Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В дороге все, кто молоды

Донесения с партизанских троп
Экспедиционный отряд юных туристов «Искра» из Киева вместе со своим руководителем Кимом Иосифовичем Вахлисом до сих пор выбирал себе дальние маршруты: Карпаты, Саяны, Каракумы, Карелию. Но вот прошлой осенью ребята объявили своим поисковым районом Житомирщину — сначала ушел в разведку штаб, а потом отправился в экспедицию и первый отряд…
Олевск, Перга, Словечно, Овруч — это путь партизанского соединения под командованием Степана Федоровича Маликова, ныне директора института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минторга СССР. В его кабинете в присутствии бывшего секретаря Житомирского подпольного обкома комсомола В. А. Голика, собственно, и был продуман новый маршрут, выбранный следопытами.
Осенью 1942 года высадился в Полесье, в глубоком вражеском тылу, десант, посланный из Москвы,— двенадцать человек. Он и положил начало отряду народных мстителей. Одних комсомольцев было потом в соединении 2600 человек; одиннадцать подпольных райкомов комсомола действовали в тылу врага. А сколько пионеров помогало партизанам!.. Лихому партизанскому командиру Степану Маликову было тогда двадцать девять лет.
Цель новой экспедиции украинских следопытов — пройти дорогами народных мстителей, записать воспоминания старых партизан и местных жителей, подробно описать боевой путь партизанского соединения.

•Кто посадил лес?
Пески, пески на левобережье Днепра… Называют их Алешковские, а точнее Олешковские, Олешье. Так и чувствуется в этом слове корень «лес». Только где он сам? Одни пески, безводные, сыпучие, и курганы-кучугуры, наметенные тоже песками.
Между тем веков семь-восемь назад были в Олешье настоящие леса — сосна, дуб, береза, лещина. Об этом говорят исследования археологов, географов, лесоводов. Об этом свидетельствовал и Геродот.
Четверть века херсонские лесоводы высаживают на Олешковских песках новый лес. Сто тысяч гектаров насаждений!.. Работа эта непростая. «Будет ли здесь расти сосна?» — спрашивают лесовода из Голой Пристани Евдокию Гордеевну Яценко, тридцать лет высаживающую здесь сосну. «Кто его знает,— отвечает она,— который лес раньше сажали, тот вырос. В нашем деле загадывать трудно, стараемся… » Вот так, спокойно, не загадывая — надо делать. Хотя, наверно, в этом есть что-то от подвига; вернуть людям лес, существовавший еще семь веков назад, на песках поднять сосновые боры…
Кто садит лес в нашей стране? Чьими руками украшается родная земля? Не стоит ли ввести таблички при входе в новорожденные леса, чтобы люди знали, кому надо быть благодарным за это великое и трудное дело? Газета «Лесная промышленность» обращается ко всем следопытам страны: узнайте, кто автор рукотворных лесов. Пройдут поколения, и даже самым настойчивым следопытам невозможно будет доискаться, кто носил нежные саженцы на голые места, кто махал сапкой и лелеял поросль. На той же Херсонщине, неподалеку от Голой Пристани, работает лесник Михаил Загреба. Еще подростком он стал сажать сосенки. Хорошо помнит, что начинал садить леса в его местах М. П. Присяжный, впоследствии ставший Героем Социалистического Труда. А сынишка Загребы уже не знает, чьими руками посажены сосны, мимо которых он ходит в школу…
Следопыты могут узнать много имен. И пусть не у всех лесов будут визитные карточки, но там, где особенно трудно вырастить деревья, где боры и чащи поднялись словно чудо, вопреки условиям и благодаря человеку,— там должны быть таблички с именами людей, на века вперед оставивших дело рук своих.

