Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Карты Московии (России) документально засвидетельствованы в начале XVI века. В 1552 г. царь Иван Грозный вновь «земли велел измерять и чертеж государства сделать». Чертеж России был сделан, но до нашего времени он не сохранился. Была составлена роспись этого чертежа, который именовался Большим чертежом. Роспись эту впервые обнаружил В. Н. Татищев, который в 1745 г. послал ее в Российскую Академию наук.

«А с верху реки Яика пала в реку Яик река Юрюк-Самар, по нашему Резвая, протоку 350 верст, пала в Яик против Аралтовы горы с правые стороны»

За росписью укрепилось название «Книга Большому чертежу» (далее, для краткости — КБЧ). 3 мая 1626 г. в Москве случился большой пожар. Однако «старый чертеж», сделанный «давно при прежних государях», чудом уцелел. Он оказался «ветх, впредь по нем урочищ смотреть не мочно, избился весь и развалился». В 1626–1627 гг. был составлен новый обзорный чертеж Российского государства «против старого чертежу, что в чертеже цело». Было сделано и новое описание Большого чертежа. Новый Большой чертеж и его описание изготовил чертежник-картограф разрядного приказа Афанасий Мезенцов. Ныне известно 37 списков КБЧ. Их тщательный анализ провела К. Н. Сербина, которая издала КБЧ в 1950 г.

В КБЧ приведены топонимы, расположенные практически на всей территории Урала. Первичный разбор уральских оронимов (названий гор) выполнил Е. В. Ястребов в статье «Урал по «Книге Большому чертежу». По моим подсчетам, в КБЧ по территории Урала упоминается 100 топонимов, в том числе 8 гор со своими названиями, и еще 12 раз приведено упоминание гор в структуре — река, вытекает «из горы» (например, «вытекла из горы река Печора»). В КБЧ записаны горы: Князькова (на Полярном Урале), в Мугоджарах — Урук, Тузтебе, Индер. И четыре раза упоминается «гора Камень» — в истоках рек: Гудырьи (на Приполярном Урале), Вишеры (на Северном Урале) и Туры (на Среднем Урале). Все вышеуказанные горы имеют на географической карте легко определяемые места. Но одна вершина, упоминаемая в КБЧ, не имеет однозначной привязки к конкретной уральской местности, несмотря на то, что она упоминается в КБЧ пять раз. Называется она — Аралтова (Оралтова) гора.

Вот эти пять фраз из КБЧ:

1. «А река Белая Воложка вытекла от реки Юрюк Самар, от Аральтовые горы от реки Яика».

2. «А усть реки Белыя Воложки и по реке по Уфе, по обеим сторонам и до Оральтовы горы и далее все живут башкирцы».

3. «А выше Изле реки, конец Оралтовой горы, пала в Яик река Вор из горы Урака».

4. «Река Яик вытекла поровень с Оралтовой горою против верховья Табола реки».

5. «А сверху реки Яика пала в реку Яик река Юрюк-Самар, по нашему Резвая, протоку 350 верст, пала в Яик против Аралтовы горы с правые стороны».

Аркаим – в средней части Аралтовой горы
Исходя из этих текстов, на первый взгляд, трудно однозначно определить место расположения Аралтовой горы. Поэтому неудивительно, что авторы, рассматривавшие проблему Аралтовой горы, высказывали различные мнения. В. Н. Татищев в первой половине XVIII века в своей «Истории Российской» записал, что Аралтова гора «из татарского Уралтау испорчено». Такого же мнения придерживался и Г. И. Спасский, который, публикуя КБЧ в 1849 г., считал, что «Аралтова гора то же, что и Арал-тау, горный хребет, простирающийся к Аральскому морю». Е. М. Поспелов в своем топонимическом словаре «Географические названия мира», опубликованном в 1998 г., считал, что топоним «Уральские горы» образован от названия Аралтова гора. А. Макшеев в своей статье «Географические сведения Книги Большого Чертежа о киргизских степях и Туркестанском крае», опубликованной в 1878 г., допускал, что Аралтова гора представляет собой часть Уральского хребта, которая тянется вдоль правого берега р. Урал и оканчивается Губерлинскими горами. Р. М. Абзалов и Р. А. Фаткуллин в работе «Отражение Южного Урала и Приуралья на географических картах…», написанной в 1980 г., принимали за Аралтову гору участок Уральского хребта от параллели города Верхнего Уфалея на юг до нижнего течения р. Сакмары. А. К. Матвеев в своей книге «Географические названия Урала», изданной в 1980 г., считал что Аралтова гора — это «старое название гор Южного Урала». Е. В. Ястребов в монографии «Познание Урала до XVIII века», вышедшей в свет в 2000 г., принимал, что Аралтова гора входит в орографическую структуру Уральского хребта на отрезке от истоков р. Урал до устья р. Орь, т. е. территориально совпадает с современным хребтом Уралтау. Все выше поименованные авторы дружно размещают Аралтову гору по правую (по течению) сторону р. Урал. Я же смею в этом усомниться.
Лист из «Книги Большому Чертежу».

