Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

С чего начинается детская безнадзорность? Мать в хлопотах по дому, отец не в силах оторваться от телевизора, и — спасительный выход: «Пойди погуляй, только около дома!» А чем заняться малому человеку во дворе, стиснутом многоэтажками? И вот несется по улице мальчуган, щеки раскраснелись, глаза только что из орбит не лезут — куда, зачем, и сам не знает. Некуда девать бьющую через край энергию. Попадется постарше да поинициативнее сверстник,— тогда и у мусорных ящиков ищи мальца, и в подвале, где начинается с рассказов о страшных историях, а кончается далеко не всегда безобидным озорством…
Не установить, кому первому пришло в голову использовать те же самые подвалы и, за неимением лучших помещений, организовать детский досуг под присмотром бабушек. Как бы там ни было, свою положительную роль эти «детские комнаты» сыграли.
Но жизнь идет вперед. Под напором неутомимых общественников домоуправления стали отводить для ребят пристрои-вставки в новых домах.
Детский клуб «Лира» в Октябрьском районе Свердловска занимает триста восемьдесят пять квадратных метров — целых семь комнат в цокольном этаже девятиэтажного дома.
— …У меня король на а1 вышел, а он мне слона подзевнул!— сияя, говорит худенький ясноглазый мальчуган и даже подпрыгивает от избытка чувств. Миша Улыбин пришел сюда еще детсадовцем; в восемь лет получил третий разряд, оставив в турнире позади двух второразрядников. Это не счастливое исключение — нормальное достижение опытного тренера, кандидата в мастера Моисея Савельевича Минохина.
В соседней комнате группа девчушек оживленно обсуждает вопрос, какой должна быть… кикимора. Одна в сторонке демонстрирует подружке костюм для Серебряного Копытца: проще некуда — всего-навсего веточка, укрепляемая на голове резинкой.
В изостудии между стульями не протолкнешься. К спинке каждого стула прислонена картонка, нехитрое сооружение это служит мольбертом. Сосредоточенные мордашки юных художников, у некоторых высунуты от усердия языки — так выглядит вдохновение десятилетнего человека… Из красок и неистощимой ребячьей фантазии рождаются полотна, на которых сказочные персонажи довольно естественно соседствуют с современной техникой.
В эстрадных ансамблях, в кружке чеканки всегда можно встретить рослых, плечистых ребят. Есть среди них и такие, что и школу окончили или ГПТУ, работают на заводе, учатся в техникумах, а с «Лирой» не расстаются. Никаких определенных интересов не имели они когда-то, придя в детский клуб — вот как Паша Берсенев, к примеру, из кружка чеканки; а сейчас его работы экспонируются на выставках. Чеканками украшены стены клуба, комнаты в квартирах ребят. А сколько раздаривается родным, друзьям, даже в другие города посылается…
Немало беспокойства доставляют работникам клуба «неорганизованные» посетители. Не всегда, говоря откровенно, встречают их радушно. Но терпят, не гонят: а вдруг прирастут здесь, перестанут бить баклуши.
Кстати, такие вот неорганизованные, не входящие ни в какие кружки, с готовностью берутся помочь в случае надобности — видно, греет сознание того, что они нужны хоть кому-то.
— Ребята, кто умеет стекло резать?— обращается директор клуба Ева Львовна Коган к набившейся в кабинет по делу и без дела разношерстной публике.
— А стеклорез есть?—- спрашивает рослый чернявый парень с запущенной шевелюрой.
— Найдем.
— Тогда чего не сделать?
Парень недавно снят с учета в детской комнате милиции. Всякое способен выкинуть, а сюда все же тянется…
Штатных работников в клубе всего трое. Не от сих до сих работают, нарушить трудовое законодательств, появляясь в клубе в выходные дни, не боятся. Всех их, начиная с председателя совета общественности Лидии Павловны Еленевич, можно подвижниками назвать. На старших товарищей равняется молодежь: студент биофака Уральского университета Женя Цурихин и лаборант одного из заводов Сергей Пигозин, которые ведут фотокружки, руководитель вокально-инструментального ансамбля, студент Уральского политехнического института Игорь Иванов, девочки-старшеклассницы из школы № 94, которые в меру своего умения занимаются с танцевальным коллективом.
Безусловно, состояние вечной неналаженности, связанное с опорой на самодеятельность, имеет определенные неудобства. Но к минусам этим притерпелись; жизнь сама родила формулу этой деятельности — «кто во что горазд». И горазды клубные работники на добрую выдумку, восполняющую недостаток средств. Хоть и считается клуб по оснащенности одним из самых богатых в городе, не хватает то одного, то другого: кружки разрастаются, потребности на мертвой точке, естественно, не застывают. Как их удовлетворить? Сознание того, что никто за тебя не сделает, развивает изобретательность, инициативу. Руководитель кружка чеканки Л. Т. Елистратенко и краски для керамики на свою премию приобрела, и дефицитные материалы кружковцы добывают, получая их как. плату за работу…
У самодеятельности все же прекрасная лицевая сторона. Как-то пожилой пенсионер принес в клуб ноты музыкальной пьесы по сказкам братьев Гримм, написанной еще его отцом. На постановку, правда, пока вокалистов не хватает, но ведь сам факт уже радует. Так же, как добродушная воркотня одной из бабушек: «Полдома в ваш клуб перетаскала — и шляпу, и перчатки, и веер». Так же, как платье, специально сшитое женщиной-дворником, скромного, конечно же, достатка — для дочки, участвовавшей в спектакле.
Что такое ремонт, всем известно. Очень точно кто-то приравнял его к стихийному бедствию. Послеремонтный беспорядок в клубе, битком набитом мебелью, оборудованием, ребячьими работами, грязи по колено… А назавтра в изостудии открытый урок. Дома попробуй ребят заставь заняться уборкой, а тут… Вынесли, выскребли, вымыли, оклеили шторы аппликациями, покрасили в радостные цвета уныло серые батареи, расписали плафоны. Кстати, роспись в изостудии, привлекающая яркостью, доброй фантазией, тоже в значительной степени сделана руками ребят.
Детские клубы, подобные «Лире», существуют не сами по себе. Они входят в социально-педагогические комплексы, которые в Октябрьском районе Свердловска были созданы в 1977 году. Множество влияний испытывает подросток; учесть, использовать их призваны комплексы. Прежде всего, в поле зрения попадают те, кто переживает трудный возраст.
Весьма значительная, а иногда и ведущая роль в комплексах принадлежит школе, в данном случае — свердловской школе № 94. Уже поэтому есть смысл предоставить слово ее директору В. Е. Осиповой, поинтересоваться мнением школьных работников о детском клубе.
— Про «Лиру» однажды сказали, что она служит как бы нянькой при школе, берет на себя то, с чем мы не в состоянии справиться из-за перегруженности основными своими задачами, чисто учебными и воспитательными. Что ж, в принципе это верно и совсем необидно должно звучать: каждый знает, как трудно нынче найти хорошую няньку. Детского клуба в районе не хватало давно. Мы не просто ждали его открытия, наша депутатская группа приняла в судьбе клуба самое активное участие. И представлялся он нам таким, каков есть сейчас — местом, куда стягиваются ребята всего микрорайона, где избыток их сил переплавляется в полезные дела. Имена называть не к чему, но твердо скажу, что некоторых парней мы потеряли бы, если бы не «Лира»… И родителям с «Лирой» легче. Времени ребятам на озорство клуб не оставляет, прививает им хорошие навыки, исподволь гранит характеры. Для родителей двойной праздник, когда ребята ко дню рождения в семье или к другой памятной дате преподносят своими руками сделанный подарок — будь то плюшевый мишка или чеканка на меди. А некоторые извлекают пользу и для себя, восполняя то, что недополучили в пору своего детства — учатся вместе с ребятами и ничуть не стесняются этого. Наш знакомый Миша Улыбин, садясь дома за шахматы, нередко заставляет отца сдаваться, а мама десятилетней Лены Вальдман не гнушается брать уроки вязания у собственной дочери…
И еще одно, немаловажное: в домах и дворах стало спокойнее. Клуб стал вторым домом для многих ребят, а для некоторых — едва ли не первым. Для тех, кого уж слишком откровенно стремятся убрать с глаз долой родители, для тех, у кого дома нелады, да иной раз такие, что куда угодно убежал бы.
А тут и бежать далеко не надо — просто заглянуть на огонек…



Перейти к верхней панели