Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

«Сказать, что творчество Мосина связано с Уралом — его природой, бытом, традициями,— будет верно, но мало. Он о словно пробилось из тверди Уральских гор…»
«ПРАВДА» , 28 января 1982 г.

Центральная улица страны — улица Горького… За чистыми высокими окнами Выставочного зала Союза художников России остался пронзительный шум машин, многоязыкий говор -Москвы. Здесь, в просторном помещении, словно в осеннем лесу, тишина, много света, на стенах — картины, картины, картины… Вступая в эту тишину, люди подолгу стоят то у одного, то у другого холста…
Москвичи и гости столицы знакомятся с выставкой уральского живописца, графика и скульптора Геннадия Мосина.
О чем же ты хочешь рассказать им, художник? Что ты принес людям?..
Горняцкий поселок Березовский… Тридцатые годы… То там, то тут шахтные отвалы… Сколько каменной породы поднято из глубин земли! А сколько перелопачено глины в окрестных лесах, сколько песку перемыто на речке Пышме! Немало народу здесь счастье искало, да немногие его находили… Не так-то часто улыбался старателю самородок, да и золотого песка Пышма-река не горстями бросала ему в бутару. И не потому, что беден батюшка-Урал — про сокровища подземных кладовых все наслышаны! Железные да медные руды, золото, самоцветы — все есть в его тайных сундуках. ,Да неохотно, с великой скупостью отдает он свои богатства людям. Он о и понятно: куда ни копнешь — всюду камень. Как замок на дверях его кладовых. Попробуй-ка сковырни его!.
Это теперь всякие комбайны в горе, а в прошлые-то времена кайла да лопата — вот весь инструмент! Семь потов да еще семь потов сойдет с человека, пока тот на жилку, как на тропку к тем тайным сокровищам, выйдет. А тропка та ох как обманчива — ведет, ведет тебя, подзадоривает да вдруг и оборвется… Начинай все сызнова! Невесел труд по таким местам — потому и строги лица мастеров…
Пахать, сеять на этой земле — тоже не радость. Веками здешний народ на камне живет, веками горы ворочает, потому и крепок духом. Потверже скал будет. И, как сосна, вцепившаяся корнями в расщелины камня, слился всей душой с этой неласковой суровой землей…
В этих местах и проходили мальчишеские годы Мосина. Здесь узнал он героев будущих своих картин: горняков, старателей, огранщиков, мастеровых — кряжистых, сутуловатых, не шибко многословных, да зато рассудительных, основательных з ремесле. И были эти люди чем-то под стать могучей и суровой природе Урала.
Однажды, хмурым осенним утром, припав к тусклому оконцу, увидел мальчонка тяжелые фигуры людей, идущих по улице на работу в шахту… Люди шли, закутанные в свои мысли, у каждого в руке покачивался горняцкий фонарь с огарком свечи; встречаясь в серых утренних сумерках, они глухо говорили друг  другу: «Здорово, Кузьма…»— «Здорово, Петр…» И шапки, и лица их — мальчик на всю жизнь запомнил это — были коричневато-желтыми от глины. И еще — запало ему в память — руки людей были огромны и тяжелы, словно камни…
…Люди идут от картины к картине — и чувствуется, что какая-то незримая сила объединяет их здесь, в этом зале, волнует. Так оно и должно быть: настоящий художник как бы настраивает души многих и многих людей на одну волну и беседует с ними. Давайте же пройдем вместе по выставке, послушаем, что говорят ее посетители.
Алексей НАДЕЖДИН, рабочий Московского автозавода имени Лихачева:
— Уж так получилось, что я никогда не бывал на Урале и вот только теперь познакомился с вашим краем. Мне хочется от всего сердца поблагодарить художника Геннадия Мосина за это путешествие. С такой искренней, с такой глубокой любовью рассказал он о своих земляках — уральских рабочих.
Более всего взволновала картина «Сказ об Урале», в ней я почувствовал суровую историю «опорного края», проникся любовью к далекой и теперь такой близкой мне уральской земле.,.
Писатель Булат ОКУДЖАВА:
— В работах Геннадия Мосина мне понравилось слияние мужественности и лиризма, это — истинная, одухотворенная поэзия. В живописи я более всего люблю портреты, поэтому всегда отношусь к ним придирчиво и строго. У Мосина — в современной живописи для меня весьма редкий случай — почти все портреты мне понравились. Его портреты очень человечны, они мужественны и печальны…
Вообще, я думаю, живопись не следует объяснять словами, я всегда воспринимаю ее эмоционально. Спасибо прекрасному художнику.
Композитор, народный артист РСФСР Эдуард КОЛМАНОВСКИЙ:
— В годы войны, когда в Москве разбомбили нашу квартиру, мне Довелось жить в Свердловске. Всегда с благодарностью вспоминаю уральцев.
Знакомство  с творчеством Мосина всколыхнуло в душе многие воспоминания о вашем крае. Я проникся
полным доверием к этому талантливому и самобытному мастеру. В работах Мосина есть, на мой взгляд, счастливый и редкий сплав достоверности изображения и личного отношения художника к изображаемому предмету, в каждой картине — это чувствуется — схвачено самое глазное.