В 1675–1678 гг. Н. Г. Спафарий ездил российским послом в Китай. По возвращении в Москву он, в порядке отчета о посольстве, составил несколько объемных описаний, а также чертеж сибирского царства от Тобольска до Китая. В одном из этих описаний значится: «…а от верха Тобол реки от востока под западную сторону потекла река Яик подле Аралтовой горы, а на низ плывучи, Аралтова гора на левой руке». Сам Спафарий по реке Яик не плавал. И сделал эту запись либо со слов, либо по документу, составленному тобольскими «знатцами», которые перепутать левую и правую сторону вряд ли могли. Следовательно, для устранения противоречий в определении месторасположения Аралтовой горы необходимы дополнительные данные.

Прежде всего, я обратил внимание на то, что все указанные авторы оставили без внимания географические труды С. У. Ремезова. Именно его чертежи (карты) я и использовал для анализа проблемы места расположения Аралтовой горы.

Чертежная книга Сибири, разворот

Семен Ульянович Ремезов на стыке XVII-XVIII веков составил уникальную географическую энциклопедию Урала и Сибири — «Чертежную книгу Сибири» (ЧКС), в которой на нескольких картах изображена территория Урала. Собирая информацию о восточном склоне Урала, он сделал «Хорографическую чертежную книгу» (ХЧК), в которой привел карты большого числа уральских рек (Урал, Миас, Исеть, Пышма, Ницца, Тагил, Тура, Тавда и др.). В «Служебной чертежной книге» (СЧК) он создал своеобразный архив карт. Эти атласы Ремезова вначале имели справочно-служебное назначение, но с веками заслуженно приобрели славу выдающихся исторических и духовных памятников русской науки и культуры мирового масштаба. Его «Чертежная книга Сибири» внесена в хронологические таблицы важнейших работ по картографии всех стран и народов мира за период с 600 г. до н. э. и до нашего времени.

В конце XVII века на всех русских чертежах (картах) Уральский хребет обозначался в виде дуги, южная часть которой в районе верховьев рек Тобола и Яика (р. Урал) делала поворот в восточном направлении и уходила далеко на восток (даже до Китая). Именно в таком виде, с крутым поворотом на восток в верховьях рек Тобола и Яика, изображен хребет Уральских гор на карте, составленной Спафарием. Но эта восточная горная ветвь у него не поименована. Такая восточная ветвь изображена на нескольких чертежах Ремезова. Так, на «Чертеже в пополнок прежнему…» (ХЧК, л. 146) именно на этой восточной ветви стоит надпись «Аралтова гора». На чертеже «Еик, ыик пишется заполная река с урочища» (ХЧК, л.114) имеется надпись «Конец Аралтовой горы», сделанная в истоках р. Иргиз. Еще на одном чертеже «Пермь Великая…» (СЧК, л.71, об‑72) в самом верхнем левом уголке имеется надпись «Аралтова гора», показанная на западной стороне р. Яика. Однако обе эти надписи смотрятся как насильно втиснутые в уголочек карты, занимая место, не определяющее взаиморасположение горы и реки.

