Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Трудно назвать точное число уральцев, пути-дороги которых ежегодно приводят в город Ленина, но одно можно утверждать без сомнения: многие из них (до ухода крейсера на реставрационно-восстановительные работы) стремились непременно побывать на «Авроре».
Первопроходец космоса Юрий Гагарин очень точно назвал легендарный корабль «стартовой площадкой всех наших успехов». Подсчитано: на крейсере побывало более 19 миллионов человек — представители 154 народов мира.
Сотням мальчишек и девчонок, выросших на берегах Невы, в день рождения В. И. Ленина здесь повязаны алые пионерские галстуки. С этой палубы, получив комсомольские путевки, шагнули в целинные просторы, на трассу БАМа, в колхозы и совхозы Нечерноземья юные добровольцы — посланцы города-героя.
Петровская набережная, где до недавнего времени занимала свой почетный пост «Аврора», повидала многое: праздничное ликование демонстраций, колонны многосильных тракторов-«кировцев», изготовленных из сэкономленных материалов и пионерского металлолома, четкий строй нахимовцев, иностранные делегации, летчиков-космонавтов…
В марте нынешнего года прошли по ней и учащиеся 7 «б» класса нижнетагильской средней школы № 85. Впервые в истории крейсера на его борту производилось вручение комсомольских билетов. Чести этой удостоились уральские школьники.
Подрагивал под ногами ребят умытый соленой балтийской водой щербатый трап… От прикосновения к заветным поручням трепетали юные сердца…
Приглашение «Авроры» не случайно: связи корабля революции с городом горняков, металлургов, строителей, машиностроителей имеют полувековую историю.
Приведу несколько строк из письма, полученного с берегов Невы тагильским краеведом С. В. Ганьжой: «Ваши документы будут использованы при обновлении экспозиции музея на крейсере «Аврора».
Что же это за факты из жизни легендарного корабля? Почему им отводится такое почетное место в летописи боевого экипажа? Как связаны они с Уралом?
На заре 30-х годов XX века, когда начала претворяться в жизнь гениальная ленинская идея о создании Урало-Кузбасса, главный «бриллиант» демидовской вотчины — Нижний Тагил — переживал второе рождение. Потеснив таежную глухомань, здесь предстояло соорудить металлургический завод, коксохимическое и огнеупорное производство, гигантское вагоностроительное предприятие.
Руководить возведением объектов партия направила талантливого организатора социалистической промышленности М. М. Царевского, обладавшего богатым опытом строительства Нижнегородского (ныне Горьковского) автозавода. Он видел на практике, какую эффективную помощь может оказать новостройке шефство легендарного крейсера: экипаж убедительно продемонстрировал это в ходе сооружения автогиганта на Волге. Царевский предложил коммунистам Нижнего Тагила, обеспокоенным низкими темпами возведения металлургического комплекса, установить контакты с «Авророй».
И вот в апреле 1932 года прошла ленинградская конференция представителей предприятий-поставщиков оборудования И материалов для уральских строек. Здесь же присутствовала делегация «Авроры», возглавляемая комиссаром А. В. Ермоленко.
В Нижнетагильском филиале Государственного архива Свердловской области бережно хранится стенографический отчет с заседания этой конференции. Сохранена и стенография речи комиссара «Авроры»: «Просим передать: каждый краснофлотец, каждый командир и каждый политработник сделают все, чтобы те обязательства, которые мы взяли в отношении продвижения  заказов, грузов, связи с заводами, общественностью (…) были выполнены с честью (…). Думаю, такая связь действительно послужит хотя и небольшой, но весьма полезной крупицей в деле завершения этой гигантской стройки».
В отличие от других новостроек страны того времени тагильский комплекс предстояло возводить собственными силами, по отечественным (!) проектам, используя оборудование, выпускаемое заводами молодой советской России.
На одних только ленинградских заводах заказы на изготовление оборудования для уральского металлургического комплекса превышали сумму в 22 миллиона рублей. Нелегко было осилить такую «ношу», но ленинградские рабочие и специалисты сознавали всю ответственность задания партии. Программа действий, намеченная конференцией, начала воплощаться.
22 апреля 1932 года газета «Тагильский рабочий» вышла с аншлагом во всю первую страницу: «Краснознаменный крейсер «Аврора» — шеф «Тагилкомбинатстроя». И чуть ниже — обязательство экипажа корабля, его обращение к личному составу крейсера «Червона Украина» Черноморского флота, отряду учебных кораблей и воинам-комсомольцам «Н»-корпуса с призывом оказать помощь в продвижении уральских заказов на заводах и фабриках во всех областях Советского Союза.
