Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Серьёзное и курьёзное

«Конкорд» и фалеристика
— Алло, Саша! У тебя есть какие-нибудь технические данные по «Конкорду»?
— Есть кое-что о салоне в Бурже, где он демонстрировался.
— Немедленно разыщи этот материал и продиктуй данные. ,
— Сейчас. Не кладите трубку…
Итак, о «Конкорде»— сверхзвуковом лайнере англо-французского производства, предназначенном для перевозки пассажиров. Несколько таких машин эксплуатировала одна из крупнейших в мире авиакомпаний «Эр Франс», в том числе на самой длинной авиалинии Париж— Токио. И вот возникла, как говорится, нештатная ситуация: по условиям полета потребовалось произвести посадку в Новосибирском центральном аэропорту «Толмачево». До этого дня «Конкорд» никогда не садился на территории нашей страны.
Как руководить его приземлением? Какова посадочная скорость «Конкорда», длина пробега, база шасси? Сможет ли лайнер самостоятельно развернуться на толмачевской взлетно-посадочной полосе (ВПП) или его надо будет буксировать?
Вот какие вопросы возникли перед специалистами службы управления воздушным движением Новосибирского аэропорта. Все это, конечно, можно было бы выяснить в библиотеках города. Но до него почти сорок километров, а тут на счету каждая минута. И тогда руководитель полетов позвонил диспетчеру старта комсомольцу Александру Герасименко…
Через пару минут тот передал на командную вышку летно-тактические данные и основные конструктивные
параметры «Конкорда». Вооруженные ими, толмачевские движенцы получили возможность произвести необходимые расчеты и, четко руководя снижением лайнера, помогли экипажу выдерживать глиссаду (траекторию) посадки, разворачиваться на ВПП и т. д. Во время стоянки в Новосибирском аэропорту «Конкорд» прошел полное транзитное техобслуживание всех своих систем и вскоре продолжил полет со скоростью 2200—2500 километров в час навстречу солнцу в Страну восходящего солнца.
А какое отношение имеет ко всему этому фалеристика, то есть коллекционирование значков? Самое непосредственное! Таково хобби А. Герасименко. За несколько лет он собрал свыше двух тысяч значков, посвященных авиации — от ее зарождения до наших дней.
Самый «древний» среди его экспонатов значок «Воздушный флот — сила России» выпущен в 1913 году в Ревеле (ныне Таллин). Есть у Саши и другие экземпляры этой серии, которые чеканились в 1923 году Обществом друзей воздушного флота. Уникален экспонат коллекции, изображающий падение сбитого реактивного самолета на фоне вьетнамского пейзажа. Этот значок изготовлен из металла сотого «Фантома», сбитого над знаменитым Мостом Драконов. Фалеристское собрание сибиряка имеет и такие редкие экземпляры, которыми не располагает даже крупнейший в нашей стране монинский музей авиации.
Коллекционируя значки, Александр Герасименко начал подбирать и соответствующую литературу: справочники по истории авиации, журналы и проспекты о международных и национальных авиасалонах и выставках, буклеты и описания новинок крылатой техники. И эти издания заняли добрую половину полок в большом книжном шкафу.
Увлечение фалеристикой, как видим, доставляет не только радость самому коллекционеру, но и принесло реальную, практическую пользу многим людям — помогло посадке самолета.
На снимке: сверхзвуковой лайнер «Конкорд» на перроне Новосибирского аэропорта «Толмачево».
В. ДЕБЕРДЕЕВ

Секрет итальянских скрипок
Волшебное звучание скрипок итальянских мастеров Страдивариуса и Гварнери объясняется, по мнению американского биохимика Джозефа Наджизари, наличием в них одного из видов древесного грибка. Он был обнаружен в нескольких скрипках, причем как раз в тех, которые отличаются особо.
Используя дерево, пораженное грибком, Надживари изготовил 18 скрипок. По свидетельству музыкантов-профессионалов, они имеют мягкий и сочный звук, близкий к инструментам XVII — XVIII веков.
Грибок, обнаруженный биохимиком, может вырасти только на дереве, погруженном в воду. И Надживари отыскал записи, в которых говорится о сплаве деревьев с Альп в Кремону, где, как известно, знаменитые мастера готовили свои инструменты.
По всей вероятности, грибок съедает смолистые вещества, содержащиеся в древесине, а это делает ее более мягкой и вибрирующей. «В последние 150 лет все скрипичные мастера совершали ошибку, используя для создания скрипок сухое, выдержанное дерево»,— говорит Наджизари.
Е. СОЛДАТКИН

