Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Неведомые земли.., Их так много было в России в прошлые века. На этих обширных пространствах работы краеведам хватало.
XVII век оказался любознательным. Во все концы страны шли царские грамоты, где предписывалось воеводам «расспросить» местных жителей о неизвестных в Москве землях.
Москва здесь, конечно, выступала в роли купца: точно знай, чем владеешь и сколько можешь взять. Выполняли поисковую работу люди, влюбленные в свое трудовое  дело,— первопроходцы, а чаще всего — рыбацкие и охотничьи артели…
Прислали царскую грамоту и в Пермь Великую — обширную провинцию в Верхнем Прикамье (ныне Пермская область). Особенно интересовали Москву земли на севере и востоке Предуралья.
«Распросные речи по государеву указу о горах, озерах, зверях, серебряной или медной руде на северо-восток от Перми» были составлены в ответ на царскую грамоту в 1667 году. Этот документ сохранился до нашего времени и вместе с другими чердынскими (Пермью именовали и административный центр Перми Великой — город Чердынь) деловыми актами прошлых эпох хранится в архиве  Ленинградского отделения. Института истории Академии наук СССР:
В документе говорится: «…воевода Борис Григорьевич Бухвостов в Чердыни, и съезжей избе, чердынцев, туточных людей, старожилов, разумных людей перед собою расспрашивали накрепко… об озерах и реках, об их «прозваньях», есть ли в них рыба; имеются ли горы и высоки ли…»
Лучше были известны чердынцам земли, расположенные на севере. Им было известно Чусовское озеро, в документе — Чусовое. Так, земский староста Анисим Игнатьев сын Юмшанов рассказывал о нем: «…в длину то озеро десять верст, а сколько де то озеро в ширину, того де он подлинно не ведает. А то озеро не миогорыбно.. А гор де каменных и песщанных при том озере нет. А от города де Чердыни до того Чусового озера 180 верст».
В расспросных речах 1667 года о Печоре написано так:
«В той же северной стороне за печерским волоком на пустых де  местех есть де река прозваньем Печора. А до той де реки от города Чердыни болыпи трехсот верст. А та де река немногорыбна: рыбы де в той реке бывают нельма, лини, щуки, сиги* язи, харьюзи, семга, а семги-рыбы в той реке мало и бывает не по вся годы».
Знали чердынцы те реки, которые связывали прямым водным путем Чердынь, стоящую на Колве, с Чусовским озером и далее вели к волоку на Печору. Описывая реки, они упоминали «каменные горы», располагавшиеся по берегам:
«Есть де вверх Колвы-реки на пустых местах горы каменные, прозванья им — гора Девья, гора Боец… В северной стороне на пустом месте есть де река малая прозваньем Березовка, а та де река немногорыбна, рыбы де в ней имеются мелкие харюзи, лини. А при той де Березовке-реке есть на пустых местах горы каменные пустые, а прозванье им: гора Мулыск, гора Кырниш, гора Дироватая, гора Яранкор, гора Пасынок, а сколько мерою те горы в высоту и имеются ли на тех горах какиа звери, того де они не ведают».
Упоминали чердынцы и расположенные около реки Березовки озера Березовское и Тумское.
Путь к печорскому волоку был хорошо известен жителям Перми Великой в XVII веке: на Печору и ее падуны (притоки) ездили из Чердыни «рыболове» — рыбацкие артели. Сохранился ряд документов, свидетельствующих об этом. Например, в челобитной чердынцев воеводе 1648 года читаем: «Хотел ты, государь,. Иван Васильевич, жаловать — отпустить на Печору-реку на рыбную ловлю».
Хуже чердынцам была известна местность к востоку от Перми Великой — по Витере. Описывая Вишеру выше мест, заселенных русскими, в частности села Говорливого, они упоминают только «каменные горы» по берегам реки:
«В восточной стороне на пустых местах по Вишере-реке, которая близко Чердыии прошла, мимо Чердынский уезд, есть де горы каменные, прозванья им: гора Сторожевая, гора Велгур, гора Лапина, гора Сыпучая, гора Писаная, гора Ябрус, гора Золотая, гора Гостина, гора Витряиая, гора Дироватая, гора Чувал, гора Короксорец… а те де горы близко вогульских юрт».
