Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

…Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года.
Юрий ГАГАРИН, «Дорога в космос».
В свердловском аэропорту Кольцово лучшие командиры самолетов награждаются премией имени Героя Советского Союза Г. Я. Бахчиванджи.
В Кольцово есть улица Бахчиванджи, поставлен обелиск. Немалая заслуга в том, что они появились,— бывшего штурмана, неутомимого следопыта И. П. Катенева, первым начавшего собирать по крупицам сведения о герое.
В Кольцово все мальчишки мечтают об авиации и хорошо знают, кто такой Григорий Яковлевич Бахчиванджи…
…Город Ейск переходил из рук в руки. Красной Армии пришлось снова отступить. В городе начались облавы. Яков Иванович, отец Григория, вместе с пятью матросами несколько дней прятался под террасой дома. Когда в городе начались расстрелы, решено было уйти. Григорий сговорился со знакомым рыбаком — он перевез отца и матросов через Азовское море, на косу Ляпино. Но на берегу попали они прямо в руки патруля белых. Тюрьма, где ожидали они смертной казни, находилась в двенадцати километрах от Мариуполя. Однажды, придя на свидание с отцом, Григорий передал в борще две ножовки. Заключенные перепилили прутья и бежали…
В 1920 году заводы стояли. Якову Ивановичу Бахчиванджи пришлось поступить в кооперативную мельницу села Николаевки. На Украине тогда орудовали банды разных мастей. О налете на Николаевку активисты были предупреждены. Отец Григория, прежде чем скрыться, попросил:
— Присматривай, сын, сколько можно, за мельницей…
Бандиты портили двигатели, снимали магнето, форсунки, выпускали из баллонов сжатый воздух — делали все, чтобы парализовать жизнь. До их прихода Григорий отвинтил магнето, завернул в мешок и закопал. Бандитам не удалось насовсем вывести мельницу из строя. Когда вернулись наши, Гриша получил в благодарность ремень с портупеей…
Сейчас на том месте, где стоял домик Бахчиванджи, построен металлургический гигант; «Азовсталь». Здесь слесарем и начал свою трудовую деятельность Григорий. Будет у него и еще одна профессия — помощник машиниста. Но главная профессия, дело всей его жизни, ждала впереди.
…Степь, степь без конца и края. По взлетной полосе ветер кувыркает перекати-поле. Григорий Бахчиванджи с нетерпением вглядывается в небо, ждет истребители. Он, оружейник, проверяет на машинах пушки, пулеметы и не расстается с мыслью во что бы то ни стало самому сесть за штурвал.
Его мечте суждено сбыться. Командование направляет Григория в Оренбургское военное летное училище. И вот он — летчик-испытатель. В давней характеристике значится: «Инициативен, решителен. Сообразительность в полете мгновенная… Обладает пытливым умом и склонностью к исследованиям». Эти качества и предопределили его судьбу испытателя. Он выводил на старт новые машины и учил их «ходить» в воздухе, искал недостатки, которые исправляли конструкторы, прежде чем самолет поступал в серийное производство.
Экспериментальные научные полеты. Испытания на земле и в небе новых типов моторов. Штурм скорости и высоты… 600—700 километров в час — это все, что мог дать тогда двенадцатицйЗйШфовый климовский двигатель. В 1938 году Бахчиванджи увеличивает потолок боевого самолета, успешно проведя испытания авиатурбокомпрессоров.
С первых дней Великой Отечественной войны летчик-истребитель Бахчиванджи — на фронте. За 65 боевых вылетов он лично уничтожил восемь машин и десять — в групповом сражении.
Гремели бои… А группа авиаконструкторов В. Ф. Болховитинова трудилась над созданием реактивного истребителя. Бахчиванджи отзывают с фронта — ему предстоит провести первые испытания нового двигателя.
Они назначены на 15 мая 1942 года. В восемь утра Григорий уже на аэродроме. Но разрешения на вылет все нет и нет — небо заволокло… Никто не уходит с аэродрома. Во второй половине дня наступило прояснение. Бахчиванджи вылетел на разведку погоды на самолете с поршневым двигателем. Метеорологические условия оказались благополучными.
Летчики-инженеры помогли ему пристегнуть парашют. Ведущий конструктор на прощание обнял Григория. В 19.00 взвилась зеленая ракета. Истребитель необычайно быстро набирал высоту. Непривычный громовой грохот двигателя возвещал миру о начале новой, реактивной эры!
Когда кончилось указанное в задании время и Григорий разворачивал машину к посадочной полосе, над трибуной уже взметнулся лозунг: «Привет капитану Г. Я. Бахчиванджи — первому летчику, совершившему полет в новое!»
В марте 1943 года самолет Бахчиванджи взял высоту три тысячи метров за тридцать секунд. Вертикальная скорость достигла 160 метров в секунду. Самолет-ракета БИ-1 конструкции В. Ф. Болховитинова развил скорость полета 750—800 километров в час — такого мирового рекорда еще не было.
27 марта был последний вылет Григория Бахчиванджи.
Маленький, на лыжах, самолет установлен на взлетной полосе кольцовского аэродрома. Послышалась непривычная команда: «От хвоста!..»
Набрав предельную высоту, Бахчиванджи поставил самолет в горизонтальное положение и начал увеличивать скорость. 800… 900… 1000 километров… Еще секунда — и машина срывается в пикирование. Вывести ее было уже невозможно: на границе звукового барьера самолет стал неуправляемым…
Так, в тридцать четыре года, на боевом посту погиб Григорий Бахчиванджи. Погиб, первым ступив на дорогу в космос.

Поделиться 

Перейти к верхней панели