Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Двери ведут в тайну
Южная Америка. Континент, похожий на треугольник, острая вершина которого почти упирается в вековые льды Антарктиды. Всего каких-нибудь 500 лет назад (незаметный миг в истории!) этот материк для европейцев был так же далек, как и любая из известных тогда планет. О нем даже сказки не рассказывали, потому что не знали о его существовании. Конечно, если быть точным, то можно припомнить и давние путешествия викингов к неведомым землям в западном полушарии, и легендарные плавания египтян и финикийцев к берегам Южной Америки. Однако ни египтяне, ни финикийцы, если они там и побывали, ни тем более европейцы даже не могли представить, какая сложная жизнь кипела на материке. Рождались и умирали цивилизации, накатывались и рассыпались волны нашествий и переселений, обжитые места внезапно и навсегда оставлялись ненасытным джунглям. И только потом, когда испанские завоеватели огнем и мечом стерли даже следы многих культур древней Америки, цивилизованный мир вдруг обнаружил, каким высоким было их искусство. Искусство понимать прекрасное, познавать природу, искусство строить. Строить так, что и время, и силы природы, и завоеватели оказались бессильными разрушить эти сооружения.
О стенах древних городов инков уже много писали,  всякий раз отмечая огромные размеры каменных глыб и необычайно плотную кладку без применения скрепляющих растворов. Гигантские габариты построек даже наводили на мысль о внеземном вмешательстве.
Ведь трудно представить, что, не имея никакой техники, древние строители управлялись с каменными блоками весом до 300 тонн! И не просто перевозили (доставляя на расстояние более 80 километров, да еще в горной местности), а выкладывали из них стены и другие сооружения, поднимая на многометровую высоту. Испанцы озадаченно взирали не только на кладку, но и на огромные каменные статуи, на которых висели литые серебряные украшения весом свыше полутонны. Конечно, после того как их увидели испанцы, эти украшения никто не видел. Завоевателям Нового света достался и огромный золотой диск, посвященный богине Луны. Диаметр этого цельнолитого диска — 10 метров.
В неистовых поисках золота, сказочной страны Эльдорадо, якобы существующей в Южной Америке, испанские конкистадоры натыкались на дороги инков. Эти дороги, имевшие твердое покрытие из обработанного камня, уходили далеко в горы, спускались к побережью океана, пересекали ущелья и реки. И только недавно удалось обнаружить всю систему инкских дорог. Экспедиция американского ученого Хагена в начале пятидесятых годов исколесила почти 53 тысячи километров южноамериканского материка, нанося на карту древнюю дорожную сеть. Были открыты две основные магистрали: одна шла вдоль побережья Тихого океана почти четыре тысячи километров, другая параллельно ей тянулась среди заоблачных вершин Анд на расстояние свыше пяти тысяч километров. Обе магистрали соединялись многочисленными поперечными дорогами, имеющими ответвления. Ширина магистральных дорог равнялась семи метрам, а всех прочих — 4,5 метра. Дороги вырубались в скалах, покрывались каменными плитами, часто обносились барьерами. Поскольку инки не знали колеса, то в горах дорога не вилась серпантином по уступам, а прямо поднималась на возвышенность в виде лестницы из многих тысяч ступеней. Через ущелья перебрасывались каменные и висячие мосты, а через реки — мосты на понтонах. Чтобы вода не размывала полотно дороги, оно покрывалось слоем битума. Получалось настоящее асфальтированное шоссе.
Не только инки строили дороги. На полуострове Юкатан, там, где некогда было могущественное государство Майя, недавно раскопали участок настоящей древней магистрали. Построенная с учетом рельефа, она имела ширину 42 метра! По такому шоссе современные автомобили могли бы свободно двигаться в восемь рядов.
Строительству дорог высокого класса у древних инков сопутствовало строительство каналов. Большей частью это были водоводные открытые сооружения, как, например, десятикилометровый канал в центральном районе Перу. Расположен он высоко в горах, а стенки выложены гладко отшлифованными плитами.
