Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Тысяча писем и ещё одно...

На одной из очередных пачек писем в редакции «Уральского следопыта» написали: «Надо посоветоваться с Б. С. и дать в очередной (ближайшей!) подборке короткое, твердое примечание: а) ни редакция, ни Рябинин советов — где взять собаку — не дают; б) то же относительно дрессировки, лечения и т. д.».
Однако не все так просто, как кажется: ведь письма идут и идут, их сотни, наверное, уж целая тысяча… Бесспорно, это лучшее свидетельство того, насколько животные интересуют человека, близки и дороги ему («меньшие братья»!), и, тем не менее…
Попытаемся все же быть построже в разборе читательской почты…
Саша Медведева из города Первоуральска пишет, что у нее много подруг, которые мечтают завести щенка, но щенки, по их мнению, стоят очень дорого, щенок немецкой овчарки с родословной стоит 120—150 рублей, многих такая цена не устраивает; а сколько должны стоить по государственной цене восточно-европейская и немецкая овчарки? Щенки колли без родословной стоят не меньше 100 рублей… Также — где можно приобрести книгу по служебному собаководству?
Ну, во-первых, Саша, немецкая и восточно-европейская овчарки — это одно и то же, запомни. Одна порода. Покупать надо в клубе служебного собаководства, а без родословной, у случайных продавцов, вообще не следует покупать, потом пожалеешь (без родословной и еще одно не пойдет на выставку, не попадет в племенную книгу, будет обидно за собаку).
Саша также хочет знать особые признаки овчарки, какие должны быть уши, хвост и прочее, в каком возрасте и сколько команд должна знать собака… Вопросов тьма. Чем тратить время на письма, не лучше ли обратиться в библиотеку?
Та же Саша (она сейчас как бы представляет многих таких, как она) в другом письме интересуется уже не овчаркой, а фокстерьером. Из этого можно заключить: она сама еще не решила, какая порода ей больше нравится, кого заводить. (Грех многих. Подобная неопределенность звучит и в других письмах). А потому — ответ: сперва выясни хорошенько — кого ты хочешь, а тогда уж узнавай насчет цены и всего остального. Это очень важно — знать, чего хочешь. Иначе ошибок и разочарований не избежать, а это, в конечном счете, отражается на животном. И потому-то, повторяю, покупайте только через клубы ДОСААФ, если собака служебной породы, или через любительское общество, а также через Общество охотников (если собака охотничья). Там получишь и всю необходимую консультацию, узнаешь все, что тебя интересует. Адрес Свердловского клуба служебного собаководства: Торфяной переулок, 10. Телефон 23-41-53.
Ну а где взять (купить) книги? В магазине, где же еще. Не спорим: книг по собаководству не хватает, но с этим нужно обращаться не в редакцию и не к писателю, который такие книги пишет, а в издательство, которое книги издает.
И, конечно, ни редакция, ни писатель не смогут выслать открытки, книги, значки, марки, календарики, журналы про собак, как просит  Коля Кочетков из города Учалы (Башкирская АССР), обещая немедленно прислать за все это деньги.
Милые ребята! То, что вы обещаете тотчас возместить стоимость всего, что вы просите прислать вам, говорит о вашей порядочности, однако же поймите: у нас этого ничего нет, мы — редакция и авторы — этим не торгуем…
Особый вопрос: родители против собаки и не позволяют ее завести. Нет, и все тут! Что делать? Ленинградка Надя Харитонова из-за этого даже хотела оставить родителей и уйти из дома, но в последний момент передумала. Мы искренне сочувствуем Наде. Но, может быть, у родителей тоже есть какие-то соображения на сей счет, трудно судить, не выслушав обе стороны. Плохо когда мама, желая отделаться от собаки, привязывает ее у магазина, а сама уходит — в расчете, что найдется кто-нибудь добрый, возьмет животное; или, придумав такую версию, в действительности сама сбывает собаку с рук,—так проделала, если верить Наде, ее родительница. Лгать всегда плохо, и за ложь, конечно, мы осуждаем Надину маму. Никогда не надо так делать, слышите, мамы! (Вот после этого Надя и хотела бросить родительский дом.)
«Больше обращайтесь к родителям, чтобы они поняли, наконец, что желание иметь собаку это не блажь, не роскошь, а естественное стремление ребенка к общению с живой природой, потребность в настоящем верном друге». Так пишет Надя. Так написали и многие другие. Мы понимаем их. Но надо понять и старших: иногда ими руководят не какие-то меркантильные расчеты или просто нелюбовь к животным; бывают и серьезные причины, которые ведут к отказу. Не забудьте также, друзья, что, беря животное, вы берете на себя и все заботы о нем.
Многие спрашивают про лечение животных.» Но мы же не «скорая помощь». Для этого есть ветеринарные лечебницы.
Александра Нижникова из Волгограда жалуется, что у них в городе эпидемия гепатита, в семье горе — погиб щенок Зита. Мы посоветовались со специалистами, они нам сказали: гепатит — заболевание печени — бывает от разных причин, в частности, от жирной пищи. Запущенный не поправишь. Как лечить? Желчегонное, травки — бессмертник, тысячелистник. Альмагель — в период обострения. Пища: кефир двухдневной давности, обезжиренный отвар. Исключить гельминтоз (то есть проверить на глисты, и если окажутся, избавиться от них). Раньше, когда собаки ели больше мяса, не было этих болезней. То есть случались, но реже.
Мы даем это коротенькое наставление, поскольку Александра очень просила, но, повторяем, в каждом конкретном случае обязательно обращайтесь к врачам. К ВРАЧАМ! Нужно, чтобы животное было здоровым, крепким и не маялось недугами.
Растрогало письмо пермячки Тани Новичковой:
«Я знаю, как много Вам приходит писем, как много ребят, а порой и взрослых людей, интересуются собаководством. И всем нужен совет, нужна помощь. Но писем колоссальное количество, и чтобы ответить каждому читателю, мне кажется, Вам нужно очень много времени. Не могу ли я Вам чем-нибудь помочь? У меня есть к Вам одна огромная просьба. Не могли бы Вы пересылать мне некоторую, хотя бы небольшую, часть писем? Я с удовольствием буду отвечать на них и постараюсь, чтобы советы мои были полезными и смогли предостеречь ребят от возможных ошибок в воспитании четвероногого друга…» (Дальше Таня сообщает о себе: ей 15 лет, собаководством занимается с девяти лет, дома есть небольшая библиотека по собаководству, у нее много друзей-собаководов, ребят и взрослых. Тоже собирает значки, марки, фотографии с изображением собак. Дома ей категорически не разрешают иметь собаку, так она два года помогала в питомнике…)
Вот уж истинно: тысяча писем и — одно письмо. Одно — наособицу. Сразу видно: доброе сердце и отзывчивая душа.
Спасибо, Таня, ты нас очень тронула! К сожалению, приходится отказаться от твоих услуг, отвечать надо все-таки самим, но за готовность помочь — спасибо. Подобные предложения приходят не часто, и поэтому такое письмо особенно дорого. Еще раз спасибо!
Ну, и в заключение (еще раз): «Хочу собаку!», «Хочу собаку!» звучит во всех письмах. Подай им собаку, а какую и для чего — порой и сам (или сама) не знает. Так не годится. Прежде чем обзавестись животным, сначала подготовь себя к этому важному шагу. Вон как Таня: даже в питомнике поработала. Ну, в питомнике работать каждому не обязательно, но знать, что к чему,— надо.



Перейти к верхней панели