Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Следопыт Павка Бронников

В Чердынском краеведческом музее имени Пушкина хранятся редкие образцы уральских камней, подаренных следопытом Павкой Бронниковым.
Этот паренек исходил северные отроги Урала. Он открыл в отвесной восьмиметровой толще скалы небольшой пласт известняка с обильным вкраплением вымерших ракушек.
В 1939 году Павка побывал в верховьях Вишеры. Вместе с учителем рисования Г. Г. Давыдовым он добрался до Кутима, вместе они осмотрели следы старых разработок по добыче железной руды, познакомились с извилистой речушкой «Пропащая», где в старину золотоискатели занимались промыслом. Вместе бродили по тайге, пересекали торфяные болота, исследовали месторождение свинцово-рудных пород. С каждым шагом пополнялся их вещевой мешок. Когда груз достиг предела, они тронулись в обратный путь.
Перед войной Павка работал на одном из заводов в Перми. А очень скоро я получил письмо.
«Сообщаю, что нахожусь в Риге, но не сегодня-завтра уезжаю на фронт бить зарвавшегося, оголтелого врага. Не пощажу сил для того, чтобы победить фашистов. Пишу на сторожевом посту. Настроение боевое. До свидания. 23 июня 1941 года. Павка».
Следующее письмо с фронта.
«Участвую в боях против фашистских бандитов в Псковском направлении».
Потом, от 17 августа 1941,— из Ленинграда.
«14 июля меня сильно ранило. Пуля прошла через грудь и вышла в правый бок. Трудно дышать, но ничего. Поправлюсь и снова пойду бить фашистов. Я и весь народ наполнены великим гневом. Я участвовал в пяти боях, и вот в последнем меня сразило. Возможно, отправят в другой город, но когда, не знаю. Какие у вас новости? Все меня очень интересует. Павка».
Почти на год Павка исчез. Летом 1942 года пришло последнее письмо, из Ярославля.
«Теперь сообщу, где я был и почему не писал. В прошлом году, когда я вылечился, из госпиталя поехал на Ленинградский  фронт. Шли упорные бои. Я попал в окружение и был взят в плен. Убежал и стал пробираться на свою сторону, но немцы снова схватили меня в лесу. Привели в штаб, допросили, а затем один немец повел меня на окраину леса. Заставил копать яму. Он стоял очень близко около ямы и наблюдал за мной. Но я, выбрав удачный момент, стукнул его лопатой. Он свалился, а я в лес. После этого долго ходил и опять попал к немцам. Отправили в лагерь в город Поросов. Решил снова убежать и ушел под проволоку… Долго скитался по деревням Калининской области. Крестьяне кормили, но ночевать не пускали: немцы установили полицию, которая беспощадно расправлялась с красноармейцами, попавшими в окружение. К своим добрался 15 февраля вместе с другими товарищами.
Нас хорошо приняли и повезли на формировку. Дорогой заболел. Но ничего, поправлюсь. Поправлюсь и снова буду бить немцев-извергов. Злоба ужасная. Вы, конечно, знаете, как они издеваются над мирным населением. Я видел собственными глазами. Буду мстить и мстить!»
Павка дрался за наш Ленинград. Во время вражеского обстрела он погиб в блиндаже вместе со своими боевыми друзьями. Это я уже узнал из письма командира.
…Теперь в музее Чердыни вместе с коллекцией минералов следопыта Павки Бронникова хранятся его фронтовые письма — драгоценная реликвия.
И. ЛУНЕГОВ

ВОИНУ-ОСВОБОДИТЕЛЮ
Как-то зимой, в феврале, я был в городе Ухта, центре нефтяной промышленности Коми АССР. Здесь на центральной площади я увидел необычную скульптуру советского Воина-Освободителя.
Это участники кружка изобразительных искусств при Центральном Доме культуры нефтяников создали точную копию монументальной статуи Е. В. Вучетича из… снега.
Так ухтинцы отметили День Советской Армии.
К. КОСТРИН



Перейти к верхней панели