На нескольких ремезовских чертежах Уральский хребет называется просто «Камень». Но на некоторых чертежах фигурирует название «Камень», относящееся именно к выше названной восточной ветви гор. Так, на чертеже «Изящное вновь начертание граду Кунгуру» (СЧК, л.67, об‑68) около истока р. Тобол имеется надпись: «С Камени чрез три озера прошел», фиксирующая название гор восточной ветви в виде «Камень». Вероятно, Ремезов название «Камень» для восточной ветви гор заимствовал не только из КБЧ, но и из текстов труда Спафария, который истоки р. Иртыш и нескольких его верхних правых притоков разместил в горах, именуемых «Камень». Таким образом, и Ремезов, в начале своих картографических работ, и Спафарий называли «Камнем» как весь современный Уральский хребет, так и его восточную горную ветвь, разделяющую бассейны рек, текущих на север и юг.

Таганай. Перья
В КБЧ не упоминается «Камень Урал». А на чертежах Ремезова он упоминается многократно. В основном «Камень Урал» нанесен на ремезовских картах в районе верховий рек Мияса и Течи. Однако такая же надпись «Камень Урал» имеется в других местах Уральского хребта. На чертеже «Таков послан к Москве…» (ХЧК, л. 163) она (надпись) нанесена на восточной ветви гор. На «Чертеже всех с каменей потоки рек имены наличия снискательно бывалцы и уроженцы» (СЧК, л. 51, об‑52) и «Чертеже всей безводной и малопроходной каменной степи» (ЧКС, №20) однотипно вдоль восточной горной ветви имеются две надписи: «Оурал Камень» и «Камень Оурал». Еще на одном чертеже «Еик, ыик пишется заполная река с урочищи» (ХЧК, л. 114) на западной окраине восточной ветви гор стоит надпись «К. Урал». В результате Ремезов на втором этапе своих картографических трудов горы от современного Уральского хребта (на широте городов Златоуст-Миасс) до истоков рек Яика и Тобола и далее по восточной ветви представлял единым горным хребтом, называемым «Камень Урал». И для завершения набора ремезовских названий восточной ветви гор укажу еще одно название. На чертеже «Вершина Тобола реки» (ХЧК, л.23) вдоль восточной ветви гор стоит надпись «Камень Аримофейских гор». В итоге, на ремезовских чертежах восточная горная ветвь имеет различные названия: Камень — Камен Урал (Оурал) — гора Аралтова — Камень Аримофейских гор. Топонимы Камень и Аралтова гора Ремезов, вероятно, заимствовал из КБЧ и из текста труда Спафария. Вначале горы южной изогнутой (по старинным картам) части современного Уральского хребта (включая и восточную ветвь) называли Камнем, а позднее Камнем Урал. Но одновременно примерно этот же участок гор именовали «Горой Аралтовой». В чем же тут дело?
Таганай. Двуглавая сопка
После некоторых раздумий нашлась ниточка-зацепочка. Оказалось, что на ремезовских чертежах истоки рек Еик (Урал) и Тобол размещены примерно на одной широте. А в реальности истоки этих рек по широте отстоят друг от друга на 350 км. Поэтому верхний меридиональный участок р. Урал, вместе с сопутствующими ему горами, как бы выпадал из рассмотрения и не фиксировался на ремезовских картах. Ремезовский Камень Урал соответствует современному топониму «Уральский хребет», что близко к истокам рек Урал и Уй. В реальности от «Уральского хребта» отходит в южном направлении два горных хребта. Один — относительно высокий — формируется хребтами Уреньга, Уралтау и Ирендык. При этом все эти хребты располагаются западнее верхней части р. Урал. Но хребты эти нигде не фигурируют в ремезовских чертежах. О них Ремезов, вероятно, не имел известий. Второй, относительно невысокий хребет, образует водораздел между бассейнами рек Урал и Тобол. Этот второй хребет, доходя до истоков р. Тобол, поворачивает на восток, ограничивая бассейн р. Тобол с юга. Такую картину и отражали русские карты XVII — начала XVIII веков, включая и ремезовские чертежи, фиксируя весь Уральский хребет в виде дуги с восточной ветвью в южной части хребта. Именно этот Урало-Тобольский водораздельный участок рассматривался в то время как часть основного Уральского хребта, именуемого Камнем, а одновременно или позднее — Камнем Урал и Аралтовой горой. Именно такую восточную ветвь принимал В. Н. Татищев в первой половине XVIII века за продолжение Уральского хребта. В своей «Истории Российской» он записал: «…Поясные горы или Урал… разделяют Азию с Европой, Сибирь с Печорою и Пермию, от вершин Яика поворотившие к востоку до вершин Тобола — Киштык или Счербинные, от Тобола до Оби — Алтай, далее — Саян». В другой своей работе «Руссиа, или как ныне зовут Россиа» Татищев подтверждает это свое мнение, записав: «… горы Пояс земляной, татарский Урал то же значит… Сими до вершин рек Яика и Самары, где они на двое разделились: одни пошли на восток, окружая Сибирь до Китая… другая часть пошла по Самаре и Яику… до моря Каспийского… Естли кому неугодно, то с того разделения гор поворотить рекою Самарою… до Волги». И в другом месте этого географического труда: «… горы, по древним Рифейские, Татарской Урал, по-русски Пояс имянуемые… до вершины реки Самара продолжаются, откуда они прямо на восток к морю Японскому поворотили». Аналогичное мнение высказал П. И. Рычков в своем труде «Топография Оренбургской губернии»:

