Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

На протяжении многих лет люди использовали селенит, изготавливая из него амулеты, украшения, статуи и предметы домашней утвари. Их считали символами удачи и достатка. Селенит также сопровождал умерших в загробное царство. Но неустойчивость гипса, его недолговечность — причина того, что археологи редко встречают хорошо сохранившиеся изделия в старых захоронениях.
Уже начиная со Средних веков селенит обтачивали в форме кабошона. Это форма считалась лекарством и средством от близорукости. Способность гипсового порошка каменеть от воздействия воды породило большое количество рецептов в литотерапии. Старинные медицинские книги упоминают о том, что «камень утробу кровавую вяжет и пот лишний уймет», останавливает кровотечение из носа и т.д. В средневековой тибетской медицине считалось, что гипс лечит «жар костей». В Закавказье в XV в. утверждали, что минерал можно использовать при лечении внутренних органов, при выведении камней из мочевого пузыря; он хранит от простуды.
«Селенит» — тот редчайший случай, когда прежде было слово. Так звали в. древности некий мифический, порождённый прихотливым вымыслом камень. Красота его пропорциональна безобразному облику породивших его безобразных сил. Камень давался отчаянным людям.
Но, к сожалению, предания угасли. Диковинный, страшный мир камня стал достоянием сказки.
А слово живёт! Как и камень в руках доброго мастера, оно обретает новые краски, новые значения в руках истории.
Именно на Урале родилось искусство художественной обработки волокнистого гипса, кстати, до сих пор не имеющее аналогов в мире.



Перейти к верхней панели