В «Ответе авроровцам» тагильчане писали: «Каждый строитель пашей стройки будет с гордостью следовать славным боевым традициям шефов-краснознаменцев, авроровцев, будет тверд и уверен в своем труде за гиганты». Внимание моряков Балтики поднимало настроение у тех, кто нес рабочую вахту па стройплощадках, в карьерах и у станков. Городская газета сообщала в те дни читателям, что усилился приток заявлений о вступлении в Коммунистическую партию и ленинский комсомол от лучших тружепиков-ударников.
27 апреля в Нижний Тагил прибыли посланцы «Авроры» Павел Давыдов и Сергей Соцкий. Они побывали на сооружаемых объектах, встречались с рабочими, специалистами, активистами партии, молодежью.
«Приезд делегатов «Авроры» знаменателен тем, что он. является первым знаком внимания к нашей стройке со стороны всесоюзной пролетарской общественности (…). Первого мая на многочисленном митинге трудящиеся Тагила дадут отчет своим шефам авроровцам, что сделано каждой организацией города оо линии помощи «Тагилкомбинатстрою»,— писал «Тагильский рабочий».
На торжественном пленуме городского Совета, посвященном празднованию Дня международной солидарности трудящихся выступил Сергей Соцкий. Была зачитана телеграмма-молния: крейсер революции слал первомайский привет создателям мощного индустриального центра на Среднем Урале.
Так начиналась дружба тагильчан с экипажем «Авроры». Со всей полнотой отразила она прозорливую ленинскую мысль о плодотворности единения армии с народом. Авторитет легендарного корабля помог уральцам в решении многих вопросов строительства.
Спустя полвека ветеран КПСС, бывший комиссар «Авроры» А. В. Ермоленко написал открытое письмо молодому поколению тагильчан. Есть в нем такие строки: «Обоюдное выполнение сторонами обязательств нашло яркое подтверждение в Великую Отечественную войну, когда решалась судьба нашей Родины. Роль уральских предприятий, их трудовых коллективов в разгроме фашистской Германии широко известна… Внесли свой вклад в победу и авроровцы… Новые задачи движения вперед наметил XXVI съезд Коммунистической партии. Чтобы успешнее выполнить их, необходимо приумножить опыт нашего содружества, зародившегося в годы первой пятилетки».
Полвека содружества. В полный рост встал за это время индустриальный гигант — Нижнетагильский металлургический комбинат имени В. И. Ленина. Сегодня он производит чугуна — в четыре, стали и проката — в пять раз больше, чем называлось в первоначальных проектах комплекса. А ведь пять десятилетий назад они казались фантастикой!..
Только за последние годы на тагильской земле появились блюминг «1500», цех магнезиальных изделий, шахта «Естюнинская», удвоило мощности кислородно-конверторное производство. Вот уже семь лет выдает уникальную продукцию первый отечественный универсально-балочный стан. Около 7,5 миллиона тонн проката получили от него строители Байкало-Амурской магистрали, преобразователи Нечерноземья, газовики Тюменского Севера. По адресам полутора тысяч заказчиков отправляет сегодня свою продукцию «широкополка». Первые же тонны изделий комбината ушли в город-герой Ленинград.
По-особому сияли в те дни па знамени НТМК два ордена. На одном — барельефное изображение В. И. Ленина, на другом — крейсера «Аврора».
Развивая традицию содружества, комсомольцы-авроровцы Осуществляют контроль за выполнением заказов тагильских предприятий, размещенных на ленинградских объединениях, заводах, фабриках. Так, с помощью шефов на месяц раньше установленного срока в цехах «Электросилы» были изготовлены сложные электрические машины для второй очереди цеха прокатки широкополочных балок.
Радостной была эта весть для групкомсорга комсомольско-молодежной бригады Владимира Петяева из объединения «Тагилстрой», участвовавшего в сооружении металлургического комплекса. Когда на всю страну прозвучал призыв десяти уральских бригадиров-строителей выполнить пятилетнее задание меньшим составом, их бригада сформировалась из высвобожденных рабочих. Молодые монтажники освоили смежные профессии, с успехом совмещают работу стропальщика, бензорезчика, сварщика. Быстро заявили о себе как о зрелом, умелом коллективе. ЦК ВЛКСМ наградил их переходящим Красным знаменем «Ветераны труда, герои пятилеток — лучшему комсомольско-молодежному коллективу». Досрочно справились они с плановым заданием четырех лет пятилетки, занесли на лицевой счет экономии около пяти тысяч рублей.
В «красном углу» их бригадпого вагончика, кочующего по горячим новостройкам Нижнего Тагила,— вымпел крейсера «Аврора». Самая почетная у тагилстроевцев награда. За труд, смекалку, волю к победе.
