Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Совесть и память как факторы экономики

В зимние месяцы пасечники тоже не сидели без дела – мастерили новые ульи, рамки, липовые дуплянки под мед и прочий необходимый инвентарь. Дядя Петя к тому же собирал по деревне золу и куриный помет и вывозил их в конце зимы по апрельскому насту на поля близ пасеки, дескать, гречиха на такой подкормке лучше растет и ярче цветет. Народ в деревне был скуповатый, у иных и снегу зимой не допросишься, а тут – удобрение, своему огороду крайне необходимое. Кроме того, большинство населения в деревне к колхозу отношения не имело, поскольку работало на «железке», в ЛПХ и других местах. Короче, любого другого человека с такой просьбой послали бы куда подальше, а его – уважали, и хотя иногда и с ворчанием, со скрипом, но выставляли-таки хозяйки ему ведра с накопленной за зиму печной золой. Видели ведь, что всю жизнь работает человек без выходных и отпусков для общественного блага, и становилось им совестно. Подчеркиваю: не за чины и звания, не за высокие служебные посты уважали его люди, ибо таковых у него отродясь не было, а за прочный внутренний душевный стержень. А это есть высшая форма подлинного уважения.
Напоминаю также для справки, что по достижении 60 лет тогдашние старики вообще могли не горбатиться в колхозе, пенсионный возраст в СССР был установлен законом один для всех. Однако такие вот это были люди: истовые труженики и праведники.
Таких людей раньше много было в России во всех ее уголках, а не только у нас. «Не стоит село без праведника!» – сказал мыслитель и писатель А.И.Солженицын в своей маленькой повести «Матренин двор».
Впрочем, не только село, но и вся земля наша!
Бизнес без совести – это прямой путь в пещерный век, возврат к неандертальским людоедским отношениям. Но совесть в людях надо воспитывать сызмала.



Комментарии

Перейти к верхней панели