Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

К числу замечательных художников, внесших свой вклад в изобразительную Пушкиниану, несомненно надо причислить Ивана Логиновича Линева, автора последнего прижизненного портрета великого поэта. Между тем о Линеве до самого последнего времени ничего не было известно. Только в 1972 году в журнале «Искусство» появилась о нем небольшая публикация С. Куликова. В 1979 году в Москве вышла небольшая книжка Е. Кончина «Загадки старых картин», открывший ее очерк под названием «Последний портрет Пушкина» содержал некоторые сведения о Линеве.
Портрет этот — особенный. И не только потому, что — последний прижизненный, можно сказать,— предсмертный (он создан, по мнению специалистов, в 1836 году, когда Пушкину оставалось жить несколько месяцев). Но и потому, что он — самый реалистический. Пушкина писали многие известные живописцы, но все они, испытывая влияние пушкинского гения, не ограничивались передачей портретного сходства, а, создавая образ поэта, невольно что-то приукрашивали, в чем-то отступали от натуры…
На этом портрете с тщательностью документа запечатлен другой облик: перед нами лицо — значительное и напряженное, невыразимо печальное, уставшее, горькая гримаса на губах, волосы уже начали редеть… Пушкин на этом портрете предстает как человек, много переживший и переживающий внутреннюю драму.
Ныне портрет хранится в Ленинграде в музее-квартире Пушкина на Мойке. У портрета своя особая история и свои загадки.
Впервые о нем сообщил в своей книге «Пушкин в портретах» журналист и писатель С. Либрович в 1890 году. Он писал: «Это едва ли не единственный портрет Пушкина, внушающий полнейшее доверие сходства, полнейшее убеждение, что именно таким был в действительности Пушкин. Что касается самого письма, то оно отличается силой, смелой лепкой, сочностью и вместе с тем большой жизненностью».
К этому времени у портрета несколько раз сменились владельцы; наконец он попал в Александровский лицей. «Открытие» портрета стало сенсацией для пушкинистов. Все сходились в одном — портрет имеет огромную ценность. Но кто его автор? На портрете были обнаружены инициалы «И. Л.»
Далее Либрович пишет: «По начальным буквам «И. Л.» и по характеру живописи петербургский Эрмитаж признал портрет принадлежащим кисти И. Л. Линева».
Видимо, тогда, в конце прошлого века, имя И. Л. Линева в качестве живописца было известно, и дальнейший сбор сведений о портрете и его авторе в то время был закончен. Но в последующие годы, особенно в советское время, встал вопрос: «А кто же он такой — И. Л. Линев?» Несмотря на поиски многих специалистов, ответа не было, никто ничего не мог сказать об авторе портрета. Среди художников XIX века это имя не значилось. Поиски продолжались, но в течение десятилетий ни к чему не вели. Открытие пришло неожиданно.. И совершил его не искусствовед, не пушкинист, а инженер-электротехник, профессор С. М. Куликов, ставший первооткрывателем личности художника Линева.
Профессор С. М. Куликов работал в Московском станко-инструментальном институте, преподавал  начертательную геометрию. С. М. Куликов хотел написать статью о талантливом инженере А. Л. Линеве. И родственники инженера Линева рассказали ему, что в их роду есть предание, будто дальний их потомок когда-то написал портрет Пушкина. С. М. Куликов понял, что он наткнулся па очень интересную загадку, и она полностью его захватила. Он уже в преклонном возрасте засел в архивы, начал рассылать письма-запросы по провинциальным музеям и архивам. Одно такое письмо пришло в Устюжну, попало в руки краеведа Аркадия Васильевича Боброва, который побывал в деревне Дуброво, где есть поместье, в простонародье называемое Линево, нашел старожилов, узнал от них, что прежние хозяева поместья занимались живописью. С. М. Куликов обнаружил ряд архивных данных, в том числе нашел в Ленинграде доверенность 1811 года, по которой бригадир Логин Иванович Линев передавал во владение устюженское поместье своему сыну Ивану Логиновичу Линеву.
И. Л. Линев, происходивший из очень старинной дворянской семьи Линевых, родословную которых удается проследить со времени Ивана Грозного, служил в Сумском гусарском полку. В 1811 году в чине полковника И. Л. Линев вышел в отставку. Летом жил в своем поместье Дуброво, что в 35 верстах от Устюжны, на зиму уезжал в Петербург, где имел собственный дом на 2-й Итальянской улице. В этом доме снимала квартиру семья Тургеневых. Здесь жил юный Иван Тургенев, будущий великий писатель. Тургеневы были знакомы со знаменитым поэтом В. А. Жуковским. Василий Андреевич, часто бывая у  Тургеневых, был знаком и с хозяином дома — Иваном Логиновичем, видел живописные работы Линева. Возможно, Василий Андреевич предложил Линеву написать портрет Пушкина или же, наоборот, Иван Логинович попросил Жуковского об этом…
Сохранились две записки Жуковского Пушкину, в которых Василий Андреевич просит Александра Сергеевича позировать живописцу. Имя живописца не названо, но вероятнее всего это был Линев. Ведь именно в дом Линева принес Иван Тургенев прядь волос умершего Пушкина — бесценную реликвию.
Итак, об И. Л. Линеве ныне известно немного. Мы знаем лишь одно его произведение — портрет Пушкина.



Перейти к верхней панели