Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Океанограф на Урале

Прошлым летом мне довелось познакомиться в Ялтинском порту с командой экспедиционного судна «Юлий Шокальский». Старший штурман Г. П. Черняев, старший механик Л. В. Гуценко и радист И. Е. Вуич рассказали немало интересного из жизни своего небольшого коллектива.
«Юлий Шокальский» — плавучая лаборатория морского гидрофизического института Академии наук УССР. Ученые исследуют Черное море: изучают химический состав воды на разных глубинах, магнитные и акустические свойства, образование и строение волн, растительный и животный мир. Испытывают опытные приборы, которые затем идут в серийное производство и устанавливаются на морских судах. За прошлый год команда осуществила больше 30 экспедиций и оставила за кормой 40 тысяч морских миль. При этом экипажу пришлось не раз побывать в штормах, когда суденышко бросало на гребнях волн как щепку.
Мне полюбились эти мужественные, смелые люди, и, вернувшись домой, я не раз вспоминал о моряках с «Юлия Шокальского».
Тогда же мне захотелось поподробнее узнать о человеке, чье имя носит судно. И вот что выяснилось.
Юлий Михайлович Шокальский был ученым-океанографом. Ему принадлежит много открытий в океанографии, он составил атлас мира, физическую карту северного полярного пространства, своды нивелировок Европейской части России и Урала. Он автор научных работ о Северном морском пути и уральских реках— Каме, Вычегде, Туре, Колве, Вишере, Сосьве и Тавде. Бессменно в течение четверти века Ю. М. Шокальский руководил русским Географическим обществом, а в 1939 году был выбран почетным академиком.
Начало научной деятельности Юлия Михайловича связано с изучением уральских рек. Летом 1890 года он возглавил одну из экспедиций по изучению возможности соединить водным путем Сибирь с Европейской Россией. Шокальский тогда поднялся по реке Вычегде от Сольвычегодска до села Керчемского. Этот путь в 650 километров экспедиция прошла за три недели, двигаясь против течения. Производить промер глубины, определять падение реки, скорость и профиль, вести маршрутную съемку приходилось самому, так как в экспедиции он был и руководителем, и научным сотрудником. Своей матери в Петербург он писал: «Лодка у меня преудобная, посредине каюта, покрытая холстом и брезентом, в ней я сплю и стоят вещи, а целый день сижу и стою на корме за работой, делаю съемку и промер реки и не вижу, как летит время… Местность красивая, а река просто величественная, шириной местами больше Невы, только глубина при этом бывает не больше аршина, лишь узенький фарватер для судов…»
За 9 дней экспедиция добралась до Чердыни по старому водному пути, существовавшему в начале 19 века. Здесь пришлось оставить лодку и добираться по Колве, Вишере и Каме до Перми на пароходе.
Чердынь Шокальский описывал так: «Расположение города прелестно, на высоких горах над р. Колвой, по левую сторону которой идут заливные луга и леса вплоть до цепи предгорий Уральского хребта, замыкающих горизонт на восток от города. Особенно хорош Полюдов камень, находящийся верстах в 40 от города. По форме он вроде подножия памятника Петру I в Петербурге. Эта скала выделяется из необозримого лесного пространства голой вершиной в профиль к городу. Жаль только, что нескончаемые лесные пожары часто заносят туманным облаком этот прелестный вид».
От Перми через Кушвинский завод Шокальский проехал в Богословск, а за-тем от Филькиной пристани по Сосьве и Тавде спустился на пароходе Богословского горного округа до Тюмени, где 15 августа и закончил свои работы.
«Единственное, что нас задержало,— писал Шокальский,— это мелководье. Это препятствие стало особенно чувствительно при подходе к Тюмени по реке Туре; не доходя верст 25 до города, мне пришлось даже бросить пароход на перекате, где стояло уже 8 других судов, и на лошадях доехать до Тюмени».
Имя Ю. М. Шокальского знают все океанографы мира, по его учебникам учится молодое поколение географов, естественников, топографов и геодезистов. Одиннадцать географических пунктов, горные пики, острова, проливы, озера, морские течения в обоих полушариях мира названы его именем. Два морских судна «Академик Ю. М. Шокальский» и «Юлий Шокальский» проводят научно-исследовательские работы, продолжают развивать науку, которой посвятил всю свою жизнь этот замечательный ученый.



Перейти к верхней панели