Мумия в пещере
Пещера эта находится в Таджикистане, в одном из ущелий Гиссарского хребта, на высоте 2750 м, километрах в двадцати от озера Искандер-куль.
Ее тщательно скрывает местное население. Поэтому, несмотря на популярность среди мусульман (место паломничества), пещера остается малоизвестной для широкого круга исследователей.
Что же влечет сюда паломников? Вблизи от входа, в освещенной части пещеры, слегка откинувшись назад, «сидит» человеческий скелет, обтянутый кожей. Это — «святой Ходжа Исхак». Одна из легенд гласит, что Ходжа Исхак возглавил сопротивление войскам Александра Македонского. Немногочисленный отряд Ходжи был разбит и оттеснен высоко в горы. Здесь, в недоступной врагу пещере, Ходжа Исхак и его последние воины приняли смерть. По другой легенде Ходжа Исхак — един из индуистских священников, проникших в Среднюю Азию с миссионерскими целями. Трудно отдать предпочтение какой-либо легенде…
Ходжа Исхак был захоронен в естественном подземелье по существовавшей в древкам мире традиции. В III—X веках нашей эры пещера могла служить для согдийцев (коренного населения Средней Азии в домусульманекий период) асуарией, где трупы оставлялись в необычном, сидячем положении. Ходжа Исхак был посажен у входа, зарыт по пояс в землю и обложен для устойчивости камнями. Трупы, оставленные в сырых пещерных залах, сгнили. Особые микроклиматические условия на входе в пещеру, вероятно, и способствовали мумифицированию тела Ходжи Исхака.
В. АНДРЕЙЧУК,
М. ХАКИМОВ

Прелесть вышитых узоров
В Доме культуры «Академия» успешно работает не совсем обычный  клуб любителей вышивки. Возглавляет его инженер Александра Павловна Бальчунас.
Истоки русской вышивки глубоки. Мы находим их в той древней символике, которая отражена на старинных полотенцах, скатертях, салфетках, на одежде. Восприятие мира древними людьми мы видим в обожествлении Солнца, Земли, человека, растений, животных. Символика, заложенная в вышивке, играла большую роль в жизни людей. Например, можно было без слов, одним подаренным полотенцем выразить согласие сватам…
Русская древняя вышивка очень совершенна и эмоциональна. Это целая наука. Процесс обучения вышивке весьма сложен.
После четырех лет занятий из числа наиболее активных и хорошо подготовленных мастериц был создан клуб «Чудо-вышивка».
Насколько мастерство вышивальщиц совершенно и красиво, можно было убедиться на отчетной выставке, проходившей в Доме культуры. На ней было представлено 120 работ 45 авторов. Это — вышитые изделия одежды, вещи домашнего интерьера, символы русского народного творчества — ладьи, кони, барсы, павлины, бабочки..,
Работы Н Бурнашовой, Л. Поляковой, И. Решетняк, Н. Лузиной были отмечены на городских, областных и всероссийской выставках произведений народного творчества.
Г. КУСТОВ

Гонки на магнитной подвеске
На испытательном полигоне в ФРГ поезд на магнитной подвеске «Трансрапид» достиг скорости 406 километров в час. Это высшее мировое достижение. Японские специалисты, которые также занимаются созданием сверхскоростных поездов, пока вынуждены уступить. Но надолго ли?
Напомним, что «Трансрапид» в декабре 1985 года достиг скорости 350 километров в час. Но в феврале 1987 года японский магнитный вагон первым в мире достиг рубежа 400 километров. Сейчас в Стране восходящего солнца начались испытания 44-местного магнитного вагона. К 1990 году там намерены построить и сдать в эксплуатацию 50-километровый участок магнитной железной дороги.
А. ВЛАДИМИРОВ

