Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Серьёзное с курьёзным

«Благодарю за почет»
В 1880 году виднейшие русские ученые выдвинули Д. И. Менделеева в члены Петербургской Академии наук, но его кандидатура была отвергнута. Это вызвало резкий протест передовой общественности страны. Пять русских университетов избрали Менделеева своим почетным членом.
27 декабря 1880 года в Уральское общество любителей естествознания поступило заявление:
«Нижеподписавшиеся, желая почтить ученые труды замечательного русского химика, профессора Д. И. Менделеева, приобретшия ему общеевропейскую известность, и скорбя о неизбрании его в число членов Императорской Академии
наук — имеют честь обратиться к Уральскому Обществу Любителей Естествознания с следующим предложением: просить достоуважаемого Дмитрия Ивановича принять на себя звание почетного члена этого Общества. Декабрь 27 дня 1880 года».
Обращение подписали 16 человек, в том числе Н. Чупин, А. Миславский.
Подлинник хранится в Государственном архиве Свердловской области.
Тут же хранится ответ Менделеева — телеграмма:
«Глубоко благодарю Вас и сочленов за почет сибиряку Урал родной Менделеев».
В этом же деле находится и письмо выдающегося путешественника и ученого Николая Михайловича Пржевальского, датированное 28 мая 1881 года:
«Милостивый Государь.
Я получил Ваше письмо и диплом на звание почетного члена Уральского Общества Любителей Естествознания. Глубоко тронут столь лестным для меня вниманием и прошу Вас передать гг. членам председательствуемого Вами общества искреннюю мою признательность за высокую честь, мне оказанную.
С глубочайшим почтением и преданностью имею честь быть Ваш покорный слуга Н. Пржевальский».
Все эти три документа публикуются впервые.
И. НЕПЕИН

Отметчик гроз
7 мая (25 апреля по старому стилю) 1895 года на заседании Русского физико-химического общества А. С. Попов продемонстрировал в действии свою систему радиосвязи.
В «Журнале Русского физико-химического общества» было напечатано описание «прибора для обнаружения и регистрации электрических колебаний».
В обсуждении сообщения участвовал профессор Томского университета Федор Яковлевич Капустин. Он раньше и лучше других знал об изобретении радио. Это ясно из написанного почти за десять дней до исторического заседания письма. В нем Попов предлагал Капустину проделать опыты по совершенствованию когерера.
В упомянутом выше «Журнале» кроме сообщения о докладе Попова имеется статья Капустина об атмосферном электричестве.
Поскольку в ходе работ, относящихся к изобретению радио, перед Поповым встала задача выяснить, не будут ли атмосферные разряды мешать радиосвязи и нельзя ли применить приемник непосредственно для метеорологических наблюдений, он создал новый прибор, отличный от приемника связи по назначению и по конструкции и впоследствии названный грозоотметчиком.
Поездки в Петербург и переписка с Поповым позволили Капустину быть хорошо осведомленным о достижениях Попова в изобретении радио и о его применении в метеорологии.
В апреле 1896 года профессор Капустин доложил совету Томского университета о подготовке экспедиции в устье Енисея, в программу которой он включил и наблюдения над атмосферным электричеством.
Позже, в 1897 году, Попов докладывал в Электротехническом институте о применении своего прибора для решения вопроса — «есть ли в нашей атмосфере колебания, а если есть, то как они часты и от каких причин зависят?» Достигнутые к лету 1896 года успехи в развитии радиосвязи и в практическом применении прибора Попова в метеорологии позволяют сделать предположение, что Попов и Капустин надеялись в Енисейской экспедиции зафиксировать с помощью приемника перемены в атмосферном электричестве, вызванные изменением излучения Солнца во время затмения.
Отчеты об Енисейской экспедиции опубликованы в «Известиях» Русского географического общества и Томского университета, а в архиве Томской области хранится подлинник одного из них. Во всех документах указывается, что во время экспедиционных исследований на кровле специально сооруженной будки был установлен и работал «приемник для отметчика гроз Попова». Такое наименование прибора встречается в документах впервые.
Факт применения аппарата А. С. Попова в экспедиции по наблюдению солнечного затмения говорит о многом. И о том, что изобретение русского ученого сразу же нашло разнообразное практическое применение. И о том, что А. С. Попов наряду с задачей повышения дальности действия системы радиосвязи решал и задачу улучшения надежности системы, а также пропагандировал свою новую технику и добивался ее внедрения. И о том, что профессор Ф., Я. Капустин предпринял тогда попытку осуществить радиоастрономический эксперимент.
В. НИЛОВ