Мосин большой знаток человеческой души. А глазное: сам художник — сильная и незаурядная личность. В его сдержанном, мужественном характере чувствуется большая духовная мощь. Это проявилось и в большом историческом полотне «Сказ об Урале», и в пейзажах, воспевающих живописную природу Урала, я в великолепных иллюстрациях к сказам Бажова. Ни одна работа на выставке не оставляет равнодушным: в  каждой — любовь, тревога, боль, надежда…
Поэт, кандидат медицинских наук Владимир ДАГУРОВ:
— Помню, когда жил в Свердловске и учился в медицинском институте, в картинной галерее выставлялось полотно молодых тогда художников Мосина и Брусиловского «1918 год» . Мы, студенты, толпами ходили вокруг него и, околдованные необычайным, явлением живописцев, сами себе казались толпой на той площади, которая слушает страстное слово Ильича. Казалось, взойди по этим свежеоструганным сосновым ступенькам — и ты рядом с Лениным, рядом с Историей…
Объединяющая сила сквозит в картинах Геннадия Мосина. Они многозначны, потому что пронизаны аллегорией мысли, и у каждого смотрящего вызывают свои ассоциации.
Вот «Сказка о мертвой царевне» — четыре богатырских лика, объятых скорбью и, гневом над навзничь лежащей девушкой с русой косой. Стоят люди и думают: «А ведь это война…»
Вот «Заброшенный двор» . . . Кого не тронет эта человеческая старость, крепко вросшая в сугробы и землю! Вот «Весна»… Среди изумрудного хоровода молодых уральских березок могучее сгорбившееся дерево, глубокие морщины избороздили его кору, голые кривые ветви заломлены в небо… И вдруг — авторское озарение: птица, сидящая на высоком высохшем суку. Она одна, легкая и отчаянная, как бы оживляет умирающее дерево, делает его нужным и родным каждому из нас.
В такие мгновения и рождается в душе благодарное чувство к мастеру.
Народный артист СССР, солист Большого театра Александр ВЕДЕРНИКОВ:
— Живопись, как и всякое другое искусство,— это борьба за красоту человеческую. Творчество Мосина знаю и люблю давно. И вот когда все или почти все его картины, портреты, пейзажи, скульптуры собрались здесь, в Москве, в одном зале, стала воистину видна вся мощь его таланта — таланта очень русского, самобытного.
Я люблю его «Портрет матери» — портрет женщины, которую не согнули никакие невзгоды, которая мужественно и достойно прожила жизнь в России. Она полна чувства собственного достоинства. Замечателен портрет «Волжанка». В нем мы видим, как талантливо Мосин развивает линию Петроза-Водкина, восходящую к традициям русской иконографии: в образе мадонны — русская женщина с ее возвышенной, суровой и чистой красотой.
Прекрасны мосинские пейзажи, они, словно окна, настежь распахнутые в суровую природу Урала. Можно часами «ходить» с художником по его любимым местам, дышать глубоко, всей грудью крепко настоянным воздухом синих сосняков, стоять у причудливых громадных скал на берегу Чусовой…
Сильным гражданским чувством проникнута его картина о Пушкине: великий поэт, глубоко ушедший в свои раздумья о России, изображён на фоне тревожного пейзажа — «Мчатся тучи, вьются тучи…». Это глубокий философский образ поэта и России.
В каждой работе Мосина присутствует его личная оценка действительности, его высокая гражданская ответственность перед своей совестью, перед своим народом.
Поэт Евгений ЕВТУШЕНКО:
— Выставка Геннадия Мосина еще раз напоминает о том, как талантлив наш народ. Мы иногда волей-неволей обращаем внимание на несколько имен, а живая жизнь русского искусства заполняет все огромное пространство нашей страны. Я знаю и люблю живопись Мосина и Брусиловского, графику Воловича, творчество Засыпкина и других уральских художников…
У Мосина самые сильные, на мой взгляд, работы — это «Сказ об Урале» и «Башкирия». В «Сказе» — колоссальная эпическая мощь. По композиции очень хорош «Портрет художника Воловича», по психологическому проникновению в глубь образа — «Портрет Пантелеева» и «Портрет Ивана Мосина». Четок,
скуп и в то же время выразителен «Портрет матери». Очаровательны многие иллюстрации к бажовским сказам.
Самое замечательное в этом художнике — его огромная сила духа.
Откуда же в тебе эта сила, художниц?.. Не от родной ли земли? Не от тех ли людей, которых ты увидел однажды хмурым осенним утром, чтоб полюбить на весь свой век?.. Не они ли — горщики, кузнецы, углежоги — вдохнули в тебя силу, накопленную в вековом богатырском труде?..
…Люди шли в серых осенних сумерках, у каждого в руке покачивался горняцкий фонарь с огарком свечи; встречаясь, они глухо говорили друг другу: «Здорово, Кузьма…» — «Здорово, Петр…» — и шли дальше, сутуловатые, молчаливые, с большими и тяжелыми руками… И никто из них, наверное, даже и не заметил мальчонку, припавшего к тусклому стеклу оконца и глядевшего им вслед большими, удивленными глазами…



Перейти к верхней панели