Высокий уровень строительного искусства древних народов Южной Америки обнаружен и в их подземных сооружениях. Они строились с той же -долей гигантизма, с той же непонятной нам целью, что и наземные.
Инки боготворили горы, ибо вся жизнь этого народа проходила среди гор. Но особо была почитаема вершина Уакарана — «Горы инков». На ней, правда, не было храмов и жертвенников, но вся она была земным воплощением могущества инкских богов. Еще с тех времен, когда по земле инков рыскали разбойничьи банды Франсиско Писарро, у подножья Уакарана были известны входы в пещеры. Испанцы в поисках золота заходили внутрь подземелий, но, не обнаружив ничего ценного, решили, что пещеры служили продовольственными складами. Это мнение укоренилось, и постепенно пещерами перестали интересоваться. Их считали естественными образованиями, хотя в некоторых документах эпохи конкистадоров упоминалось об искусной облицовке стен и сводов тесаными плитами.
Интерес к инкской культуре заметно оживился в последние десятилетия. Ученые вспомнили о пещерах Уакарана, и первый же профессиональный взгляд определил, что так называемые пещеры представляют собой искусственные тоннели, пробитые в исключительно твердых породах. Входы, частично заваленные обломками камня, были действительно облицованы плитами. Облицовка продолжалась дальше, в глубину подземных камер.
В одной из камер археологи не поверили глазам: стена громадного подземного зала оказалась вовсе не стеной, а створками гигантских дверей. Высота каменных плит-створок равнялась восьми метрам, ширина — около пяти, а толщина — 2,5 метра! Археологи сначала решили, что такие ворота вряд ли можно открыть без мощной современной техники, которой не было под рукой. Но потом сообразили, что созданные задолго до эпохи технического прогресса, они могли открываться только мускульной силой человека. Стали искать шарниры и обнаружили своеобразные подшипники из каменных шаров, лежащих в скальных углублениях. Вчетвером налегли на створки, и огромные двери дрогнули. Шарниры, застывшие в одном положении много столетий назад, пришли в движение.
Двери открылись. Затих скрежет каменных шарниров, повеяло холодом подземелья. Лучи мощных фонарей скользнули в темную глубь и… Нет, никаких сокровищ там не оказалось, зато открылся широкий подземный ход. Его-своды- и стены имели облицовку каменныными плитами, которые были плотно пригнаны одна к другой, как бы сцепляясь между собой небольшими геометрически правильными уступами. К удивлению археологов, тоннель вел в сторону моря. Через некоторое время ход раздвоился: одно ответвление уходило под морское дно к острову Гуанапе и там, в недрах острова, заканчивалось. Видимо, когда-то существовал выход на поверхность, но ученые не смогли его обнаружить и предположили, что он завален. Двадцать пять метров горных пород отделяло этот тоннель от дна Тихого океана!
К северу от мест, где находятся удивительные подземные сооружения Уакарана, в почти непроходимых лесах Эквадора в 1974 году были найдены странные пещеры Лос-Тайос. Это, скорее, целая система запутанных ходов общей длиной около пяти километров. Их стены и своды, казалось, не носили следов обработки — ни единой вмятины или хотя бы царапины, оставленной твердым орудием. Вот это и было странно. Потому что стены ходов Лос-Тайос были невероятно гладкими, словно кто-то выплавил эти ходы в скалах — так получается, если нагретый стальной прут ввести в кусок льда. Вроде бы и природа не могла так сделать, но и предположение, что это сделал человек, казалось невероятным. Если не природа и не человек, то кто же? Инопланетяне?..
Какими приемами добивались инки такой гладкости? Возникла догадка, основанная на легендах, что кроме обычной шлифовки камня песком и водой мастера использовали еще что-то, например, сок каких-то растений. Якобы этот сок размягчал поверхность даже самых твердых горных пород. Недавно в старинных хрониках времен Писарро нашли как будто подтверждение этой гипотезы. Но какие это были растения — пока тайна.
