Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Статус самостоятельности

Что ищет и не всегда находит подросток, чего он хочет! Свободного общения — поэтому его привлекает двор; друзей — он легко вступает в контактную группу, чаще всего, стихийную; интересного дела — он готов; он хочет быть на равных со взрослыми, он требует самостоятельности. Как часто многие воспитатели рады подменить это слово «самовольностью» — оно бы оберегало их, воспитательский, покой, сразу бы сняло весь груз ответственности. Но ведь сами взрослые когда-нибудь да вырастали из коротких штанишек..

Мы, взрослые, часто кричим «караул!» и спешим занести колючих, дерзких ребят в реестр непослушных только за то, что они поступают не так, как мы хотели бы. Термин даже такой выдумали: «трудновоспитуемые».
А можно ли вообще процесс воспитания человека назвать легким? «Жить — значит медленно рождаться. Это было бы чересчур легко— брать уже готовые души»,— говорил Экзюпери.
Летом мне по служебным делам пришлось побывать в школьном лагере труда и отдыха «Буревестник», деньги на содержание которого выделил Уральский алюминиевый завод города Каменска-Уральского. Не скрою, идея школьного лагеря, куда собрали «запущенных» подростков, у многих ответственных лиц не вызывала рукоплесканий: «А вдруг ваши «подучетники» начнут колобродить и испортят хороших ребят?»
…Прежде чем познакомиться с начальником лагеря Юрием Ивановичем Тумашовым, я спрашивал о нем многих мальчишек и девчонок. Хотелось уяснить: Тумашов авторитетен только у «начальства», много говорившего мне о его заслугах, или чтим и у себя «на производстве»? Все опрошенные, словно сговорившись, отвечали: «Добрый, смелый, все умеет».
«Добрый»… Видимо, соскучились эти ребята, не раз приглашаемые на всякие официальные разбирательства, по доброжелательности! Да, это много значит: не возрастное понятие, не автономное. Доброта не может существовать в человеческой натуре рядом с хамством, скажем; невозможно искренне желать кому-то добра и одновременно отравлять другому жизнь. Доброжелательность — она либо есть, либо ее нет, а если есть, то занимает всю полноту сердца.
Только я и этих ребят знаю: они доброту ценят, но иной раз могут и ни во что поставить— обойти, обвести вокруг пальца, коли им надо. Тут что-то другое. Чем Тумашов берет? Прямо души наизнанку у этих «трудных» выворачивает…
…Шестнадцатилетний Андрей Барбатулов — рослый парень с репутацией забияки и бесстрашного мотогонщика.
Однажды он вернулся в лагерь после победного выступления на соревнованиях. Но вернулся не с пустыми руками: в спортивной сумке позвякивали бутылки, разумеется, не с минеральной водой.
По уставу «Буревестника» нарушитель должен быть немедленно, изгнан. Что же делает Тумашов?
Он придумывает себе срочную поездку в город…
— Андрей,— сказал юноше начальник лагеря, пригласив в кабинет,— мне необходймо выехать. Назначаю тебя старшим по лагерю. Все, Барбатулов, ты свободен.
И он действительно уехал. В машину, правда, садился с тревогой на сердце, но внешне выглядел, как всегда, спокойным. Утром, на линейке, Андрей доложил:
— Происшествий на территории школьного лагеря труда и отдыха за истекшие сутки не произошло…
А ведь произошло: в тот летний день в лагере «Буревестник» впервые показала себя личность — то, над чем долгие годы бились профессиональные педагоги. Тумашов, проявив человеческий такт и приняв смелое, нестандартное решение, поверил юноше. Состоялась обратная связь: Андрей, в свою очередь, ответил ему безукоризненно выполненным поручением.
Доверяя подросткам и спрашивая с них по самому высокому счету, мы проявляем уважение к ним как к самостоятельным людям. Серьезность и требовательность, доброжелательность и вера — это необходимые условия воспитания. Между прочим, Юрий Иванович закончил технический вуз и педагогикой начал заниматься лишь в последние годы.
Тумашов выглядит молодо. Высокий, сильный, энергичный. Не любит одиночества. Ребята его любят и повинуются беспрекословно, только в повиновении этом нет и грана раболепия, боязни или бездумного автоматизма. Фраза «Тумашов сказал» сразу же приводит всех в движение. А может, они любят Тумашова потому, что и он относится к ним, как относился бы старший брат, а не начальник, не руководитель?
По предложению Тумашова в лагере введены дни самоуправлений. Ребята обязаны все делать сами. Никто их не кличет на утреннюю линейку — сами. Никто не дает наряды на работу — сами планируют и контролируют качество сделанного.
Но дело в том, что Тумашов решил начать эсперимент с самых что ни на есть «трудных»… В самый первый день доверил управление Юре Рыжову, Саше Бахареву, Мише Королеву, Сереже Пологову, Лене Кумину. И вот ребята, на которых и в стенах милиции-то поглядывали с опаской, оказалось, умеют со всей серьезностью справиться с поручением. Рабочие бригады в этот день перевыполнили норму в полтора раза. Все мероприятия прошли на самом высшем уровне. Порядок был везде и всюду.
Работать с четырнадцати-семнадцатилетними подростками нелегко. Еще труднее завоевать у них авторитет— и не по должности, а по-человечески.
— Я ничего нового тут не открыл,— сказал Юрий Иванович.— В человеке есть огромные возможности. Каждый по-своему талантлив. Значит, остается только точку приложения определить и все резервы реализовать…
Как было с Барбатуловым? В этом парне с поразительной легкостью уживаются качества необузданного анархиста и способного организатора, вожака ребят и уличного дебошира, хозяина крутых, рискованных автотрасс и труса, прячущегося за спину своих товарищей, когда складывается не совсем приятная ситуация. Что перевесит?
— Если я не буду ему верить — все негативное ощетинится,— убежден Тумашов.— Моя задача — дать толчок его лучшим качествам.
…Они вокруг нас, мальчишки и девчонки. Им предстоит многое взять на себя завтра. Как важно, чтобы был рядом вот такой Тумашов, который обратил бы их, стоящих на распутье, в свою веру!



Перейти к верхней панели