«…Уральские горы… не вступя еще в пределы Оренбургской губернии, разделились они на три части. Первая лежит на вершине Белой и Яика рек и через всю Башкирию, между рек Яика и Самары… Вторая часть Уральских гор пошла от вершин Яика реки к полудню… Третье и наибольшее оных гор ответвление есть к востоку чрез Киргизскую степь… прямо к реке Иртышу… и соединяется в Зюнгорском владении с Алтайскими горами». При этом Рычков сообщает, что различные участки восточного горного ответвления имеют различные названия: от вершины Яика на восток называются Кичик или Малые; кряж гор, начинающийся между Яицких и Тобольских вершин и простирающийся до вершин рек Ишим и Сарасу, именуется Алгынским или Алгыдын-Жано; горы, из которых вышла река Ишим, названы Эремейскими; горы между реками Ишим и Иртыш носят название Кукчинские; горы, расположенные в верховьях реки Иртыш, — Алтай».

2013-01 Таинственная Аралтова гора
Схема расположения Аралтовой горы.

В 1832 г. А. Левшин опубликовал статью «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей», в которой указанный Урало-Тобольский водораздельный хребет назвал Джабуви-Карагай. На карте, составленной Левшиным, хребет этот тянется до вершин р. Иргиза, откуда одна его ветвь продолжается на восток, а другая, называемая «горы Кара-Адыр», отклоняется к юго-западу и соединяется с Мугоджарскими горами. Аналогичную схему горных хребтов приводит и Н. Зуев в своем «Географическом Атласе» (1853 г.), называя хребты Джабык-Карагай и Кара-Адыр-тау. На современных географических картах следы вышеназванных гор сохранились в ряде топонимов: пос. Карагай, пос. Джабык, р. Карагайка, пос. Айдырлинский и др. Таким образом, на первой стадии познания южной части Уральского хребта в конце XVII-начале XVIII веков его южной частью считали невысокий водораздел, называя его сначала Камнем, а затем Камнем Урал и Аралтовой горой. Позднее, в конце XVIII — начале XIX веков, когда появилась информация о более высоких горных хребтах, расположенных к западу от верхней части р. Урал, Уральский хребет стали проводить по хребтам Уреньга, Уралтау, Ирендык и далее к югу по Мугоджарам. Познание этого Урало-Тоболо-Иргизского водораздельного хребта происходило растянуто во времени, а информация о нем была разноречивой и неустойчивой. Затем, по мере получения более надежных географических сведений, появились названия отдельных участков этого хребта. А старинное название Аралтова гора было забыто.

В конечном итоге, сравнительный анализ, проведенный мной с использованием сведений не только «Книги Большому чертежу», но и информации чертежей С. У. Ремезова, показал, что под Аралтовой горой следует понимать низкогорный хребет, разделяющий бассейны рек Урал, Тобол и Иргиз. Начинается этот хребет на севере от современного оронима «Уральский хребет» на широте городов Златоуст и Миасс (соответствует ремезовскому Камню Урал), далее, разделяя бассейны рек Урал и Тобол, Аралтова гора поворачивает на восток, разделяя, в свою очередь, бассейны рек Тобол и Иргиз.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели