Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Однополчане откликнулись

«Ждем писем!»— так называлась маленькая заметка, которую, по нашей просьбе, вместе с фотографией опубликовал в прошлом году «Уральский следопыт». На фотографии — политработники 214-й стрелковой дивизии перед Ясско-Кишиневской операцией.
Ждать писем долго не пришлось. Откликнулось много читателей. Они сообщили о судьбе воинов, увиденных на снимке. И теперь мы можем рассказать о результатах нашего поиска.
Гуля Королева!— Одна из любимых героинь советских ребят. Для нас она стала тоже очень дорогим человеком, когда мы прочитали книгу «Четвертая высота». Но самое интересное, что Гуля воевала в 214-й Краснознаменной Кременчугско-Александрийской стрелковой дивизии, в той самой, которая формировалась в Башкирии. Большинство боевых друзей Королевой — наши земляки.
И вот первый шаг поиска — мы написали в редакцию «Военно-исторического журнала». Ответ пришел незамедлительно, и в нем — два адреса: бывших командира 214-й стрелковой дивизии Николая Ивановича Бирюкова и комиссара Алексея Федоровича Соболя. Еще несколько дней, и на имя следопытов пришел толстый пакет. Это Николай Иванович прислал нам пятьдесят фотографий и карту боевого пути дивизии. Вскоре откликнулся и Соболь. И тот и другой сообщили немало адресов. Пришлось основательно засесть за работу. Письма пошли во все концы Советского Союза, где живут ныне бывшие воины дивизии.
Интересные материалы прислал нам народный художник РСФСР В. Н. Игошев. Несколько снимков Гули Королевой мы получили от бывшего начальника санитарного батальона А. З. Троянова. Многие ветераны часто называли в письмах комиссара полка Эделева и просили разыскать его родных и сообщить их адрес.
Тогда мы отправили небольшую статью о нашем поиске в газету «Советская Башкирия» и попросили откликнуться родных комиссара. Скоро пришел от них ответ. Живет семья Эделевых в Башкирии. Мы передали им фронтовой снимок комиссара полка и письма его боевых товарищей.
Интересные воспоминания присылали нам ветераны 214-й стрелковой дивизии. Вот, например, что пишет Василий Григорьевич Раздымахо.

