРДЛОВСКОГО ОБКОМА КОМСОМОЛА ВАЛЕНТИН КИСЕЛЕВ.
ВОПРОСЫ И ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА О СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ ДАЛА АНКЕТА, ПРОВЕДЕННАЯ В ПРОФТЕХУЧИЛИЩЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА, В СВЕРДЛОВСКИХ ШКОЛАХ № 36 И 69, СРЕДИ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ УРАЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

ПЕСНЯ ПЕСНЕ РОЗНЬ
На обсуждение этого вопроса тратится много времени и слов: песня — развлечение или пища для ума и сердца? Убедительного для всех ответа не найдено.
Песня часто служит сопровождением для танца. Танцевальная музыка существовала во все времена и будет существовать, чтобы помочь людям отдохнуть, развлечь их, создать приподнятое настроение.
Песня, как самый распространенный музыкальный жанр, всегда являлась средством самовыражения людей, живо откликалась на их дела, заботы, печали, радости. Будь то баллада, рок-композиция, частушка — все они отражают чувства и настроения современников.
Никакого противоречия нет в том, что мы с удовольствием танцуем под приятную музыку (вкусы могут быть разные — от танго до брейка) и не можем обойтись без волнующих, заставляющих думать песен В. Высоцкого, И. Шварца или Б. Гребенщикова…
Необходимо и то и другое, хотя, согласитесь, первое не должно преобладать, иначе мы уподобимся стрекозе из старой басни. Как известно, потехе — час, а делу- — время.
Случается, что танцевальная музыка врывается в сопредельную область, даже в песню политическую, гражданского звучания, и часто принижает, девальвирует последнюю, неизбежно отвлекая от размышления.
Такой ненормальный гибрид в последние годы процветал у нас на эстраде. Он определенно не удовлетворяет ни тех, кто любит танцевать, ни тех, кто больше склонен искать в песне умного собеседника. В «гибриде» всего понемногу, того и сего, но в итоге… ни то ни се.
Будем надеяться, что он отживает свой век.

В ОДИНОЧКУ или В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
Нередко встречается такой самозабвенный интерес к определенным исполнителям или музыкальным направлениям, что все другое вызывает полное неприятие. Это явление, назовем его мелофанатизмом, дает о себе знать все больше.
Близкое знакомство с фанатами убеждает, что искусственная отгороженность от остального мира жестоко мстит им. Нельзя жить, питаясь только земляникой или налегая на горчицу,— пострадает здоровье. То же самое происходит и с духовным здоровьем, когда пищей оказывается только диско или только «тяжелый металл». Мелофанатизм отупляет, как вообще фанатизм в любом его проявлении.
В музыке, как и в жизни, все соседствует, дополняет, продолжает друг друга и не может быть понято и осмыслено вне этой взаимосвязи.
Чтобы пытаться компетентно оценивать «металл», конечно, надо опираться на знание истоков рок-музыки, ее эволюции. Иначе можно остаться на уровне оценок: «лажа» или «классно».
Для части подростков демонстративное поклонение одному кумиру — форма самоутверждения в среде сверстников. И музыка как таковая занимает их меньше, чем внешняя атрибутика. Но большинство все-таки — действительно увлеченные и любопытные меломаны, которым просто негде взять музыкальные записи, объективную информацию, нет возможности познакомиться с трезвой, компетентной оценкой творчества тех или иных исполнителей.
Сейчас молодежная печать все больше пишет о современной музыке для молодежи. Но и самый бурный поток публикаций не поможет, если не будет неформального общения единомышленников, споров, сопоставления точек зрения, совместного творчества, иными словами — если не будет клуба или любительского объединения.
Возможны ли они? Вполне.
Положение о любительском объединении, клубе по интересам принято Министерством культуры СССР, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и другими организациями в мае 1986 года. Такое объединение может быть создано при учебном заведении, учреждении культуры, домоуправлении, при комсомольском или профсоюзном комитете, другой общественной организации или творческом союзе. Ранее не разрешалось существование таких объединений на принципе самоокупаемости, что сдерживало их возникновение. Теперь этого препятствия нет. (Подробнее с Положением можно ознакомиться в журнале «Молодежная эстрада», № 4, 1986.)
Какие музыкальные клубы по интересам уже существуют?
Обратимся к опыту города Свердловска.