— Принимая его,— сказал комсорг Владимир Петяев,— заверяем моряков Балтики, что па возведении важного народно-хозяйственного объекта — мощной коксовой батареи № 9 будем трудиться по-комсомольски ударно, новаторски эффективно!
Потом в их бригадном вагончике зачитывали письмо члена комитета ВЛКСМ «Авроры», старшины второй статьи Виктора Оноприенко.
— Уверен,— писал уральцам матрос с Невы,— самая лучшая подготовка к службе на флоте — это отличная учеба в школе, добросовестная работа на производстве, ответственное отношение к делу, которое тебе поручено.
В конверте было еще одно послание: от командования корабля. В нем сообщалось, что за успехи в боевой и политической подготовке Виктор удостоен знака «Отличник Военно-морского флота СССР», принят кандидатом в члены КПСС.
Ну как не порадоваться за товарища!
Познакомились они на борту крейсера. Петяев приезжал к шефам в составе делегации победителей соревнования. От поездки той остался в музее «Тагилстроя» любительский фильм.
Размеренно стрекочет киноаппарат.
…В четком строю замерли моряки «Авроры». Равнение на кормовой флагшток, где порывистое дыхание ветра упруго разглаживает стяг прославленного корабля. Здесь же, напротив балтийцев, держит равнение на военно-морской флаг шеренга людей, на праздничных, сугубо штатских костюмах которых поблескивают ордена, медали.
Ленинградцы, гости города, оказавшиеся в тот утренний час на Петровской набережной, с любопытством наблюдали за необычным ритуалом. Торжественный подъем флага на крейсере революции был и впрямь необычен: «Аврора» принимала дорогих гостей — тагильских строителей.
Нелегка служба моряков с «Авроры». Но каждый второй из них — отличник боевой и политической подготовки, каждые семеро из десяти специалисты высокой воинской квалификации. Здесь никогда не забывают: как посту номер один у мавзолея В. И. Ленина присягает в своих помыслах весь советский народ, так и на «Аврору» — корабль номер один — держат равнение все флоты Страны Советов.
В героическую, созидательную пору тридцатых годов соединились узы дружбы балтийцев со строителями Нижнего Тагила. Пятьдесят лет спустя эта дружба получила новую огранку: молодые уральцы борются за право служить на легендарном крейсере, лучшие комсомольско-молодежные бригады удостаиваются вымпела «Авроры», ежегодно, победители трудового соревнования едут в Ленинград с рапортом о свершениях.
Радушно встречают шефов и на уральской земле.
Есть в Нижнетагильском монтажном управлении «Коксохиммонтаж» передовая молодежная бригада Вячеслава Курьеза. Ежедневно выполняет она норму за своего почетного члена — капитана первого ранга запаса Владимира Андреевича Микаца. Выполняет уже более трех лет, с тех августовских дней 1981 года, когда в актовом зале городского комитета ВЛКСМ, на строительных площадках, в пионерских лагерях уральского города торжественно прозвучали слова: «Священную реликвию Великого Октября — боевое знамя корабля революции, легендарного крейсера «Аврора» — внести!»
Затаив дыхание, слушали юные тагильчане рассказ посланца крейсера В. А. Микаца о пережитых им днях фашистской блокады Ленинграда, героизме и бескорыстии моряков. Бригада монтажников Вячеслава Курьеза попросила Владимира Андреевича стать ее почетным членом.
С тех пор каждое из его частых писем на Урал начинается вопросом: «Как поживает моя бригада?» — «Живем дружно! Рады, что дел невпроворот! С заданиями справляемся успешно!»—летит к берегам Невы лаконичный ответ. «Так держать!» — телеграфирует капитан, и монтажники держат. Не раз их бригаду называли лучшим комсомольско-молодежным коллективом «Тагилстроя».
…Подрагивает под ногами, тагильских школьников авроровский трап: «Здравствуйте, дорогие мои уральцы! — сердечной улыбкой встречает юных гостей ветеран Балтийского флота Владимир Андреевич Микац.— С благополучным прибытием на борт крейсера революции!»
Этих слов, этого мгновения с нетерпением ждали они столько дней! Нынешний год для мальчишек и девчонок 7 «б» —особый: пионерам предстояло стать комсомольцами. Готовились к вступлению с большим подъемом. А тут… приглашение на ритуал вручения комсомольских билетов от самой «Авроры»!
Чести такой ребята из нижнетагильской средней школы № 85 удостоены как победители пионерского похода «Моя Родина — СССР». На Всесоюзном: слете юных ленинцев в Артеке их экспедиционный поисковый отряд имени Героя Советского Союза Н. И. Кузнецова был признан в 1983 году лучшим, отмечен грамотами Советского комитета ветеранов войны, Министерства просвещения СССР, дипломом Центральной детской экскурсионно-туристской станции.