ПОДВИГ ЛЕЙТЕНАНТА САМСОНОВА
Лейтенант Самсонов был мужественным, смелым командиром. Его минометная батарея наносила немцам удар за ударом. После освобождения Кременчуга за Днепром, на подступах к Знаменке, шли тяжелые бои. Немцы крупными силами танков, самоходных орудий, бронетранспортеров яростно атаковали советские части. Они не хотели отдавать Знаменку — важнейший населенный пункт. Фашисты отрезали от других частей и окружили минометную батарею Самсонова. Лейтенант вел неравный бой. Ряды минометчиков редели. Батарея отбивала одну танковую атаку за другой. Самсонов подбил два немецких танка, два бронетранспортера, бронемашину, уничтожил тридцать семь гитлеровцев. Тяжелораненый, он дрался до последней гранаты. Погиб как герой, но не сдал позиции. За беспримерное мужество и отвагу в боях с врагом лейтенанту Самсонову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Посылаю также фотоснимки своих боевых товарищей-однополчан, с которыми прошел большой путь войны. Многие из них ваши земляки. Где они сейчас, не знаю. Если вам, что-либо о них известно, напишите.
Я твердо убежден, что мой друг Саша Дектярев живет в Уфе, он может много рассказать о дивизии интересного…»
В газете «Ленинец» мы опубликовали фотографию Саши. Через несколько дней откликнулась Сашина сестра. Она сообщила, что ветеран 214-й стрелковой дивизии Александр Николаевич Дектярев жив и продолжает трудиться.
Незабываемое впечатление оставила встреча с Тамарой Авзаловной Романченко. Сельский клуб нашего села Старые Маты Бакалинского района был переполнен. Мы рассказали Тамаре Авзаловне о своей краеведческой работе, приняли ее в почетные пионеры дружины имени Гули Королевой. Потом выступила она сама.
— Наша дивизия держала оборону у деревни Панщино, недалеко от Дона. Помню, как Гуля выступала в здании школы перед делегатами Башкирской республики. Она читала только что напечатанное в газете стихотворение «Таня» — о подвиге Зои Космодемьянской. Помню, как мы радовались, словно дети, когда делегация вручала нам подарки: теплые рукавицы.
Тамара Авзаловна рассказала о том, как ей удалось вывести с поля боя тяжелораненого комиссара 776-го стрелкового полка С. В. Омерова. Вот что написано в книге дважды Героя Советского Союза генерала армии П. И. Батова.
«Нашим танкам надо было показать проход в минном поле врага. Комиссар 776 с. п. Омеров сделал единственно возможное. «Коммунисты в проходах,— крикнул он,— поднять каски!» И коммунисты встали под огнем, чтобы, обозначить проходы. Мало кто из них уцелел».
— Мы сделали в годы войны то,— говорит Тамара Авзаловна,— что сделал бы каждый из вас, сидящих здесь, защищая свою любимую Родину. На долю моего поколения выпало суровое время. Мы не знали детства. Мы выполняли свой долг воинов во имя светлого будущего, ради вас. Так будьте достойны принять боевую эстафету: в учебе, во всех своих делах, в беззаветном служении Родине.
Тамара Авзаловна подарила школе благодарственное письмо командования к ее родителям, которое она хранила 23 года…
Гвардии генерал-лейтенант запаса Николай Иванович Бирюков написал книгу «200 дней в боях». Мы прочитали ее и решили провести конференцию, но так, чтобы в ней участвовали сами герои книги. Со своим предложением обратились в Уфимский Дом офицеров. Нас поддержали. На встречу прибыли ветераны всех дивизий, которые формировались на территории Башкирии.
Хочется привести еще одно письмо, которое прислала нам Клавдия Михайловна Березина-Сухорская.
«Дорогие ребята!
Мы служили в 364-м медико-санитарном батальоне 214-й стрелковой дивизии. Гуля Королева была вместе с нами. Расскажу вам один фронтовой эпизод. Наш медсанбат развернулся в хуторе Шаболинском на Сталинградском фронте. Я тогда командовала приемо-сортировочпым взводом. А Гуля Королева, Зина Ключина и Ляля Шведова работали медицинскими сестрами. Мы принимали раненых с передовой, оказывали им необходимую первую помощь, доставляли в операционную, в перевязочную или сразу же эвакуировали в тыловой госпиталь. Иногда у нас скапливалось сто, двести и даже четыреста раненых бойцов.
Бойцы кто сидел, кто лежал на носилках в большом школьном классе.
И вдруг началась бомбежка! Раненые хотели бежать на улицу и, как на передовой, прятаться в щелях, вырытых в земле. А у нас траншей еще не было. Тогда мы приказали всем лечь на пол.
Бомбы рвались вокруг здания. Выбило стекла. Несколько бойцов были вторично ранены осколками бомб. Мы оказали всем помощь, а одного тяжелораненого в бедро срочно понесли в операционную. Но туда во время операции попала бомба. Убит раненый, убит санитар Сцелов. Врач Александр Павлович Сухорский сильно контужен и потерял сознание. Вокруг так грохотало, что на мгновение стало страшно…
И вдруг наступила тишина. Мы выглянули на улицу. Немецкие бомбардировщики улетели, преследуемые советскими истребителями.
Всех погибших хоронили ночью. На братской могиле мы дали клятву отомстить фашистам…»
Запомнилась следопытам нашей школы «Песня-марш», посвященная 214-й стрелковой дивизии.
Ее написал во время войны командир роты связи капитан Л. Шейнемян. Вот отрывок из песни.
Знали мы, за что нам драться,
Смерть за смерть и кровь за кровь.
Надо с гадом рассчитаться
За руины городов.
Мстить за слезы и несчастья
Сотен тысяч матерей,
За разрушенное счастье,
За расстрелянных детей.
Страна любимая, родная, близкая —
Мы славим армию и наш народ.
Так Кременчугская-Александрийская
Орденоносная дивизия, вперед!
Свой поиск мы будем продолжать, но к 50-летию Октября у нас есть и другие планы. Мы собираем материалы о том, как устанавливалась Советская власть в нашем Бакалинском районе. Разыскали интересные сведения о первом коммунисте нашего села товарище Костюнине. За каждым отрядом закрепили улицу, прошли каждый дом, записали воспоминания ветеранов. Они же дали нам дорогие экспонаты, редкие снимки для школьного музея, К Октябрьским торжествам мы установим в своем селе обелиск боевой славы.
Следопыты Старо-Матинской средней школы Башкирии.