Самые богатые традиции — у клубов самодеятельной песни. Ежегодно проводятся их фестивали: последний, десятый, с успехом прошел в январе 1987 года. Свердловчанка Раиса Абельская стала одним из лауреатов первого Всесоюзного фестиваля самодеятельной песни в Саратове.
Вопреки предсказаниям о спаде интереса к дискотекам, они по-прежнему привлекают массы молодежи, объединяют группы энтузиастов. Творчески стремятся работать диско-клубы ДК компрессорного завода (ведущий И. Борисов), ДК «Урал» (А. Гранкин), ДК имени Дзержинского (Д. Наумов). В 1986 году вступило в силу новое Положение о коллективе самодеятельной дискотеки, в ‘.котором учтены пожелания любителей этого вида отдыха. Оно опубликовано в журнале «Комсомольская жизнь», № 12 за 1986 год.
Свердловский рок-клуб начал действовать 15 марта 1986 года и объединяет сейчас около сорока групп. Наиболее удачно, на мой взгляд, показала себя группа «Каталог». Думаю, коллективное обсуждение прослушанных в рок-клубе программ пошло бы на пользу всем его участникам.  Богатые традиции у свердловского джаз-клуба. Возможности активизации своей работы клуб связывает с открытием джазового кафе.
Много лет работают в Свердловске клубы и ансамбли политической песни: «Аванте» в университете, «Баллада» в педагогическом институте, «Смена» в ДК Уралмашзавода. Эти коллективы неоднократно представляли советскую политическую песню на международных фестивалях, маршах Мира, проходивших в Австрии, Болгарии, Западном Берлине, ГДР, Дании, Швеции, Финляндии, ФРГ, ЧССР. Они — инициаторы проведения пяти областных фестивалей политической песни. Ярко проявили себя на этих фестивалях ансамбль сатирической песни «Смех» из Нижнего Тагила, другие самобытные ансамбли.
Именно клубы политической песни ввели в обиход понятие «творческая мастерская», ставшее ныне неотъемлемой частью деятельности любого музыкального любительского объединения.
Несколько лет назад при клубе «Варшавянка» Дворца культуры Уралмашзавода начал действовать фольклорный молодежный ансамбль. Интерес молодежи к национальным музыкальным традициям наблюдается во всем мире.
В январе 1987 года в Свердловске состоялся большой концерт участников всех музыкальных любительских объединений. Он еще раз заставил задуматься о том, что творчество представителей разных музыкальных направлений может быть в равной степени интересно слушателям — не исключая друг друга, напротив, составляя богатую, яркую музыкальную палитру наших дней.
О работе каких музыкальных любительских объединений вы хотели бы узнать подробнее?
Может быть, у вас есть опыт участия в деятельности такого объединения, клуба? Тогда просим вас им поделиться.

РОК-МУЗЫКА УЛИЦ 
Рок-музыка — симбиоз, возникший из слияния различных, почти не соприкасавшихся ранее ветвей мировой музыки. А. Градский считает: «Бит разнообразен, как окружающая нас жизнь. Он впитал в себя западноафриканские ритмы, мелодичность народных песен, сдержанность английских баллад и причудливость мелодий Индии, изысканность музыкальной классики Европы и грубоватость джаза». В этом своеобразие рок-музыки: в неожиданных, часто контрастных сочетаниях множества разнородных, на первый взгляд, элементов.
Существенное отличие рок-музыки — ее обращение к электроинструментам.
Классическим вариантом рока принято считать творчество ансамбля «Битлз». По мнению музыковеда Л. Переверзева, «Битлз» утвердил в рок- музыке принцип коллективности творчества, сюитную организацию пьес в рамках долгоиграющего альбома, ставшего с тех пор «единицей» художественной продукции каждой группы, типичный состав ансамбля из трех поющих гитаристов и барабанщика, вокруг которых могли располагаться индийский ситар, клавесин, электронный синтезатор, виолончель или даже целый оркестр… «Битлз» установил своего рода мировой стандарт качества — тот уровень жанра, на который неизбежно вынуждены были равняться многочисленные его последователи.
Любопытно, что, по мнению ряда музыкантов, истоки мелодизма «Битлз» восходят к песням Шуберта и Шумана. Специалисты не раз пытались сопоставлять рок-музыку с классической музыкой, хотя рокеры относятся к такому сравнению крайне скептически.