Отряд побывал во многих местах, связанных с биографией легендарного разведчика: в Талице, Зырянке, Кудымкаре, Свердловске, Киеве, Ровно, Цуманских лесах, на месте гибели героя в селе Баратин.
Ребята не только «листали» страницы замечательной биографии земляка-уральца. Они поклялись пронести через всю жизнь верность званию «кузнецовца». Активно занимаются спортом, туризмом. Более двухсот километров прошли по родному краю в последние годы, совершили восхождение на одну из самых высоких гор Северного Урала — Конжаковский Камень. Закалка и выносливость, выработанные ими на туристских тропах, лыжне и дорожках бассейна позволили завоевать первое место в районной военно-спортивной игре «Зарница».
Их ученический музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В нем часты гости из других учебных заведений. Только нынче юные краеведы провели по нему более тридцати экскурсий, побывали с лекциями в соседних школах, на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны, отдыхающими в санатории «Руш».
…Надо было видеть, с каким душевным трепетом восприняли юные тагильчане приглашение крейсера революции. Каждый взял обязательство. В его немудреных пунктах — более высокие ориентиры в успеваемости, общественной активности, домашних обязанностях.
Классный руководитель заслуженный учитель школы РСФСР Лилия Михайловна Елышкова позднее с улыбкой рассказывала, как приходили к ней за советом родители: чтобы еще такое поручить ребенку из семейных забот?.. И это не случайно, ведь в дневниках учащихся и классном журнале появился новый предмет: «домашний труд». Папы и мамы, дедушки и бабушки еженедельно выставляли детям и внукам , отметки за их вклад в дела семейные. Отставать мальчишкам и девчонкам не хотелось, вот и зазвучали их требовательные голоса: «Прежнее задание выполнил, дайте новое!..»
В классе 37 учащихся. Поехать в Ленинград могли все. Но совет пионерского отряда, родительский комитет школы с повышенной требовательностью отнеслись к отбору. Еще бы, получить комсомольский билет на «Авроре» — и честь, и ответственность. Коллективное решение было твердым: достойны этого 22 человека. Остальные не обиделись, согласились с мнением одноклассников — нужно подтягиваться в учебе, общественной работе.
…И вот «Аврора» принимает юных уральцев — третье поколение своих подшефных. Командир крейсера капитан первого ранга Ю. И. Федоров, заместитель командира по политической части капитан второго ранга Г. Л. Мизин, другие члены экипажа горячо приветствуют тагильчан.
Торжественное построение для вручения гостям «Авроры» комсомольских билетов.
— Мы обещаем, что наша комсомольская юность будет достойна революционной, боевой и трудовой славы отцов и дедов! — звучали на крейсере голоса Ларисы Сулеймановой, Юлии Стрельниковой, Натальи Чуб.
Детство Наталья провела в городе на Неве, пионерский галстук ей был повязан на корабле революции. Теперь же она — отличница учебы, директор школьного музея — получила из рук капитана первого ранга запаса В. А. Микаца пурпурную книжицу с изображением Ильича!
Матросы «Авроры» прикрепили уральцам комсомольские значки, а те — повязали им галстуки почетных пионеров.
Строг и подтянут Алексей Таммур: ему только что вручили бескозырку крейсера. Алексей крепко и бережно держит дорогую реликвию, затаив дыхание, слушает вместе с одноклассниками рассказ о глашатае революции.
Названием своим крейсер обязан одноименному парусному фрегату, прославившемуся в морских баталиях Крымской войны, доблестной обороной восточного форпоста России — Петропавловска-Камчатского, кругосветным плаваньем. Да и крейсер до выстрела — сигнала к штурму Зимнего дворца — покрыл свой корабельный стяг славой участника Цусимского сражения. Одним из первых па Балтике перешел на сторону восставшего пролетариата. Выстрел его в октябре 1917-го стал первым салютом в честь первого государства рабочих и крестьян.
Школьникам довелось видеть, как останавливались посетители необычного музея у художественной композиции «Седой Урал кует победу», подаренной «Авроре», трудящимися подшефного строительно-монтажного объединения «Тагилстрой».
Глубоким содержанием наполнен дар уральцев. В их трудовых победах — отблеск залпа, возвестившего рождение новой эры в истории человечества, торжество идей великого Ленина.
…В музее нижнетагильской средней школы № 85 появился новый экспонат — дневник поездки на легендарный корабль. Юлия Тефанова написала в нем: «Встреча с «Авророй» останется в памяти каждого из нас на всю жизнь. Она — зерно, из которого не могут не вырасти добрые всходы. Мы счастливы: с авроровского напутствия начинается наша комсомольская биография!..



Перейти к верхней панели