До сих пор загадкой является так называемый «Череп смерти», найденный в развалинах древнего храма майя археологом Митчел-Хеджесом. Этот череп выполнен почти в натуральную величину из одного кристалла горного хрусталя и отполирован с исключительной тщательностью как сложная оптическая система. Он обладает интересными оптическими свойствами, которые приводили в трепет и волнение даже жрецов майя. Не был ли «Череп смерти» отполирован с применением растительных соков?
Когда-то инки завоевали эту страну. Она располагалась на север от их первоначальных владений и называлась империей Чиму. Город Чан-Чан, столица государства, был не просто большим, а громадным — в нем жило около 300 тысяч жителей. После разгрома империи Чйму инками город опустел, стал разрушаться и вскоре место, где он стоял, забылось. Забылось настолько, что археологи лишь недавно обнаружили остатки храмов, дворцов, водопроводов, жилых зданий. Нашли остатки сооружений, очень похожих на пирамиды. Но самое главное, археологи раскопали входы в подземный лабиринт: подземными ходами соединялись пирамидальные сооружения и другие ритуальные постройки.
…Столицу империи инков город Куско называли «Пуп Земли», ибо во времена расцвета империи Куско представлял собой огромный город, куда стекалось все: добыча из побежденных государств, золото и драгоценные камни из рудников, караваны с продовольствием, строительным камнем, дарами далеких амазонских джунглей. Тщательно распланированный, с золотыми кровлями храмов, с сооружениями причудливой архитектуры, Куско сам был как драгоценный камень в золотой оправе. И сторожил эту драгоценность, подобно мифическому дракону, крепостной комплекс Саксауаман.
Саксауаман располагался на вершине горы над городом и служил не только крепостью, но и местом поклонения Солнцу. Три яруса стен, сложенных из огромных блоков длиной до восьми метров и весом до 200 тонн, поднимались на 18 метров. Частые в этих местах разрушительные землетрясения не сдвинули ни один камень в кладке Саксауамана. Но величественные сооружения крепости — это что-то вроде шляпы, прикрывающей обширные и, по-видимому, сложные и запутанные подземелья, еще почти не исследованные.
Что там, в глубине горы, куда ведут подземные ходы? Пусты ли подземелья? А может быть, в потайных хранилищах лежит знаменитое инкское золото — сокровище империи, часть которого (и, видимо, весьма небольшую) захватили испанские конкистадоры?
Империю инков уничтожила горстка завоевателей. Это были бородатые люди в блестящих доспехах на невиданных здесь чудовищах — лошадях — и с отвагой наглых грабителей, которым нечего терять (это и сыграло главную роль в неожиданном успехе испанцев). Они захватили и разграбили Куско, без боя взяли несколько других инкских городов и крепостей. Только после этого новый правитель инков Манко смог оказать испанцам решительное сопротивление, подняв против них восстание. Вначале инки вернули Куско и даже укрепились в Саксауамане. Часть утраченных сокровищ вновь оказалась в их руках. Но удержать столицу не смогли, и войско восставших ушло в далекие горные крепости, о существовании которых знали лишь правители и верховные жрецы. Это были, действительно, настолько тайные и недоступные места, что только через триста с лишним лет, да и то случайно, одну из таких цитаделей открыл американский археолог Бинтхем в туманном ущелье реки Урубамба — загадочные руины Мачу-Пикчу.
Открытие Мачу-Пикчу повлекло открытие целого ряда небольших горных крепостей, но самая главная из них — Виткос, которую сопротивлявшиеся испанцам инки впоследствии сделали своей столицей, еще не найдена. А в ней, по преданиям, были обширные подземные тайники.
Правда, ученым нет-нет да и повезет. Недавно, в начале семидесятых годов, в джунглях к востоку от Куско был обнаружен древний каменный город Мосой Льяйта. Наземные его сооружения грандиозны и величественны. А что там, под ними? Это пока никто не знает.