Кошка падает на лапы!
Срываясь с высоты, кошки обязательно приземляются на лапы?  Нет! Они используют растопыренные конечности только в качестве стабилизаторов, чтобы хлопнуться на живот. Это утверждает американский исследователь У. Уитни, который провел специальные опыты. Он выяснил также, что только треть кошек отделывается при этом легким испугом, царапинами. Всем другим везет значительно меньше.
Д. НИЛИН

«Громче» города нет!
Самым «громким» городом нашей планеты является, возможно, Каир — столица Египта. Оказывается, даже в жилых районах Каира уровень шума достигает 88, а в деловых кварталах он превышает 90 децибелов. Напомним: для здоровья человека опасны и 70 децибелов! Население египетской столицы — 12 миллионов человек.
А. ДАНИЛИН

Каналы на Ямале!
Факты прошлого рассказывают о том, что Екатеринбург (Свердловск) был центром подготовки северных экспедиций. В ежемесячном журнале «Хозяйство Урала» в 1925 году была опубликована статья Б. Городкова «К использованию Северного морского пути». В ней дается критический обзор разных полярных проектов.
Железнодорожный путь в начале века не справлялся с растущим потоком грузов из Сибири. А, к примеру, лесные материалы вообще возить по «чугунке» считалось убыточным делом. Поэтому и велся поиск различных иных путей сообщения, в том числе и на Крайнем Севере. Были и практические попытки: сооружение Обь-Енисейского канала, прокладка Сибиряковских трактов.
В двадцатые годы вновь стала обсуждаться идея проведения каналов через полуостров Ямал.
Еще в 1876 году Бременское общество немецких северных полярных экспедиций снарядило экспедицию под начальством зоолога Отто Финша, в задачи которой входил и поиск возможности соединения каналом рек Подараты и Щучьей. В этой экспедиции был и всемирно знаменитый зоолог Брем, посетивший проездом Екатеринбург.
Одновременно с немцами работала в районе Ямала и русская экспедиция Матвеева и Орлова. Тогда идея ямальских каналов была отвергнута полярными путешественниками.
В самом конце прошлого века «беспокойный» писатель и отважный странник Константин Носилов напоминает читающей публике о проекте ямальских каналов.
В 1914 году Носилов получил концессию на устройство водного сообщения через Ямал. Новый путь, по мнению Носилова, сократил бы дорогу на две тысячи верст и исключил бы нужду пробиваться сквозь льды Карского моря.
В 1916 году на Ямал отправилась экспедиция для устройства пути по проекту Носилова. Однако суда дошли лишь до Березова, где и зимовали. Почему-то и в 1918 году они не двинулись дальше… Дело заглохло.
В 1920 году в газетах снова появились статьи о самом северном канале. И на следующий год Совнарком постановил срочно снарядить экспедицию под руководством Носилова и Эльпорта. Правительство надеялось на быстрый практический результат, планируя получить по новому пути 120 миллионов пудов хлеба и 200 тысяч пудов оленьего мяса. Но и эта экспедиция не принесла успеха.
В статье, опубликованной в журнале «Хозяйство Урала», автор свидетельствует, что «в самое последнее время Эльпорт снова защищал в Свердловске проект проведения канала через Ямал». Б. Городков критически рассматривает кажущиеся выгоды от проведения каналов на Ямале. А ведь и действительно они кажутся не менее фантастичными, чем каналы на Марсе, к которым мы, по крайней мере, попривыкли.
Так чем же плох дерзкий проект? Быстрее суда по новому пути не пойдут, считал Б. Городков, потому что по небольшим речкам и каналам они будут едва-едва двигаться. Статистика показывает, что почти все суда благополучно огибали полуостров Ямал, посему нечего преувеличивать страхи перед Карским морем.
И, наконец, легко ли прорыть канал? Высота водораздела составляет 145 метров, а это серьезное препятствие. А еще коварства вечной мерзлоты. Она залегает на глубине полуметра, поэтому содержание  канала в растревоженной мерзлоте обойдется того дороже…
Короче, подводит итог автор статьи в журнале «Хозяйство Урала»,  «при настоящем тяжелом положении Республики следует обратить большое внимание на Северный морской путь».
Ю. ЛИПАТНИКОВ



Перейти к верхней панели