Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

У нас в Свердловске есть достопримечательное место — дендрологический парк-выставка: здесь произрастает почти все, что может вырасти на уральской земле. Когда-то на этом месте было городское торжище, от него и следа не осталось, но чудом убереглась от разрушения часовня. Стояла она тут, среди зелени, как неприкаянная, была горьким укором. Но вот ее привели в божеский вид, водрузили над куполом огромный кованый крест.
Мы делали с Володей Виткиным, моим напарником, этот крест. Вынужден похвастаться — удался он нам. Вышел крест красивым, видным на фоне неба, воздушным и легким, как бы кружевным, хотя весит он за три пуда…
А вот ныне летом в стенах часовни явится миру другая свердловская достопримечательность — музей кузнечного мастерства. ,
Часовня невелика, но пока для музея кузнечного дела и такой обойдемся. А там — видно будет: может, нам выделят и какой особняк побольше в мемориальном квартале?
Неподалеку от дендрария, в двух шагах, создается в Свердловске свой тихий пешеходный «Арбат». Это — нетронутый созидателями и сохранившийся от екатеринбургских времен квартал улицы 8 Марта — от Малышева до Радищева. Здесь уже убрали трамвайные рельсы, восстановили немало особняков, магазинов. Закроют, будем надеяться. и автомобильное движение, отремонтируют оставшиеся здания, лабазы, лавки, которые стоят тут и сто, и двести, и двести пятьдесят лет…
В мемориальном же квартале, на задах хваленого на всю страну особняка Свердловского шахматного клуба, находится и наш дом — старинное двухэтажное здание редакции журнала «Уральский следопыт». Само,здание не очень уж из себя, так, людская при шахматном дворце. А вот за аркой, что посеред дома, раскинулся объект нашей  гордости — запущенный сад, окруженный со всех сторон кирпичными стенами. В нем кое-что тоже растет, и нами уже посаженные березки окрепли. В саду же хранятся крупные и тяжелые, железные и чугунные экспонаты нашего редакционного музея. Литье, гнутье, каминные решетки, разнообразные изделия кузнецов и жестянщиков… Одних только печных дверок разных уральских заводов под аркой свалено более пяти десятков штук…
В следопытском саду создаем мы и нашу музейную, или учебной назовем ее, кузницу. Она будет настоящей, действующей. Наковальни, тисы, полный набор разных необходимых инструментов, горн с огнем… Любой наш читатель, кто придет в редакцию в гости, сможет нагреть до красна кусок железа и ударить по нему молотком — посмотреть, как податлив металл, можно из него сделать что душа захочет,— только научиться надо кузнечному ремеслу.
…Тоска по былому, утраченному, вычеркнутому из памяти все более и более становится нестерпимой. Прогресс, урбанизация, скорости — это очень хорошо. Но душа и сердце наши жаждут общения не только с компьютерами, а и с природой. Вот почему так модны стали и в наши дни ручные изделия ремесленников, вот почему рубленый с резными наличниками дом нам дороже «светлой и просторной» девятиэтажки.
Возрождается помаленьку и старинное кузнечное ремесло,
Прекрасно помню я нашу деревенскую кузницу. Она у нас стояла на краю деревни, возле дороги под тремя раскидистыми тополями. Потому так и называлась — кузница у трех тополей. Помню ее, бревенчатую, темную от копоти, всегда с открытыми настежь дверями. Помню двух немногословных кузнецов, работающих у огня ловко да споро. Мы, мальчишки, могли часами торчать в нашей кузнице у трех тополей.
Кузница была центром бытия всякой деревни, вся жизнь людская крутилась-вертелась тогда вокруг нее, кузницы. Ведь в ней делалось все, или почти все, в чем нуждался человек. Кузница да конюховка, кстати, были в недавние времена и идеологическими, если сказать по-современному, центрами-клубами, красными уголками, что ли. Здесь собирались люди, чтобы обсудить и свои деревенские, и мировые проблемы…
Вот и мы, современные новоявленные кузнецы, которых в Свердловске и вообще на Урале немало уже и которые работают по индивидуальным заказам, поштучно, с  художественным уклоном (смотрите на 3-й странице обложки), возрождая как бы утраченное высокое ремесло, решили создать большую всеуральскую кузницу-клуб, или неформальное общество кузнецов, или корпорацию кузнецов-индивидуалов, или товарищество кузнечных дел мастеров… Как назвать будущее объединение кузнецов — придумаем. Сейчас важно решить другое — чем и как плодотворно будет это общественное объединение заниматься.
Крестным отцом нашим может стать Росмонумент-скульптура, а крестной матерью — редакция журнала «Уральский следопыт». Собираться на свои кузнечные конгрессы, съезды, сессии ли (как ни назови эти собрания) мы могли бы, скажем, четырежды в год: весной и летом, осенью и зимой. Обмен мнениями, идеями, опытом, координация действий, распределение заказов — много разных дел у нас, кузнецов. Общение нам необходимо, как воздух. Тогда мы сможем приносить больше пользы людям
А пока — ждем заявки на вступление в товарищество кузнецов и предложения о его работе. Письма с пометкой на конверте «Кузнецы» направляйте в адрес редакции «Уральского следопыта». Здесь, при редакции, мы и соберемся.



Перейти к верхней панели