Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Это была одна из тех случайных встреч, которые так часто происходит в Москве. На привокзальной Комсомольской площади стояла группа моряков в бескозырках с надписью ≪Тихоокеанский флот≫. Один из них спрашивал у прохожих, как найти памятник Теодору Нетте.
— Нам обязательно нужно побывать у Нетто,— пояснил он.
Мы хорошо знали памятник Нетте на Ваганьковском кладбище. На обелиске высечен портрет молодого человека в очках— революционера, командира батальона красных латышских стрелков в гражданскую войну, а потом советского дипкурьера, убитого фашистами.
Но что связано у тихоокеанских моряков с Теодором Нетте? Разговорились. И вдруг оказалось, что в порту, где они служат, стоит сейчас знаменитый ≪Теодор Нетте≫: пароход, о котором писал Владимир Маяковский.
Революционера Теодора Яновича Нетте с Маяковским познакомил литературовед Роман Якобсон. Они подружились. Но вскоре пришло известие об убийстве дипкурьера в поезде на перегоне Икшкиль — Саласпилс. Маяковский тяжело переживал гибель друга. По рассказам администратора его гастрольных поездок Павла Ильича Лавута, Владимир Владимирович во время публичных выступлений неизменно читал стихотворение, посвященное Нетте, а перед этим говорил:
— Нетте — наш дипломатический курьер — погиб в Латвии при исполнении служебных обязанностей, отстреливаясь от нападавших на него контрразведчиков… Я хорошо знал товарища Нетте. Это был коренастый латыш, с приятной улыбкой, в больших роговых очках. Я встречался с ним много рая. Приходилось ездить с ним за границу в одном купе… В Ростове на улице я услышал — газетчики кричат: ≪Покушение на наших дипкурьеров Нетте и Махмасталя≫. Это была моя первая встреча с Нетте уже после его смерти. Вскоре первая боль улеглась. Я попадаю в Одессу. Пароходом направляюсь в Ялту. Когда наш корабль покидал гавань, навстречу нам шел пароход, а на нем золотыми буквами, освещавшимися солнцем, два слова: ≪Теодор Нетте≫—это была моя вторая встреча с Нетте, но уже не с человеком, а с пароходом…
Пароход был построен в на Невском судостроительном заводе в 1912 году. Тогда же его приписали к Одесскому порту. Пароход  назывался сначала ≪Тверь≫, потом ≪Сорно≫. Он курсировал но линии Одесса — Батуми, а с 1930 года стал возить товары и продовольствие из Одессы в порты Камчатки и Чукотки. В тридцать третьем его приписали к Владивостокскому порту. Неутомимо бороздил он волны морей и океанов в дальних плаваниях, а в годы Отечественной войны был включен в состав Военно-Морского Флота и стал минным заградителем и тральщиком.
Волны и время не щадили корабль. С каждым годом он все больше уступал современным судам, а когда зимой 1953 года ≪Теодор≫, как коротко назвал его экипаж, попал в сильный шторм, судьба его была предрешена. Ему доверили сделать своим ходом последний рейс: прийти в Петропавловскую гавань. Туманным утром 5 ноября 1953 года он пришел в одну из бухточек Авачинской губы и стал на якорь.
Все это рассказали нам моряки.
В Музее боевой славы Петропавловска-Камчатского открыта специальная экспозиция, посвященная пароходу и тому, чьим именем он был назван. Матросы с действующих кораблей и приезжие в Петропавловск-Камчатский обязательно приходят на старый корабль, на потемневшем корпусе которого еще видны золотые буквы: ≪Теодор Нетте≫.
Иван Григорьевич Козорез — последний боцман корабля— с удовольствием водит на него экскурсии. Самое волнующее в рассказах Козореза — традиция, существовавшая на корабле: к аж дому новичку обязательно сообщали историю парохода, биографию дипкурьера, показывали каюту, в которой бывал Маяковский, а новичок должен был наизусть прочитать стихотворение ≪Товарищу Нетте —  пароходу и  человеку≫.

Ленинское знамя≫



Перейти к верхней панели