Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Случай этот помню до сих пор. В один из июльских дней к нам в дверь постучал шестилетний мальчик Саша из соседней квартиры. Иногда мастерил я мальчишкам нашего двора какую-нибудь забаву: лук со стрелами, деревянный пистолет или машинку… Ну, думаю, Саша и явился просить новую игрушку, но попросил он у меня совсем иное:
— Дядя Леня, а у вас остались еще цветы японской розы?
— Розы? — удивился я.
— Да…
В минувшее воскресенье принес я из пригородного лесничества несколько бутонов розы морщинистой, которую озеленители называют японской розой, а ботаники ругозой, что в переводе с латинского и означает морщинистая. Ее густо-карминово-красные с очень сильным розовым ароматом цветы в окаймлении темно-зеленых широких листьев нисколько не уступают по красоте и изяществу цветам садовых роз. В пригородных лесопарках и в городе японскую розу высаживали как декоративный кустарник.
Женщины, сидевшие на скамеечке у подъезда, так и ахнули, завидев лесное чудо, а у Саши от изумления в глазенках заискрилось. Я подарил ему одну веточку розы и он, просияв от радости, помчался с нею домой. Все эти дни Саша любовался алыми цветами, от которых по всей комнате растекался розовый свет. И теперь уж не так и скучно было сидеть одному дома в ожидании сестры из школы.
— И вот мама сказала: это совсем не роза, а простой шиповник — и выбросила цветы,— Саша глубоко вздохнул и опустил голову. Ему было вдвойне обидно: не кто-нибудь иной, а мама отняла у него радость.
Я отдал Саше веточку с еще нераскрытыми бутонами. Он заулыбался и осторожно понес ее к себе в квартиру. А я подумал: велика же сила воздействия прекрасного творения природы па чувства человека! В этой удивительной, загадочной ругозе и впрямь есть нечто чарующее, волшебное…
В конце сентября, когда золотая осень уже разливалась по склонам уральских сопок желтизной берез, лиственниц и осин, а по утрам выпадал морозец и белый пар клубился при дыхании, шли мы вдвоем с Семеном Васильевичем Глебовым, старым свердловским садоводом, по дорожкам коллективного сада в поселке Семь Ключей. Урожай уже сняли и лишь кое-где висели на яблонях дозревающие плоды да желтели на седых побегах облепихи плотные початки сочных ягод. И тут на одном участке бросились мне в глаза освещенные утренним солнцем и поблескивающие от росы яркие ораижевато-коасные. величиною с яблоко-китайку плоды розы морщинистой на кустах, высаженных в ряд, как малина. Я поинтересовался: с какой целью посадили ругозу в саду?
— Как ягодник!— ответил Семен Васильевич.— Старики, бывало, заваривали шиповник вместо чая, пили и никаких иных лекарств не принимали. А теперь варенье из розы в моде…
О розе морщинистой как плодовом растении и пойдет наш рассказ. Но прежде перечислим другие ее полезные качества. Из лепестков ругозы вырабатывают знаменитое розовое масло. Из корней получают красители. Цветы — хороший медонос. В охотничьих угодьях ругозу выращивают для привлечения и подкармливания дичи. У цветоводов она популярный подвой при селекции новых сортов роз. На полях рассаживают ее для закрепления сыпучих почв и иных мелиоративных целей. Не обходятся без ругозы кондитеры, парфюмеры, медики. Аскорбиновой кислоты в ее плодах в пять раз больше, чем в ягодах черной смородины, и в 40 раз больше, чем в лимонах. Богаты плоды ругозы каротином, оберегающим наш организм от инфекций и сохраняющим бодрость, витамином Р, который улучшает работу кровеносных сосудов, и еще многими другими питательными я целительными веществами.
Все дикорастущие виды роз в нашей стране повсеместно зовут шиновниками, шипняками, шипигою, своробориной. Из шиповников Азии около 6000 лет назад человек и создал культурную розу. Ныне известно более 25000 ее сортов и форм. Среди них и многочисленные сорта культурной ругозы.
В диком виде роза морщинистая, по-народному шиповник морщинистый, на Урале никогда не произрастала, не произрастает и ныне. Ее родина — Дальний Восток: Камчатка, побережье Охотского моря, Уссурийский край, Сахалин, Корея, Северный Китай и Япония. Отчего и называют ее японской, или японской яблочковой розой.
На Японских островах палеонтологи обнаружили- ископаемую розу, которую назвали розой шанвангенсис. Она оказалась сходной с современной розой ругозой. Шанвангенсис росла на земле 25 миллионов лет назад, и ученые полагают, что с тех фантастически отдаленных времен розы на земле живут непрерывно. Роза ругоза старше рода человеческого.
Из Азии но каким-то неведомым истории путям ругоза добралась до Европы. И во Франции она стала садовой культурой.
В Эльзасе и Лотарингии из ее крупных мясистых плодов готовили приятное и весьма питательное кушанье, из лепестков варили варенья. Позже плоды стали консервировать. Потом ругоза перекочевала в Германию. Здесь селекционеры создали знаменитый сорт Царицу Севера с махровыми (многолепестковыми) густо-красными цветками.
В XIX веке Царицу Севера выращивали уже в России. Тогда-то, в конце семидесятых годов, Д. И. Лобанов, инженер-путеец, садовод-селекционер и естествоиспытатель, привез из Крыма в Екатеринбург черенки ругозы и начал опыты по ее акклиматизации па Урале. В те же годы ругозу завегли и в Камышлов.
О результатах десятилетних опытов по акклиматизации розы морщинистой, которая хорошо прижилась на новом месте, и многих других неуральских плодовых растений Д. И. Лобанов сделал доклад на собрании Уральского общества любителей естествознания.
Розу морщинистую разводил в своем небольшом саду ученик и помощник Лобанова Петр Михайлович Ваулин.
Сады Ваулина и Лобанова не сохранились. Исчезла и роза морщинистая. Уже после революции, в конце двадцатых годов, ругоза вновь появилась в Свердловске в питомнике Уральской станции зеленою строительства. Но теперь она пришла на Урал с Дальнего Востока. Мария Степановна Стельмахович изучала способы размножения розы морщинистой на Урале, выращивала из семян саженцы, которые рассылались но огромной тогда Уральской области. Она же пропагандировала ругозу и как плодовое растение! Варила из ее лепестков и плодов варенья, готовила другие кушанья, которые опробывалисъ и оценивались ее помощницами, сотрудницами опытной станции.
Как ягодник высаживал ругозу и профессор Уральского лесотехнического института Л. И. Виторов в своем саду лечебных культур. Ныне роза морщинистая выращивается в специализированных совхозах Башкирии и Челябинской области, во многих коллективных садах Урала. С одного куста садоводы снимают по 2—4 килограмма плодов. На совхозных плантациях урожайность достигает 80 центнеров с гектара.
Размножают ругозу корневыми и побеговыми черенками, лучше — зелеными, от средней части побега, отводками, корневыми отпрысками, семенами. Их высаживают с осени. А всходят они через год-два. Ругоза хорошо растет на бедных перегноем почвах, не боится морозов. Но без ухода дичает, сохнет и постепенно погибает.
Дети, как известно, лекарство пить не хотят., Когда же пообещаешь угостить их вареньем с листиками, даже горькие таблетки не отказываются глотать. «Вареньем с листиками» назвали мы варенье из лепестков ругозы.
Желаете удивить гостей, преподнести им кулинарный сюрприз — подайте к чаю розовое варенье. И повеет со стола весною, ароматом сада. Приятный вкус, бесподобная окраска — экзотическое блюдо.
Есть много рецептов, как приготовить варенье. Наилучшее получалось так. Хорошо вымытые лепестки мы опускали на три минуты в кипяток, подкисленный соком лимона или лимонной кислотой. Потом на этом же кипятке готовили сироп и варили в нем лепестки 25 минут. Воды брали две трети от веса лепестков, сахара три веса. В конце варки добавляли чуть-чуть лимонной кислоты. Горячее варенье перекладывали в банки, прогретые паром, и закрывали герметичной крышкой…
Хороший кисель из сухих плодов ругозы получается при их двойном отваривании. Из свежих плодов можно приготовить повидло, желе, мармелад, компоты, варенья.
Аборигены Сихотэ-Алиня с давних пор собирают плоды дикой ругозы, сушат их, а свеяше варят. В XVI—XVII веках русское население Прикамья, а еще раньше башкиры, удмурты, пермяки употребляли в пищу местный шиповник, родственник ругозы.
Вот сколь удивительна и чудесна ругоза! И все же в садах ее пока мало. Спрашивал у Сергея Андреевича Чеканова, первого садовода первого коллективного сада, есть ли на его участке ругоза.
— Как же, была!— ответил он.— Сушили и готовили приятный напиток. А тут жена решила огурцов побольше посадить. Вот и сделали на месте розы парничок. А за шиповником теперь в лес ходим…
Все просто: пока роза морщинистая. попадает в сады как заменитель дикого шиповника. А коли рядом, в лесу, его в изобилии, то не нужна в саду ругоза. Культура она новая. О ее пищевых качествах многие не’ ведают, не знают, как выращивать ее, как за ней ухаживать.



Перейти к верхней панели