• Судьба-символ
Много ездят по родному краю следопыты из клуба «Поиск» троицкой средней школы Анивского района Сахалинской области. Одна из последних поездок совершена в Благовещенск. Школьники побывали в краеведческом музее и музее истории высшего командного танкового училища, в городском Доме пионеров, на предприятиях. Им довелось встретиться со многими интересными людьми. Но своей главной удачей ребята считают знакомство с Федором Яковлевичем Чихманом.
Есть люди, символизирующие судьбой своей историю целого поколения. Вот почему так дороги следопытам встречи с этим замечательным человеком, воспоминания, записанные с его слов, подаренные фотографии, ставшие теперь экспонатами музея троицкой школы.
…Не было легких боев у солдата Чихмана, как и у всех солдат. Однажды из всего орудийного расчета остался он один. Лишился в бою правой руки… Что он мог сделать? Однако Федор Чихман вышел из сражения только тогда, когда подбил еще один фашистский танк — девятый по счету.
После тяжелейших ранений и долгого лечения в госпиталях он добился, чтобы его оставили в действующей армии. А после войны сумел вернуться к своей довоенной профессии — водителя.
Недаром поэт Сергей Васильев взял Федора Чихмана в качестве прообраза наводчика Отрады в поэме «Москва за нами»…

•Дорогой мужества
У каждого школьного музея в Прибалтике есть своя тема, свой поиск. Ребята из сосновоборской школы № 2, например, собирают материалы о 5-й отдельной морской бригаде, школьники из Лопухинки могут многое рассказать о местных партизанах… Но надо не только знать о сражениях в своем районе, поселке/ Надо представлять, что значили выигранные бои, как изменяли положение на фронте и сливались в общую победу.
С этой целью сосновоборские школьники отправились в путь. Начиналась дорога от речки Воронка, маленькой речки, каких, в России тысячи. Но именно здесь в сентябре 1941 года воины 8-й армии и моряки-балтийцы остановили фашистскую орду, прошедшую всю Европу… Дальше — Копорье, Лопухинка, Гостилицы, под памятными плитами которых захоронено 2354 воина… Километр за километром ребята прошли по дорогам Ораниенбаумского «пятачка». Деревня Порожки, шоссе, где стояли насмерть курсанты и преподаватели морского училища, Петергоф…
Монументы, обелиски, мемориалы отметили ныне путь, где сражались защитники Ораниенбаумского плацдарма. И каждый подвиг, каждое имя, о которых знали ребята у себя в школе, получили новый, масштабный смысл. Многое становится ясным, когда увидишь своими глазами.

Урок истории в музее
• Музей 6-го гвардейского Краснознаменного орденов Ленина и Суворова II степени штурмового авиаполка создан в 692-й московской школе. Уроки мужества в школе проводят первый командир полка генерал-майор Л. Д. Рейно, генерал-майор авиации В. И. Коробкин и их однополчане.

• Около тысячи экспонатов, воссоздающих обстановку старинного якутского жилища,— хороший наглядный материал для уроков истории в елдейской средней школе Якутской АССР. Музей этнографии размещен на территории школы, в старой якутской избе.

• Останки гигантских мамонтов и носорогов, гербарии целебных трав, чучела птиц и зверей — сотни интереснейших экспонатов собрали в музей ученики школы № 55 в Талицком мехлесхозе Свердловской области во главе с главным лесничим Г. В. Коростелевым. Музей лесхоза стал базой для проведения районных и городских конкурсов юных лесоводов, ботаников.

• По всей Сибири разбросала судьба ссыльных декабристов. В селе Новоселенгинск Бурятской АССР многие годы собирали школьники вещи, принадлежавшие декабристам. Обнаружены дневники М. Бестужева, вещи с его инициалами, мебель, сделанная в мастерской ссыльных. Для школьного музея нашлись интересные материалы о пребывании декабристов на Селенге. Теперь музей стал государственным.

• На Хустчине в Закарпатье школьниками рокосовской средней школы создается музей атеизма. В его экспозиции есть стенды: «Религия античного мира», «Происхождение религии», «Новые обряды» и другие.

• Чем богат родной край, какие полезные ископаемые хранит в себе — на эти вопросы без запинки ответят на уроке учащиеся школы № 3 города Кок-Янгака Киргизской ССР. Для своего геологического музея они привезли множество образцов из экспедиций по родному краю.

• Еще один экспонат появился в музее авиационной техники при Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. Им стал вытащенный из болота и восстановленный штурмовик ИЛ-2 под номером 301060, который совершил во время войны вынужденную посадку после жестокого воздушного боя под Новгородом.



Перейти к верхней панели