Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В школе считали, что у шестиклассника Вани Боянова плоховато с воображением. Если, например, учитель математики говорил: «Представьте себе бесконечную прямую линию, которая…» — Ваня не мог ее вообразить, как ни  силился. Хотя бросал в бой не только силу воображения, но и все свои умственные силы. Оседлав непреклонную прямую, ученик Боянов мчался все прямо и прямо — в бесконечность. Острием прямой пронзив земную атмосферу, он вылетал в открытый космос. Путь его пересекали метеориты и астероиды. Разнообразные летающие объекты шли на таран, угрожая рассечь прямую линию и тем самым прервать ее бесконечность. Но Боянов не сворачивал с курса: прямо, только прямо!.. Некоторые массивные планеты, используя свое огромное притяжение, пытались искривить его путь. Однако Ваня отважно пришпоривал свою прямую и мчался дальше. Солнечный ветер обжигал лицо. Звездная пыль порошила глаза. Ученик Боянов вырывался за пределы галактики, в неведомые миры… И тут сила воображения покидала его. Ваня словно проваливался в черную дыру невообразимого и стремительно падал к подножию прямой, которая стартовала со школьной доски». Вполне понятно, что ученик Боянов тратил на такие полеты слишком много времени и не мог решить задачу даже к концу урока.
А если учительница истории предлагала: «Представьте себе средневековую Францию конца XI — начала XII века…» — то приключениям Боянова не было конца. Он ясно видел феодальную лестницу, по ступеням которой разгуливали разные там бароны, графы и герцоги, толкаясь и ставя друг другу подножки,— все это было вполне вообразимо. Но он не мог представить, чтобы умственно здоровые люди тащились на край света завоевывать гроб Иисуса Христа. Бред какой-то! Легче уж было вообразить юродивого пастушка Этьена, который проповедовал перед толпами людей, что, мол, только детям достанется гроб господень. Тогда Ваня, затерявшись среди маленьких крестоносцев, начинал свою нелегкую работу по перевоспитанию этих фанатиков-оборвышей. Ему удавалось подружиться с самим Этьеном и прогнать прочь жадных попов, которые помыкали пастушком, как марионеткой. В результате смелых действий ученика Боянова многотысячное войско сорвиголов поворачивалось спиной к Палестине и устремлялось на Париж, громя монастыри и предавая огню замки феодалов… На все это тоже уходило время, и наверное поэтому Ваня Боянов не мог ответить на простой вопрос учительницы: «Каковы причины неудач крестовых походов на рубеже XI—XII веков?»
А как-то раз Ваня Боянов со своим бедным воображением влип в совсем плохую историю.
Учительница русского языка и литературы Анна Ивановна рассказывала о пословицах.
— В пословицах,— говорила она,— заключена мудрость многих поколений наших предков. Эти народные изречения имеют обобщающий смысл. Например, в пословице «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» речь идет не только о рыбной ловле, но и о том, что в каждом деле необходимы старание и сноровка. Ясно?
Всем было ясно.
— Как рождались пословицы? Кто их сложил?— продолжала Анна Ивановна.— Наверное, придумать их помогли какие-то случаи из жизни. Возможно, жил когда-то мудрый старик. И был у него ленивый внук. Раз пошли они на рыбалку. Внук идет и рассуждает: «Ловить рыбу — дело нехитрое!» А дед посмеивается. Он-то знает, что нужно и место для ловли выбрать, и наживку умело насадить на крючок, и терпеливо ждать поклевки. Долго они сидели у пруда. Дед таскает рыбку за рыбкой, а у внука — ничего. Вот тогда дед и сказал… что?
— Без труда не вытащишь рыбку из пруда!— хором закончили ученики.
Анна Ивановна улыбнулась, довольная тем, что у всех такое богатое воображение.
— Вот вам задание на воскресенье,— объявила она.— Каждый получит билет с пословицей. Напишите, как вы понимаете значение пословицы, и вообразите, какой случай из жизни помог ее рождению…
Учительница раздала всем листочки, на которых были записаны разные пословицы.
Ване Боянову досталась такая: «Близок локоток, да не укусишь».
Для начала он решил вообразить человека, который захотел укусить себя за локоть. Почему-то такой субъект не воображался.
Значит, нужно представить случай, когда человек не по собственной воле, а в силу обстоятельств вынужден был себя укусить. Долго думал ученик Боянов, и вдруг его осенило.
«Конечно же, это делалось на спор! Наши предки называли это «биться об заклад». Бились, конечно, богатый и бедный. Бедный хотел, должно быть, заработать таким странным образом».
Постепенно в историю вовлекались все новые действующие лица. В конфликт вступали все жители деревни, затем окружающих окрестностей. Начиналась междоусобная война. Нависала угроза международных осложнений…
Здесь истощенное воображение Боянова запросило тайм-аут.
Пока оно отдыхало, Ваня подключил рассудок, который немедленно усомнился: «А реально ли это с медицинской точки зрения — укусить себя за локоть?»
С этим вопросом Ваня отправился к папе. Ученик Боянов рассказал про свое задание. Папа очень заинтересовался темой сочинения и попросил сына коротко рассказать придуманные версии. Ваня рассказал. После чего Боянов-старший долго качал головой и приговаривал: «Воображение у тебя того, даже слишком!»
Потом папа предложил:
— Знаешь, я подумаю. И ты подумай. Через час встретимся и обменяемся новыми версиями. А тем временем я позвоню своему знакомому, кандидату медицинских наук, пусть он тоже подумает.
