Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Пусть сначала будет слово

НФ литература в последние годы пропахла порохом и выхлопами иного экзотического оружия. Добро выносят в мир на кулаках. Очень редко звучит мысль о том, что самые ожесточенные бои происходят в душах— когда в разумном существе рождается личность. Об этом— новый роман Зиновия Юрьева «Повелитель эллов» (М.: Молодая гвардия, 1988). На фоне вольно взметнувшихся космических опер роман выглядит камерно и как-то очень тепло. Хотя в нем тоже описаны жертвы, но орудиями убийства служили камни, которые, при наличии уже неоднократно описанных галактически масштабных средств уничтожения, кажутся наивными и патриархальными. А ведь за этими смертями скрыты страсти нешуточные.
На планету Эллинию приглашается дрессировщик Юрий Шухмин для оказания помощи цивилизации эллов: стали пропадать отдельные ее представители. Казалось бы, ситуация весьма схожа с описанной в романе 3. Юрьева «Дарю вам память». Но пирожок оказался с иной начинкой! В «Повелителе эллов» моделируется общество разумных существ, говорящих о себе «мы». Это «мы» эллов не составлено из «я». Их Семья не имеет в своем составе индивидуумов, даже мыслят они сообща. Как же хрупко, жалко, в конечном счете беззащитно общество эллов! Однако и в такой Семье неимоверно трудно вычлениться из безымянного «мы» в элла с именем, и каких же мук стоит обретение «я», ведь так соблазнительно, когда думают «мы», то есть не думает никто! И везде, и все в романе двигает слово. Правдивое непредвзятое слово. Искренни эллы, старающиеся сохранить «мы», честны очень разные эллы, обретшие индивидуальность. Таков и посол Земли Юрий Шухмин — простой совестливый человек.
Но роман вышел бы однобоко сусальным, если бы не была упомянута ее величество Демагогия. Носителями принципа правления, основанного на посулах пряника, являются в романе древние роботы, оставшиеся от працивилизации индивидуалистов эбров (тоже черточка в ткани романа). Роботы разглагольствованиями о благе народа эллов подбивают другую разумную расу планеты, корров, на похищение эллов: дабы Семья лишилась стабильности, Роботам нужно завладеть древним источником энергии, рядом с которым поселились эллы. Поэтому они и стравливают корров и эллов. Впрочем, с роботами тоже не все так просто…
Ах, как все узнаваемо! Прятки за «мы», объявление убийства себе подобных актом борьбы за их же, жертв, счастливое будущее…
Книга завершается в тот момент,когда все три разумные расы планеты Эллиния стоят на пороге нового бурного периода своей истории. Какое совпадение! Прямо как у нас.
Л. ЛЕЖНИН, г. Свердловск

Пахомий  в XX веке
В современной фантастике и взрослые, и дети прямо-таки шныряют по векам взад и вперед, то пытаясь что-то изменить в прошлом, то просто так — поглазеть на будущее, из любопытства. Между тем еще в начале нынешнего века писатели- фантасты гораздо почтительнее обращались с четвертым измерением.
Одним из таких произведении была «Повесть временных седмиц» Владимира Петровича Гожева писателя и журналиста, известного в свое время театрального деятеля, подлинная фамилия которого — Погожее.
Занимательная эта книжка вышла в 1904 году — 85 лет назад. Герой ее, летописец Пахомий Кремень, во время вторжения войск Лжедмитрия оказался заваленным обрушившейся стеной монастыря. И только в начале XX века летописца отрыли и оживили. С удивлением наблюдает он чудеса окружающего мира… Повесть ловко стилизована под древнюю летопись: автор описывает атрибуты современного мира языком XVI! века, исходя из житейского опыта человека того времени. Пораженный возросшим темпом жизни, летописец называет свое сочинение «Повестью временных седмиц» (то есть недель)— в противовес знаменитой «Повести временных лет»…
В книжке налицо все реалии XX века — вплоть до шахматных турниров, вплоть до покушения террористов на «шпанского короля». Наличествует даже и мягкая критика: «А что прежде приказы были, ныне рекут министерства, а дела все тем же обычаем вершат»… Или еще: «А ноне против прежнего сто крат больше пишут, и с лета на лето борзее»…
Т. ХАРЛАМОВ



Перейти к верхней панели