Русский сбитень
Сбитень — один из старинных русских напитков. Появился он давно, но особое распространение получил в XVIII—XIX веках. Им торговали на улицах, в трактирах, чайных. Зимой продавцы сбитня носили его за спиной в огромных медных чайниках, покрытых теплой тканью, или продавали сбитень в специальных лавочках.
Сегодня мало кто из нас может похвастаться, что пробовал популярный когда-то на Руси напиток. Однако рецепт его не забыт, и для тех из вас, кто захочет приготовить сбитень, тайну напитка откроет кандидат химических наук из Новосибирска Р. Пологинкина:
Для приготовления сбитня в кипящей воде растворяют мед, кладут лавровый лист, корицу, гвоздику, имбирь, кардамон, мускатный орех и другие пряности и кипятят.
Вот рецепт приготовления сбитня на 1 л воды.
Сахар — 150 г, мед — 150 г, лавровый лист — 2 шт., гвоздика, корица, имбирь и кардамон — по 5. Кипятить 10—15 мин., дать настояться и процедить.
Мед— 100 г, сахар — 50 г, корица— 0,3, гвоздика— 0,2, мята — 0,2, хмель — 3 шт. Растворить в кипящей воде мед и сахар, добавить корицу, гвоздику и кипятить 15 мин. В горячий напиток добавить мяту и хмель. Дать настояться и процедить.
О. АЛЕКСЕЕВ

Все это — на колесах
Японский студент X. Уцуку летом 1984 года оседлал свой велосипед, отправился в долгий путь. И вот 46 тысяч километров позади. Уцуку проехал через обе Америки (Северную и Южную), пересек Африку. За время велосипедного сверхмарафона, продолжавшегося более тридцати месяцев, Уцуку побывал в 38 странах.
А шведский каскадер К. Эриксон, поставив свой автомобиль с помощью небольшого трамплина на два колеса, проехал двадцать тысяч метров. Он превысил прежний рекорд движения «на боку» сразу почти на одиннадцать километров.
Трюкач же А. Нюквист из Финляндии взобрался с автомобилем на трамплин для летающих лыжников (ему пришлось, естественно, воспользоваться подъемным краном). Казалось, все было предусмотрено. На горе разгона автомобиль быстро набрал скорость, но затем сразу «клюнул носом». Благо, эксперимент проводился зимой — под столом отрыва было много снега. Нюквист остался цел и невредим. К тому же, проявив все качества смелого и хладнокровного водителя, он не потерял управления.
В. АЛЕКСАНДРОВ

Школа для кенгурят
«Гербовые» животные Австралии — кенгуру — давно испытывают превратности судьбы: их то уничтожают, то оберегают… Уже продолжительное время дельцы выставляют кенгуру и на потеху зевакам, например — в роли боксеров, колотящих друг друга всеми четырьмя конечностями, ведь стоять они могут и на хвосте.
Очередной предприимчивый австралиец открыл в Мельбурне специальную школу для молодых кенгуру. Сначала животных приучают повиноваться человеку, затем — выполнять несложную домашнюю работу, а также играть с детьми.
С. ВЛАДИМИРОВ

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА
В начале века мастера из Федоскино стали расписывать знаменитые «лукутинские» табакерки. Шкатулочки эти высоко ценились среди русских аристократов и за границей. М. Н. Загоскин в книге «Москва и москвичи» 1840 года рассказывает, как один русский турист купил в Париже расписную коробочку из папье-маше и пожалел, что в России такие делать не умеют; а открыл крышку — и на внутренней стороне увидел подпись фабриканта Лукутина…
Настоящий рассвет лукутинского дела приходится на 40—70-е годы прошлого века. Федоскинские мастера писали пейзажи, портреты, исторические и мифологические сцены, бытовые крестьянские картинки. Производились чайницы, табакерки, спичечницы, шкатулки — каждая вещь имела прямое назначение.
С конца XIX века на творческие позиции мастеров стремится воздействовать русская буржуазия. Это не могло не сказаться на промысле, в традиции которого не укладывались грубые и безвкусные сюжеты: в 1904 году наследники Лукутина закрывают фабрику. Но в 1910 году стараниями энтузиастов лаковой миниатюры была создана «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина».
Октябрьская революция открыла новые возможности перед художниками промысла.
…Электричка добежала до станции Хлебниковой и уже через двадцать минут мы были в Федоскино. У входа на фабрику нас ждал Геннадий Иванович Ларишев — один из ведущих федоскинских художников. Мы отправились к зданию нового училища, которое готовит молодых мастеров для фабрики.
Старое искусство лаковой миниатюры живо благодаря тому, что не теряются связи между поколениями. Сохранение промысла в наш век технического прогресса — вообще удивительное явление; видимо, и в наше время стандартов и скоростей все больше хочется иметь что-то для души…
В течение четырех лет молодых художников посвящают в профессиональные секреты федоскинского письма. Они копируют произведения известных мастеров, составляют свои композиции. Лучшие дипломные работы учеников находятся здесь же, в музее, который создан в 1938 году,— в основу его легло собрание произведений лукутинских мастеров московского коллекционера А. С. Мокроусова.
Нам показали, как создаются шедевры из папье-маше. Сначала склеиваются на болванках листы картона, обсушиваются в печах. Потом изготовленные формы обтачивают на токарном станке, покрывают лаком, сушат — и вот блестящая, черная снаружи и красная внутри шкатулка попадает к мастеру-живописцу. Тут начинается самая важная часть работы — нанесение миниатюрного рисунка. Последняя стадия обработки — шлифовка и полировка. Все!.. После этого мы видим федоскинские шкатулки в художественных салонах и музеях.
Лаковая миниатюра — один из оригинальнейших видов русского народного творчества. Пока жив народ — не иссякнет родник народного искусства. Рядом с мастерами Палеха, Холуя, Мстеры будут жить и творить мастера из Федоскино.



Перейти к верхней панели