Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Краткая историческая справка гласит: в 1595 году на реке Полуй, в шести верстах от ее впадения в Обь, казаки и стрельцы поставили город Обдорск (ныне Салехард). Городок основали для сбора дани: с «лучших» людей взималось пушнины на три рубля, со средних — на два, с «худых» — на один рубль.
Современный Салехард производит пестрое впечатление. Много щитовых, «бамовских» домиков, которые хорошо прижились здесь, есть многоэтажные здания, стоящие на свайных основаниях. Немало старых построек — в глаза бросаются заметно искривленные крыши, которые «просели» под натиском вечной мерзлоты.
Тундру, окружившую город, не назовешь, как встарь, безмолвной. Полуостров Ямал пробудили к новой жизни геологи, добытчики нефти и газа. Салехард, бревенчатая столица Ямало-Ненецкого национального округа, снова стал форпостом, только уже не русского проникновения в Сибирь, а борьбы за большую нефть и газ. Гудят самолеты и вертолеты в салехардском небе, везут грузы и людей. В Уренгой, Яр-Сале, Тарко-Сале, Надым, Пангоды, Лабытнанги,, Ямбург. В названиях ярко ощущается образное речевое богатство народов Крайнего Севера. Тот же Салехард означает город на мысу, Лабытнанги — семь лиственниц, а Ямал конец земли.
Воздушный транспорт, наверное, самый популярный на севере. Но, как и встарь, когда новгородские кочи добирались до Обдорска по студеному морю, а прадеды современных ненцев и хантов отваживались выезжать в океан на берестяных лодочках, здесь по-прежнему в большом почете водный транспорт. Могучая Обь, речная флотилия берет на свои плечи большую долю перевозок.

Спускаюсь с довольно крутого берега вниз, к бревенчатому двухэтажному зданию, где разместилось управление Салехардского речного порта. Мой собеседник — начальник порта, заместитель Обь-Иртышского речного пароходства Иван Николаевич Кочерга.
— Собственно, вся история нашего пароходства делится на два этапа: до и после открытия в нашем крае месторождений нефти и газа. Факел, зажженный в Березово в сентябре 1953 года, сказался и на нашей службе. И это вполне естественно. Высадка первых трудовых десантов, освоение месторождений, строительство новых городов и поселков потребовало переброски из промышленно развитых центров страны огромного количества груза, который и перечислить невозможно в силу его многоликости. И весь этот груз доставлялся на Ямал либо по воздуху, либо по воде (лишь в последние годы железная дорога стала нашим могучим союзником).
Так вот, в 1970 году пароходство впервые доставило в Заполярье 400 тысяч тонн груза. В следующем году пионерный караван судов поднялся по реке Надым до города Надыма» который, собственно, и городом тогда назвать было трудно. Цемент, пиломатериалы, металлоконструкции, горючее, дорожную и строительную технику? трубы — все, что нужно для того, чтобы поднялись в тундре новые города, такие, как Сургут, Новый Уренгой, Ноябрьск, завозили наши суда. В 1973 году речная флотилия доставила в Заполярье один миллион тонн грузов, в 1984-м — три миллиона. ‘
Мы отчетливо сознаем, что поток грузов, идущих в Западную Сибирь, будет неуклонно возрастать. Можно с уверенностью утверждать, что в решениях предстоящего XXVII съезда партии тюменская нефть и газ займут особое место. Буровые вышки продвигаются все дальше к побережью Северного Ледовитого океана, бур уходит все глубже, к нижним горизонтам месторождений, все острее становится проблема переработки драгоценного сырья на местах добычи, в Тюменщине. Фронт работ ширится, значит, и нам, речникам, надо во всеоружии встретить новые планы и новые повышенные задания.
Самый почетный груз — это, конечно, трубы. Буровые вышки ярче всего символизируют стремительный взлет Тюменского Севера. Гигантские нити газопроводов, перерезав дикие в этих местах Уральские горы, устремили свой бег к западной границе СССР. Советский Союз, как известно, сам производит трубы, но немалую часть их закупает и за границей. В 1979 году наши морские суда приняли на свой борт первые партии труб в портах Бремена и Гамбурга. Политические и экономические санкции, которые пыталась применить заокеанская администрация к нашей стране и своим союзникам по НАТО, успеха не имели. Активно продают нам трубы ФРГ, Италия, а в последнее время Япония. Морским путем по Северному Ледовитому океану суда доставляют трубы в Новый Порт, стоящий на западном берегу Обской губы, а уже оттуда речные суда развозят их к месту назначения.
Наша помощь в освоении нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири высоко оценена правительством. Многие наши речники удостоены наград Родины. Я, например, получил орден «Знак Почета» за участие в строительстве первого магистрального трубопровода Надым — Москва, есть у меня и медаль за освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.
Речка, речка.. Всплывают в памяти милые воспоминания о тихих заводях, уютйых берегах, на которых так хорошо сиделось с удочкой в руках. Обь разрушает эту идиллию громадой и беспредельностью вод. Насколько сложна профессия речника?