И все же послушаем мнение американца Д. Ларнера: «Традиционная песня строится из тридцати двух тактов. Рок упрямо повторяет один и тот же рефрен из 8—12 тактов… Ритм непререкаемый, всевластный, как стук пневматического молотка… За ходом развития джазового произведения надо следить. Рок, напротив, притупляет внимание, его неотвязный ритм повергает в гипноз своей монотонностью».
Восприятие музыки основано на вероятном предвосхищении как мелодии, так и ритма. Ритм предугадать значительно легче — в силу универсальной его природы в окружающем мире. Поэтому воспринимать рок-музыку проще, чем классику, где гораздо больше компонентов, художественных средств. Многие знатоки и пропагандисты рок-музыки считают главной ее особенностью не музыкальные характеристики, а содержание, которое она несет слушателю.
По мнению ведущего советского музыковеда В. Конен, рок — это вид музыки, выражающий социальную психологию определенных слоев западной молодежи. В ней нет успокаивающих иллюзий, нет сентиментальности. Рок — это положенная на музыку речь улиц. ц
Рок-музыка неустанно ищет новое, рождая множество направлений и, соответственно, терминов. Толкование наиболее распространенных из них приведено в книгах В. Симоненко «Лексикон джаза», изданной в 1981 году в Киеве, и Г. Шестакова «Музыка в буржуазной массовой культуре», выпущенной в 1986 году издательством «Музыка».
Общий уровень рядовой рок-продукции, считают специалисты, отличается низким художественным качеством. Традиции, питающие ,эту музыку, часто становятся объектом грубой коммерческой эксплуатации, рассматриваются как склад полуфабрикатов, быстро обесценивающихся из-за частого и бездумного употребления. Но чтобы понимать это, надо, конечно, быть «наслышанным », знать «классику» рока. Всесоюзное радио начало цикл передач «Тем, кто любит рок-музыку». Значительное место отводит этой музыке в последнее время радиостанция «Юность».
Гуманистический пафос рок-«классики» не вызывает споров. Сложнее с оценкой рок-музыки в целом в наше время, когда она получила столь широкое распространение, что единый знаменатель для нее не отыскивается. В каждом произведении — отражение взглядов, убеждений, представлений о жизни его автора. Авторы нередко стоят на противоположных политических позициях, даже если и придерживаются одного музыкального направления.
Отечественная рок-музыка переживает период становления. Критичный и, думается, трезвый взгляд на нее изложил недавно в полемичной статье в журнале «Музыкальная жизнь» А. Троицкий: «Раньше предметом насмешек был «типовой» ВИА: длинный ряд молодцев в униформах, торжественно застывших у микрофонов… Теперь не менее стереотипен образ рок-группы: несколько искусно взлохмаченных молодых людей в аляповатых спортивновечерних нарядах (весьма популярно, например, смелое сочетание смокинга и кроссовок), совершающих сдержанно-конвульсивные движения а ля брейк-данс и приседающих в полуэкстазе во время инструментальных соло. Если ВИА можно было как-то идентифицировать по орнаменту на костюмах, то рок-группы — разве что по — маркам инструментов. Все остальное, как правило, — «общий знаменатель»: холодное бодрячество, максимум внешней помпы, дискотечная поверхностность. Очевидно, эта унификация мышления отнюдь не способствует развитию жанра. В чем же причина наступления серятины на профессиональном рок-фронте? Главная из них — конъюнктурный, нетворческий подход музыкантов к своему делу. Принято — и справедливо! — ругать западную поп-музыку за ее коммерческую направленность. Увы, нечто похожее происходит и у нас…»
Самодеятельные рок-группы зачастую интереснее и ярче профессиональных. Умные, полемичные, живые песни, касающиеся реалий нашей повседневности — так воспринимается программа свердловской группы «Каталог». Но таких коллективов пока немного. Стремясь к  оригинальности (что само по себе неплохо), самодеятельные рок-группы склонны делать ставку на предельную эксцентричность, внешнюю атрибутику в ущерб содержательной стороне. Нередки попытки скопировать западных рок-звезд «один к одному», но кроме жалкой пародии, конечно, ничего не выходит.