«Правда».
6 июля. Письмо 40-летних. Дорогие товарищи большевики! От имени нас, солдат, отпущенных на полевые работы, просим напечатать наше письмо, о требованию министра Керенского нас отправляют уже по полкам. Теперь ведь самое горячее время для работ в деревне, а нас оторвали от них, не дали закончить. Мы на последние гроши посеяли, осталось самое главное — убрать, свезти с поля и привести все в порядок. Мы просим вас, товарищи большевики, заявить о нашем положении в Совет рабочих и солдатских депутатов, а также военному министру Керенскому.
Мы, старые солдаты, терпим уже вторую войну и служим по 8 и 10 лет на военной службе. Нас остался 1%. Мы думаем, что с нас довольно, нельзя же с одного быка по две шкуры драть, а третья еще не выросла. Нельзя ли нас сменить? Пусть пошлют буржуев. Теперь при демократическом строе все равны.
16 июля. Завод «Русский Рено».
Общее собрание рабочих завода «Русский Рено» постановляет:
Несмотря на требование всего петербургского пролетариата принять самые энергичные меры для подавления контрреволюции, пассивное отношение к этому Совета Рабочих и Солдатских депутатов и явное попустительство правительства дают возможность контрреволюции мобилизовать свои темные силы.
Наступление на фронте является не стратегическим, а политическим; на смерть посылают русских крестьян и рабочих якобы для укрепления революции, на деле же для закрепления империалистических и контрреволюционных стремлений. Наступление это — удар по русской революции и нарождающемуся III Интернационалу. Мы протестуем против бездействия Совета Рабочих и Солдатских депутатов … требуем принятия действительных мер для прекращения бойни народов и заявляем, что ответственность за наступление падает на Временное правительство и партии, его поддерживающие.

«Уральская правда».
Первый рабочий клуб в Екатеринбурге.
2-го июля открылся рабочий клуб при заводе Злоказова. Была поставлена пьеса «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Исполнители — рабочие и служащие завода.
17-го июля — в Екатеринбурге началась общая забастовка печатников.
Печатники однако постановили выпускать «Уральскую правду» без задержки.

Наш заем.
С заводов начинают поступать суммы, собираемые в виде займа на покупку партийной типографии. Извещаем товарищей,  что за типографией уже поехали и через несколько дней она будет доставлена в Екатеринбург.
Товарищи! Спешите подписаться на наш заем, заем революции.
Кто сколько может, но только скорее! Нам не на кого рассчитывать, кроме как на самих себя.
24-го июля на общегородской конференции РСДРП происходили выборы трех делегатов от Екатеринбургской организации на партийный съезд. Первое место среди делегатов единогласно предоставлено товарищу Ленину.
Своим демонстративным избранием екатеринбургские рабочие подчеркнули, что они вполне солидарны с политической линией товарища Ленина и что они решительно протестуют против грязного похода на него, предпринятого буржуазией, Временным правительством и партиями совещательного большинства.



Перейти к верхней панели