Сообщения чердынцев 1667 года свидетельствуют о том, что многие из упоминаемых ими местностей были уже хорошо освоены жителями Перми Великой, имели устоявшиеся русские названия (горы Боец, Сторожевая, Писаная, Ветряная, Сыпучая, Золотая, Дироватая). Возможно, они были переведены на русский или это результат фонетической переработки местных названий.

ПРОЕЗДОМ ИЗ ССЫЛКИ…
Борис ЧЕЛЫШЕВ
Книга была другом Тараса Шевченко еще в детстве. Не разлучался он с нею и в зрелые годы. Он разыскивал интересные издания, радовался, когда получал от друзей в подарок книги и журналы. А если в кармане заводился лишний рубль, не жалел его, чтобы купить книгу.
Сюжетом для увлекательного рассказа могут послужить поиски одной книги, так им и не найденной. И я вспомнил о ней потому, что случайно приобрел ее в букинистическом магазине в Саратове.
Освободившись в 1858 году от изнурительной солдатской лямки, Шевченко попал в Астрахань, чтоб с попутным пароходом отправиться в Нижний Новгород, а затем в столицу.
Обойдя город, поэт отправился в Астраханский кремль, чтоб осмотреть красивый собор. По пути вспомнил, что есть книга об Астрахани:
«По слухам знаю я о существовании книги под названием «Описание города Астрахани»,— писал он в дневнике.— Но о приобретении ее здесь на месте и помышлять нечего. Город, не имеющий книжной лавки, значит, и читателей не имеет, а как бы кстати иметь теперь в руках эту книгу: там, верно, помещены документальные сведения о времени построения кремля и собора как главного украшения города. Кто яге заменит мне эту дорогую книгу? К кому обратиться мне с моим любопытством?»
И вот, поразмыслив немного, Тарас Григорьевич решил идти прямо в собор, надеясь найти книгу у священника. У дверей он встретил ключаря — отца Гавриила Пальмова. Тот, бросив взгляд на потрепанное пальтишко, на порыжелую шапку Тараса, сослался на занятость. Правда, тут же смилостивился и обещал побеседовать в воскресенье после обедни.
Сняв какой-то чулан с миниатюрным оконцем, выходящим на  помойную яму, Тарас Григорьевич снова отправился изучать город. А через день, И августа, отыскал отца Гавриила, и тот показал любознательному гостю собор и его достопримечательности: евангелие 1606 года, серебряный ковш искусной работы — дар Петра и другие редкости. Книжки же об Астрахани Шевченко так и не раздобыл.
Доведись на месте Тараса Григорьевича быть другому, менее любознательному и настойчивому, он удовлетворился бы рассказами священника о городских достопримечательностях и забыл о книге. Но не таков Шевченко. Он так описывает в дневнике свои поиски:
«По наставлению отца Гавриила пошел отыскивать городскую библиотеку. Против губернаторского сквера прочитал я на бледно-голубой вывеске: «Публичная библиотека для чтения». Браво, подумал я, в Астрахани публичная библиотека! Стало быть, и чтецы имеются. Замарашка мальчуган указал мне вход в это святилище, и я благоговейно поднялся во второй этаж и вступил в единственную залу библиотеки. Библиотекарь, в сюртуке с красным воротником и с гренадерскими усами, которого я принял за полицейского чиновника, сказал мне, что книги Рыбушкина «Описание города Астрахани» в настоящее время в библиотеке не имеется, а что она находится у бухгалтера общественного призрения Васильева».
Тогда неугомонный Тарас пошел отыскивать незнакомого ему Васильева. Бухгалтер оказался почтенным старичком. Он заверил необычного просителя, как снег свалившегося ему на голову, что возвратит книжку в библиотеку на следующий день к 9 часам утра.
13 августа Шевченко, с лоскутком бумаги и огрызком карандаша, пошел в библиотеку. Там сказали ему, что бухгалтер Васильев так и не заходил.
