Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Первая ссылка Искандера

А. И. Герцен в Перми
28 апреля (по старому стилю) 1835 года казенной почтовой коляской, в сопровождении жандарма, в Пермь прибыл новый политический ссыльный. «Молодой человек, пылкого ума… смелый, вольнодумец, весьма опасный для общества»,— так гласила характеристика следственной комиссии по его делу.
Это был двадцатилетний московский чиновник Александр Герцен, впоследствии великий русский писатель, мыслитель и революционер, «…писатель,— по словам В. И. Ленина — сыгравший великую роль в подготовке русской революции».
Нынче исполнилось 150 лет со дня его рождения.
С невеселыми думами въезжал молодой вольнодумец в далекий уральский город. Еще в пути ему пришлось стать свидетелем тягостной сцены: «Где-то проезжая в Пермской губернии, ночь я почти не спал, ибо дорога была дурна; на рассвете я уснул крепким сном, вдруг множество голосов и сильные звуки железа меня разбудили. Проснувшись, увидел я толпы скованных на телегах и пешком отправляющихся в Сибирь; эти ужасные лицы, этот ужасный звук и резкое освещение заката и холодный утренний ветер — все это наполнило холодом и ужасом мою душу».
Нерадостной была и встреча с губернским городом. «Пермь меня ужаснула, это преддверие Сибири, так мрачно и угрюмо…»,— писал он позднее в Москву.
Впоследствии Герцен в XIII главе второй части «Былого и дум» уделил несколько страниц своему пребыванию в Перми.
Он рассказал о первой встрече с «хозяином губернии», самодуром-губернатором, красочно описав этого типичного николаевского служаку; о своей попытке устроиться на квартиру; о встречах с товарищами по несчастью, ссыльными поляками-повстанцами, один из которых — Цеханович — оставил у него очень теплые воспоминания, впоследствии послужившие писателю материалом для рассказа «Человек в венгерке», или «Вторая встреча».
Но Герцену недолго пришлось задержаться в Перми. Через полмесяца он неожиданно получил предписание немедленно выехать на новое местожительство — в Вятку, «потому что другой ссыльный, назначенный в Вятку, просил его перевести в Пермь, где у него были родственники». Утром 13 мая под конвоем жандармов Герцен покинул Пермь.
Как ни кратковременно было его пребывание в нашем крае, оно не прошло бесследно для писателя-революционера. Позднее, находясь в эмиграции в Лондоне, Герцен в своем «Колоколе» — первенце вольной русской прессы за границей — поместил много статей и заметок о Пермской губернии, о Перми, об Урале, о его заводах. Страстный голос Искандера (такой псевдоним избрал Герцен) подобно набатному колоколу призывал в нем к борьбе с самодержавием. В мае 1862 года в «Колоколе» была напечатана большая статья о расстреле крестьян в селе Егва в связи с манифестом об освобождении от крепостной зависимости. («Сечение и убийство крестьян в Пермской губернии»). Статья вызвала горячие отклики в стране и попортила немало нервов царю и его окружению.
Не много сохранилось в нынешней Перми памятных мест, связанных с пребыванием в городе А. И. Герцена. Здание Офицерской гауптвахты, куда он сразу же по приезде был направлен, сохранилось, но сильно перестроено. Теперь в нем помещается контора Пермского паровозоремонтного завода. Дом, где Герцен снял себе квартиру, сгорел в 1842 году. А «пустынный бульвар, которым оканчивается Пермь», где гулял Александр Иванович и встречался с Цехановичем, сохранился до наших дней. Только он уже совсем не пустынный, и нынешний город далеко шагнул за его пределы. Зато на бульваре сохранилась ротонда, построенная в 1824 году архитектором Свиязевым. В ней, возможно, не раз сиживал Герцен.



Перейти к верхней панели