Города доколумбовой Америки потихоньку сдаются ученым. В 1978 году Честер Горман и Дорис Стоун добрались до двойника Мачу-Пикчу, города без названия в горах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта, где обнаружили целую систему лестниц, каналов, дорог, резервуаров. Ждет ученых и огромный археологический комплекс на территории современного Перу — таинственный Пахатен. Исследователи только начали работы в этом каменном городе, руины которого заросли лесом.

Лабиринты подземных тоннелей
У знаменитой златокупольной пагоды Шведагон в столице Бирмы Рангуне в конце 1977 года после муссонных дождей возле фундамента образовался. большой провал и открылся вход в подземелье. Потолок подземного хода был выложен кирпичом, пол зацементирован, куда-то вниз вели ступеньки лестницы. Расчищая лестницу дальше, исследователи, казалось, добрались до самого интересного места, но тут в* подземелье стала поступать вода.
В том же году при работах экспедиции Института археологии АН СССР в Балхском оазисе (Средняя Азия) был обнаружен древний храм. Расчищая в нем какую-то яму, археологи обнаружили 40 ступеней, ведущих под землю. Последняя ступенька упиралась в засыпанный зев подземного хода.
Обнаруженные, но еще не разгаданные подземелья в конце концов когда-нибудь откроют свои тайны. Они известны, но недоступны по ряду чисто технических причин: затоплены водой, завалены грунтом, полуразрушены либо находятся в таких труднодоступных местах, куда невозможно доставить какие-либо механизмы. Есть ненайденные подземелья, подземелья-призраки. Есть такие, о которых много свидетельств и устных и письменных, нет пока только самого подземного сооружения, как когда-то не было реальной Трои, как долгое время не было реальной Диоскурии или Помпеи. Есть такие, упоминая о которых, летописи ссылаются на более древние источники, а те, в свою очередь, еще на какие-то источники. Есть подземелья, о которых говорят легенды, причем эти устные свидетельства держатся целые столетия, а то и тысячелетия. Наконец, есть подземные сооружения, в рассказах о которых столько фантазии, что в реальность их существования нельзя верить. Но при этом всегда появляется вечный вопрос: а вдруг тут что-нибудь все же есть?..
…Войска многих древних властителей и полководцев переправлялись через Евфрат. Вавилоняне и ассирийцы, македонцы и греки, персы и монголы. Но история не донесла до нас, кто именно из завоевателей переходил через Евфрат по подземному (точнее, по подводному) ходу, но в древних хрониках упоминается такое сооружение, и будто бы подземный тоннель под этой рекой имел длину около километра. Если прикинуть время его постройки, то получается 4000 лет назад, или две тысячи лет до нашей эры. В Египте тогда уже царствовала XI династия, а гизехские пирамиды стояли почти 700 лет. А когда в Месопотамию ворвались войны государства Элам, до известного своими законами вавилонского царя Хаммурапи было еще 300 лет. Древняя история, собственно, только начиналась.
Могло ли реально существовать такое подземное сооружение? Судя по гигантским успехам пирамидо-строителей, вполне могло. А как быть с водой? Ведь она и современным тоннелям доставляет массу хлопот. В средние века самыми хитроумными подземными строителями были итальянцы. Говорят, они и придумали такое устройство подводных тоннелей, что вода в них никогда не просачивалась. Со временем хитрость была раскрыта — итальянцы, оказывается, использовали так называемый литой свод. Нет, он не отливался целиком из металла, как современные тюбинги, просто швы кладки между камнем или кирпичом заливались расплавленным свинцом. Кстати, многие дома старого Петербурга имели фундаменты, сложенные точно так же. А туристы, приезжающие в Алупку полюбоваться дворцом и парком графа Воронцова, могут и сейчас увидеть свинцовую кладку дворцового фундамента. Такой кладке вода не страшна.