На том они временно расстались. Ваня Боянов снова призвал свое воображение, и оно вымучило такой сюжет:
«В одной деревне жил очень нехороший, злой человек. Он всех кусал. Некоторых за локти. И вот люди стали думать, как избавиться от такой напасти. И вместе придумали. Пришли к тому кусачему мужику и говорят: «Вот ты всех кусаешь, а слабо тебе укусить самого себя за локоть?» Тот возмутился: «Мне? Слабо?..» И с тех пор никому от него никакого беспокойства не было — вся его агрессивность сосредоточилась на собственном локте…»
Хорошая получилась версия, стройная и законченная. Но именно такие версии вызывают сомнения у выдающихся детективов. И Ванин рассудок заметил, что нормальные люди кусаются редко. А ненормальных изолируют. Вот собаки — те действительно кусаются. Может, эта пословица про собаку?
Боянов подумал, что в этом что-то есть: ведь про собак много сложено и сказок, и пословиц. Например, «собака лает, ветер носит». Тут же встряло воображение: «У попа была собака, он
ее любил…» Но Ванин рассудок стал прогонять попа и его собаку, так как они пришли не из пословицы, а из потешки какой-то. Однако поп и его собака не хотели так просто уходить. Они стали безобразничать: собака стащила у попа кусок мяса, а поп погнался за собакой, намереваясь ее прибить. Ученик Боянов был почему-то уверен, что дело происходило в среду или в пятницу, то есть в «постные» дни, когда попу воспрещалось есть мясо. Поэтому собака не виновата. Она знала, что хозяин не ест мяса по средам и пятницам, вот и взяла маленький кусочек…
В этот драматический момент зазвонил телефон.
Звонила жена папиного знакомого, кандидата медицинских наук. Она сказала, что ее муж добросовестно пытался укусить себя за локоть, но вывихнул плечо. И сейчас он лежит на диване и диктует ей, что нужно сообщить. Вот его заключение: «Пациент in normas (в норме) не может укусить себя за локоть, иначе как повредив себе верхние конечности (руки)». Жена медика добавила, что ее муж чрезвычайно заинтересовался проблемой, которую исследуют Бояновы, и если у них появятся новые результаты, пусть они ему немедленно позвонят. Можно даже ночью. И вот еще что: теоретически укусить себя за локоть могут индийские йоги. У медика есть один  знакомый, который изучает философию и физические упражнения йогов. Пусть Бояновы обратятся к нему за консультацией. Правда, по воскресеньям он отключает телефон и погружается в нирвану. Но к нему можно заехать запросто, без звонка…
Боянов-старший записал адрес йога и горячо поблагодарил мужественную жену медика.
Почти одновременно у Бояновых появилась интересная гипотеза об индийском происхождении пословицы. Но и от нее вынуждены были отказаться. Тесных связей с Индией у наших предков не было. Первым эту страну посетил Афанасий Никитин, однако в его книге «Хождение за три моря» сведений о йогах нет.
Пришлось ехать через весь город к йогу.
Знаток индийской мудрости долго не открывал дверь. А когда открыл, то долго не мог сообразить, чего от него хотят. Но в конце концов понял, и глаза у него загорелись.
— Сейчас-сейчас,— заторопился он, снимая халат.— Попробуем…
Йог улегся на пол и стал складывать свое тело, как раскладушку. Потом его голова появилась в совсем неподходящем месте. А руки он выпростал из-под колен. Ноги, наоборот, оказались на плечах.
— А за пятку не надо? — спросил он.
— Не надо! — отрезали Бояновы.
— Попробую новую позу, —  сказал йог. — Правда, я не вполне ее освоил…
И он начал сворачиваться наподобие спального мешка. Бояновы смотрели на йога завороженно, как смотрят, должно быть, кролики на удава.
Тут специалист стал хрипеть и задыхаться.
— Помогите-ка мне развязаться,— попросил он.
Бояновы бились над ним с полчаса. Наконец, йога удалось распутать. Отдышавшись, он сказал:
— Не могу. Квалификации не хватает.
— А настоящий индийский йог сможет?— спросил Ваня.
— Запросто,— уверенно ответил специалист.— Только вряд ли захочет. Ведь у них, у йогов, какая философия? У них вот какая философия: человека всю жизнь донимают всякие желания. А от желаний одни страдания. Следовательно, надо отказаться от желаний, тогда не будет и страданий. Упражнения йогов для того и придуманы, чтобы избавить организм от ненужных страданий. А что такое укус за локоть? Это ж настоящее страдание…
Йог продолжал философствовать, а Бояновы уже сбегали вниз по лестнице…
Домой они приехали, когда совсем стемнело.
— Это я виноват,— вдруг сказал папа дрогнувшим голосом.— Я сам человек с бедным воображением. И не смог развить воображение в своем сыне!
— Не надо, папа! — воскликнул Ваня.— Не отчаивайся. У нас еще целая ночь впереди…
Но и ночь не принесла желанной разгадки. Под утро ученик Боянов стал записывать все истории, которые пришли ему в голову. Когда у него совсем немела рука, его сменял папа. Всего они исписали три ученические тетрадки…
Через день шестиклассникам раздали проверенные сочинения. Ваня Боянов ожидал самого худшего. Но с удивлением обнаружил в своей «трехтомной» тетрадке оценку «четыре». Один балл учительница снизила за ошибки.
Анна Ивановна пришла в тот день в школу с больной рукой на перевязи.



Перейти к верхней панели