Не получив книги в этот день, Тарас Григорьевич на следующее утро по грязи в проливной дождь опять пошел отыскивать книгу. Но… «сия публичная библиотека, вероятно, по случаю дождя и грязи, была заперта, и я, поклонившись дверям сего недоступного, таинственного святилища, ушел восвояси с миром, дивясь бывшему».
Однако что это за книжка, которую так тщетно добивался получить Шевченко, и что бы интересное он вычитал, если бы получил ее?
Я достаю эту книгу с полки, на которой стоят у меня редкие старинные издания. Полное и точное название ее таково: «Записки об Астрахани. Собрал директор астраханских училищ М. Рыбушкин». Издана книга в Москве, отпечатана в типографии С. Селивановского в 1841 году.
Если бы Шевченко прочитал эту книгу, он узнал бы много интересного об основании Астрахани, о рыбных и соляных промыслах, о народонаселении города.
Во второй половине книги он нашел бы краткое описание постоянной выставки в Астрахани, основанной  еще в 1837 году, сообщение о портретной, то есть картинной галерее. Имеются в книге сведения и о городской библиотеке, как рае о той, которую посещал Шевченко. Открыта она была в 1838 году, и спустя три года в ней уже имелось до 10 500 томов литературы. А читателей — всего 50 человек! Правда, при библиотеке имелась бесплатная читальня, которой пользовалось около двух тысяч человек.
…Расторопный молодой человек был явно обескуражен. Он предлагал мне и Александра Дюма, и Василия Шукшина, расхваливал томик Марины Цветаевой и двухтомник Ремарка. Скромно, запрашивал умопомрачительную цену. Но на все его настойчивые предложения я отвечал:
— Нет, не интересуюсь.
Мы стояли возле букинистического магазина в Одессе. Наконец, он воскликнул в сердцах:
— Да что же вы, в конце концов, коллекционируете? — И вдруг догадался: — А, понятно — антикварий!..
Я вошел в магазин и намеревался было просматривать картотеку старых книг. Кто-то взял меня за локоть. Обернулся. Все тот же молодой человек. ,
— Есть стихи Шевченко, 1914 года. Нужно?
— А вы не путаете? Действительно этот год обозначен?
Дело в том, что в 1914 году был юбилей — 100-летие со дня рождения великого украинского поэта. Но правительство запретило его отмечать. В. И. Ленин писал в работе «К вопросу о национальной политике»:
«Запрещение чествования Шевченко было такой превосходной, великолепной, на редкость счастливой и удачной мерой с точки зрения агитации против правительства, что лучшей агитации и представить себе нельзя».
А тут мне предлагают не статейку из газеты, а целую книгу! На этот раз сделка состоялась. Причем торговец, к моему удивлению, запросил за такую редкость всего навсего три рубля! Видно, решил: куда этакой книжонке в мягкой обложке да еще потрепанной до ходовой современной продукции!
Придя домой, я внимательно рассмотрел книжечку. Собственно, это был не сборник стихов. Больше половины ее занимает очерк К. А. Иващенко о жизни и творчестве великого Кобзаря. Затем — небольшая статья А. Петровского «Берегите могилы».
На последней странице публикуется стихотворение Н. А. Некрасова «На смерть Шевченко». А открывается книжечка стихотворением «Завещание». Причем после слов
Поховайте та вставайте,
Кандалы порвите,
идут две строчки точек. Цензура не пропустила слов:
Вражескою злою кровью
Волю окропите.
Да и выше были пропущены строки. Вот в таком виде и был опубликован «Заповит»!
Да, книжечка «Т. Г. Шевченко, его жизнь и поэзия» была выпущена в 1914 году, к столетию со дня его рождения. Издание предназначалось, как сказано на -обложке, «в пользу Тираспольского Педагогического Общества взаимопомощи»; цена ее 25 копеек, причем сбор предназначался в помощь учителям.
В какие бы музеи, архивы, библиотеки я ни обращался, мне письменно отвечали: такой книжки в их собраниях нет. Значит, сохранилась она в единственном экземпляре? И потому я ее особенно берегу.



Перейти к верхней панели