— Ямало-Ненецкий национальный округ нередко называют страной озер и рек. Счет им идет на тысячи. К примеру, в одном лишь бассейне реки Пур имеется 1500 озер. Но, конечно, главная кормилица и поилица и она же главная транспортная артерия — Обь.
Мы хотя и речники, но с известным основанием можем считать себя и моряками. Обская губа, если начать отсчет от Салехарда до условной границы соединения ее с Северным Ледовитым океаном, протянулась почти на тысячу километров. Сравнение с морем как по внешним, так и по другим параметрам уместное. Но есть и существенные отличия.
В океане волны имеют классическую форму, они идут, держа, так сказать, равнение друг на друга и сохраняя известную дисциплину. В Обской же губе мелководье, сильные течения и ветры часто создают свистопляску, круговерть и надо постоянно быть готовым к любого рода неожиданностям. Чистая вода, от ледостава к ледоставу, держится в наших широтах 120 суток. Иными словами, мы плаваем всего треть года, а остальное время готовимся к навигации. На вес золота каждый час, а тут в расписание врывается штормовая погода — в течение сорока суток за период навигации сила ветра колеблется от 12 метров в секунду до 17—20, а порой достигает 30 и более.
О, эти ямальские ураганы! Есть где разгуляться в бесконечной тундре могучему Борею, и он резвится, не зная удержу. Что такое ветер более десяти метров в секунду? Если ветер в спину, несешься словно спринтер, если встречь — шаги удаются с усилием. Это на суше,  а на море…
— Тяжело на море в такую погоду. Не буду вспоминать разные случаи, ограничусь именно этим мужским словом: тяжело. Правда, с каждым годом мы оснащаем флот современной техникой: сложным навигационным оборудованием, средствами дистанционного управления и т. д. финские корабелы в содружестве с советскими специалистами создали ледокол нового типа, такой, как «Капитан Евдокимов», который способен заходить в устья мелководных рек. Его сердце — атомная энергоустановка, главные и вспомогательные турбины — нашего советского производства. Новейшие корабли, техническая оснащенность портов, конечно, все это важно, но успех дела, как понимаете…
— Понимаю. И хотел бы, чтобы разговор о людях вы повели с учетом профиля нашего журнала, «в молодежной плоскости». 
— А он иным и быть не может. По возрастному признаку Север с полным правом зовется молодежным. Он одновременно и магнит, и фильтр. Север обещает хорошую работу и весомые заработки, но он честно и предупреждает: условия труда и быта суровые, романтика густо приправлена холодами и комарами.
По опыту знаю: тот, кто выдержит первое крещение, надолго прикипает сердцем к этим краям. В полярных широтах человек мужает быстро. К примеру, средний возраст капитанов речных судов нашего пароходства — 24—26 лет. Комсомольский возраст, а они уже вершат судьбами коллективов.
Добрые, работящие руки нужны всегда и везде. В частности, нашему порту и транспортному флоту требуются электро- и радиомеханики, специалисты по электронике, механики плавучих кранов, судоводители, судовые механики. В особом дефиците — кок.
Читатели, наверное, уже заметили, что Север нуждается не просто в рабочих руках, а в руках умелых, точнее говоря, нам прежде всего нужны специалисты в той или иной области знаний и производства. Настоятельно советую молодым: если вы поставили цель поработать на Севере, уже со школьной скамьи готовьте себя к этой цели, овладевайте той или иной профессией.
— Сам собой рождается вопрос: а как вы сами, Иван Николаевич, попали на Север? Мечтали о море со школьной скамьи? 
— Ну, откровенно говоря, не совсем так. Родился я в степной части,Алтая. Так что больше был знаком с ковылями, чем с большой водой. После семилетки, которую закончил, кстати, с отличием, решил, что пора начинать самостоятельную жизнь.
Куда идти? Выбор пал на бескозырку и тельняшку. Поблизости, в Новосибирске, есть речной техникум, благо и билет туда стоил дешево. Окончил, получил диплом техника-судоводителя, отслужил в армии, потом — Новосибирский институт инженеров водного транспорта. С 1966 года работал в управлении Западно-Сибирского речного пароходства, с января 1972-го — в Салехарде.
Предвижу вопрос: трудно сразу круто ломать судьбу? В качестве начальника порта даю практический совет: приезжайте вначале осмотреться в роли экскурсанта. Туристские рейсы Новосибирск — Салехард, Омск — Тобольск — Салехард давно завоевали широкое признание, включая зарубежных гостей. Кстати, уже в Салехарде бросаются в глаза плюсы и минусы этих мест. Просторы, близость Обской губы, приветливость и несуетный ритм жизни, объявления, гарантирующие интересную работу, хороший оклад и, возможно, новых друзей. На другой чаше весов — отсутствие театров и эстрады, нет плавательного бассейна и катков, трудности с жильем, уже в октябре минус двадцать с ветром. Хочется совместить Полярный круг с комфортом и культурой крупных городов? А почему бы со временем и нет?



Перейти к верхней панели