Те, кто серьезно увлечен рок-музыкой, постоянно убеждаются, что в ней, по меткому наблюдению В. Конен, много «парадоксального, противоречивого, одновременно отталкивающего и привлекательного, пошлого и истинно выразительного; «штампованного» и нового». Ну, а тем, кто только начинает знакомиться с роком, надо об этом знать.
Остался вопрос о текстах, которые «трудно расслышать». Поскольку текст написан и поется — значит, исполнитель все же рассчитывает, что его услышат и поймут. Таких исполнителей большинство — которые хотя бы надеются… Ну, и, конечно, есть группы, которым так важны сценические трюки, создание атмосферы истерии, что текст для них оказывается делом десятым.

ЧТО ХОТЯТ СЕВА И ДРУГИЕ!
Начнем с того, что сомнений не вызывает. Для многих молодых людей, особенно на Западе, рок-музыка — едва ли не единственная точка соприкосновения с искусством, оценивающим окружающую действительность. Рок-звезды пользуются огромным авторитетом, им стремятся подражать. Политические взгляды кумиров весьма существенно влияют на массы молодежи.
Есть группы, последовательно отражающие антикоммунистические, расистские настроения. Такие группы, как «Назарет», прямо призывают «не давать пощады коммунизму». Э. Янг из группы «Эй-Си-Ди-Си» в одном из интервью газете «Мэлоди Мэйкер» «острил» следующим образом: «Мы любим всякие неожиданности, возникающие по ходу нашего шоу. Я мог бы начать запускать однажды ракеты, но… приберегу их для русских».
Широко популярна среди западной молодежи тема протеста против окружающего ее жестокого мира. Но и эта тема зачастую освоена шоу-бизнесом и используется для «выпускания пара», в пропаганде безопасных для устоев общества форм борьбы — протеста внешним видом, манерой поведения и т. д.
Давайте обратимся к мнению М. Теодоракиса: «Можно спорить о прогрессивных достоинствах рок-музыки, но несомненно одно: в том виде, в каком она процветает в странах Запада, она внедряет в сознание слушателей вполне определенный — а именно буржуазный — образ жизни. Здесь присутствует и культ «идолов», и безразличие к социальным проблемам, и индивидуализм, и духовная отчужденность. У юношей и девушек формируется ложное чувство «абсолютной свободы», неподотчетности кому бы то ни было, независимости от социальных связей и обязанностей».
Представителям демократических тенденций в западной рок-музыке приходится преодолевать много препон, проявлять выдержку и мужество, чтобы отстаивать свои убеждения. Но это — тема отдельного разговора.
Есть ли примеры идеологических диверсий в музыкальной упаковке, направленных на советскую молодежь?
Таким примером может служить незаконный провоз с Запада, распространение у нас так называемых «эмигрантских» песен. С помощью покинувшего страну бывшего руководителя одного из ВИА на свет божий вытащены некогда бытовавшие в определенной среде пошлые куплеты о том, что «лучше веселиться, чем работать».
Преемником В. Высоцкого объявляется некий субъект с русской фамилией и по имени Вилли, воспевающий прелести житья за границей.
На кассетах из-за рубежа широко ввозится в нашу страну запись «одесского цикла» Александра Розенбаума, ныне артиста Ленконцерта. Песни, написанные когда-то к студенческому спектаклю по мотивам рассказов Бабеля, обрели самостоятельную жизнь и, хотел того автор или нет, оказывают недобрую услугу подросткам, слушающим их и впитывающим воровскую «романтику». Вот повод задуматься об ответственности за написанное, а уж тем более — за спетое слово…
Нельзя не назвать идеологической диверсией и музыкальные программы западных радиостанций, вещающих на русском языке. Комментариями весьма специфического свойства перемежает, например, свои музыкальные программы сотрудник «русской» редакции Би-Би-Си Сева Новгородцев. Кто он, этот человек, набивающийся в «свои парни» нашим подросткам? Те, кто читает «Ровесник», помнят публикацию о нем: Всеволод Левенштейн, возраст далеко за сорок, изменил стране, спасшей его от голодной смерти в военные годы. Теперь он берет на себя смелость помогать нам «находить другие ценности и идеалы».
Первая наша музыкальная встреча в диалог-клубе была во многом монологов… Надеемся, в будущем станет иначе. Ждем ваших писем. Авторов трех наиболее интересных писем ждет сюрприз: пластинка с записями фестиваля «РОК ЗА МИР», или пластинка Г. Белафонте, или пластинка с записями ФОЛК-ФЕСТИВАЛЯ В АНГЛИИ.