Итальянские мастера могли и не сами придумать литые своды, а заимствовать изобретение из далекой древности, как это нередко бывало.
Трудно предположить, что подводный ход под Евфратом был литым — свинец в те времена почти что соперничал с золотом по цене. Но древние жители Месопотамии уже тогда свободно обращались с другим материалом, дающим водонепроницаемость,— битумом. Именно со второго тысячелетия до нашей эры начинается массовое применение битума в постройках. Исследователь древних цивилизаций Месопотамии Л. Вулли не раз находил многослойную кирпичную кладку на» битумном растворе.
Видимо, еще в древности входы в подводный тоннель были засыпаны песком, сам тоннель мог обрушиться, воды Евфрата поглотили его и занесли илом, не оставив следа.
Любой город, где вместо улиц каналы и от дома к дому можно добираться лишь на лодке, мы привычно связываем с Венецией и говорим, например, «Саксонская Венеция», имея в виду район Шпреевальде в ГДР, или «Северная Венеция», имея в виду Ленинград. С Венецией сравнивают и Амстердам, и безвестные африканские деревушки на сваях. И вот чехословацкий путешественник и этнограф Милослав Стингл, побывав на многочисленных островах Тихого океана, заново открыл для нас «Тихоокеанскую Венецию».
В Каролинском архипелаге есть группа островов Понапе. Самое странное, что обнаруживали здесь путешественники,— это искусственно созданные острова, буквально насыпанные из камней в коралловых лагунах. Титаническая работа! Стингл даже назвал ее безумной: ведь построено 92 острова! Эти искусственные острова называются Нан-Мадол. Что только не было здесь сооружено, на этих островах, из гладких базальтовых плит и камней: высокие стены, ограждающие каналы, высотой до 11 и шириной до трех метров; храмы, крепости, дворцы; искусственные озера, десятки циклопических построек, назначение которых совершенно непонятно. Отдельные плиты достигают 25 тонн, а транспортировались они, как было установлено, за 40 с лишним километров.
Похоже, что Нан-Мадол был когда-то гигантским культовым центром и не часто посещался жителями архипелага Понапе. На одном из островов, так называемом Острове воинов, Стингл спускался в подземную тюрьму. Здесь же, по рассказам, находилась и подземная усыпальница Сауделеров — одной из династий, правившей архипелагом. На другом острове, представлявшем обнесенный каменными стенами квадрат со стороной в 100 метров, было озеро Ленкаи, со дна которого шел длинный подземный тоннель к океану. По нему-то и попадали в озеро морские раковины, которые в один из ритуальных дней регулярно вылавливали жрецы.
Но подземный тоннель из озера Ленкаи — это еще не тот призрак, о котором стоит ломать голову. Стингл пишет: «…Все, что я увидел в Нан-Мадоле,— это лишь частица того, что скрыто от глаз наблюдателя… Основные сооружения этой погибшей империи скрыты под водой».
Согласно легенде, под водой находится «Дом мертвых», в котором стоят платиновые саркофаги властителей архипелага незапамятных времен. В это их обиталище можно было проникнуть по особому ходу. И странным образом легенда нашла некоторое подтверждение. Перед второй мировой войной в статье основных экспортных товаров архипелага, захваченного к тому времени японцами, кроме традиционных (копра, ваниль и др.), появилась платина. В отчетах нет указаний, откуда она взялась на коралловых островах, состоящих на 100 процентов из известняков. Секреты никогда не остаются секретами, что-то все равно открывается. Просочились и сведения о том, что японские ныряльщики поднимали со дна лагуны Нан-Мадола платину. Что же, они добрались до «Дома мертвых»? Вполне возможно…
Каждый год приносит нам подземные загадки. Научные экспедиции и случайные искатели натыкаются на новые подземные сооружения. Большей частью эти сооружения по разным причинам не исследованы до конца. Тайны множатся и копятся. Тайны эти ждут своих открывателей.



Перейти к верхней панели