Наш адрес: 620219, г. Свердловск, ГСП-353, ул. 8 Марта, 22-в. Редакция журнала «Уральский следопыт». «МУЗЫКА И МЫ».

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ДВА КОЛЛЕКТИВА СВЕРДЛОВСКОГО РОК-КЛУБА, КОТОРЫЕ ЕЩЕ НЕ ИЗВЕСТНЫ БОЛЬШИНСТВУ СЛУШАТЕЛЕЙ.
Группа «Каталог». Существует со второй половины 1986 года. Отличается сдержанной манерой поведения, ограниченным использованием модных атрибутов. Характер исполнения приближен к бардовской традиции.  Намеренное упрощение музыкальной фактуры должно, по мнению участников группы, помогать слушателю сосредоточить внимание на содержании текста.

Группа «Кабинет». Название также новое, хотя большинство музыкантов известно любителям «магнитофонного рока» по работе в группах «Трек» и «Урфин Джюс». В конце 1986 года «Кабинет» закончил запись первого альбома «Вскрытие»,, сложная лирико-философская музыка которого
несколько диссонирует с ироничными текстами.

Сами с усами
(Интервью руководителя рок-ансамбля «Троллейбус») Юмористический рассказ
— Почему ваша группа называется «Троллейбус»?
— Когда мы собрались, ансамбли «Метро», «Такси», «Трамвай» и «Автобус» уже существовали. Это во-первых. Во-вторых, мы все с усами, и троллейбус тоже. И в-третьих, троллейбус и наш ансамбль работают на электричестве. Но у нас, конечно, выходная мощность гораздо выше. Кстати, могу рассказать любопытный случай. В одном Дворце спорта, когда подключили нас, отключилось освещение. Я предложил зрителям проголосовать: что они предпочитают. Половина проголосовала за то, чтобы слышать нас, но не видеть, а половина — за то, чтобы видеть, но не слышать. И это понятно: у нас есть не только что послушать, но и что посмотреть.
— В связи с этим следующий вопрос. Что новенького покажете вы в очередном сезоне?
— Сейчас мы ведем экспериментальный поиск новых выразительных средств. В частности, решили сменить дымовую завесу. Пока что, когда мы выходим на сцену, дым скрывает все от пояса и ниже, зрители не видят ног. А теперь мы, наоборот, будем в дыму от пояса и выше, а зрители увидят только ноги. В связи с этим разрабатывается и оригинальный костюм с противогазом.
— Что вы при этом будете петь?
— В нашей новой программе будут мои рок-зонги на стихи Шекспира, Рабиндраната -Тагора и Витюши Заломаева, нашего ударника. Витюша — самородок. Не знает ни нот, ни букв — пишет сердцем. Продолжим мы работу и над нашим новым шлягером «Лабуда-лабу-да». Мы хотим довести в нем рефрен «лабуда-лабуда» с шестнадцати повторов до тридцати двух.
— Есть ли в вашем репертуаре песни, адресованные молодежи?
— Да. Это песня молодых болельщиков «Спартак», как же так?» Это такая мини-рок-опера «Эвридика и Уренгой». И это песня «Вернись в дом родной», она посвящена студентам, завалившим сессию.
— Кто из мастеров прошлого больше всего повлиял на вашу творческую манеру?
— Я думаю, мы продолжаем традиции таких замечательных мастеров прошлого, как изобретатели паровоза Черепановы. Для своего времени их детище было самым шумным и самым дымным.
— Что бы вы пожелали себе?
— Чтобы соответствующие организации поняли, наконец, что мы работаем в условиях вредного производства: шум, вибрация, задымленность. Нам пора выдавать молоко.
— А что бы вы пожелали слушателям и зрителям?
— Чтобы оставили привычку орать, когда рвется фонограмма. Кстати, у нас в фонограмме записана наша солистка Марина Брыкалова, но недавно она ушла в декретный отпуск. И теперь нам на концертах присылают записки, спрашивают, кто из нас переодетая Марина. Эта наивность показывает, что до понимания стиля зрителям еще расти и расти. Пожелаем им этого…



Перейти к верхней панели