Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

В последнее время в редакционной папке писем на темы профориентации наметились существенные изменения: запросы романтические («Хочу летать… петь… плясать… плавать на кораблях…») все более уступают место запросам реальным, что ни на есть земным («Хочу быть механизатором… агрономом… ветеринаром… пчеловодом…»). Особенно много корреспондентов, желающих посвятить себя выращиванию животных, уходу за ними.
«Здравствуй, дорогой Следопыт!
Я просто не могу видеть, как болеют животные. Они же, беспомощные, сказать про себя ничего не могут — ни где болит, ни чем по мочь… Я хочу понимать их и помогать им по-настоящему. Где мне лучше всего выучиться этому?
Юрий ДОБРЫНИН, Челябинская область».
«Уважаемый Следопыт!
Помоги нам: живем в маленьком поселке на Ровенщине и не представляем, что нужно сделать, чтобы выучиться на зоолога? Каким характером нужно обладать? Играет ли в этом важную роль любовь к животным?
Ольга ТИМОФЕЕВА, Света ПАВЛОВА, п. Кузнецовск».
Отвечает нашим корреспондентам кандидат наук, декан факультета ветеринарии Свердловского  сельскохозяйственного института Михаил Владимирович Морев:
— С животными работают люди двух специальностей: зооинженеры и ветврачи. Зооинженеры заняты, в основном, организацией животноводческого процесса; ветврачи имеют непосредственный контакт с животными. Если любишь животных, то, думаю, нужно выбрать второе. Специальность ветврача очень многогранна. Конечно, наша установка прежде всего на сельское хозяйство — готовим специалистов для крупных животноводческих комплексов. Не надо думать, что это дело скучное. Хвосты, копыта, лишние зубы — это косметика, а есть еще огромная ответственность за жизнь большого количества животных, только от твоей добросовестности зависит их физическое и даже душевное самочувствие. Представляете себе, что такое поголовный падеж скота? Я знаком с несколькими нескладными молодыми людьми, которые буквально бежали из ветеринарии, не перенеся стрессов и нагрузок. Второе существенное приложение наших сил — подготовка специалистов для системы городских ветстанций. Здесь врачам приходится работать с животными частного сектора — собачки, кошечки, хомячки, попугаи и так далее. И снова работа не из легких. Даже существует ироническое мнение о том, что на ветстанциях могут работать только чудаки…, Вы никогда не бывали в ветбольнице? Среди владельцев домашних животных на самом деле попадается множество забавных, с точки зрения уравновешенного человека, людей… Каждый день из года в год сталкиваясь с ними, ветврач просто не смог бы работать там, если бы не любил своих подопечных. Другая массовая специальность — лабораторные ветврачи, так называемые эпизотологи. Они разрабатывают диагностику вирусных болезней. Химические анализы, экспертизы, постоянный контакт с милицией выглядят романтично, но на самом деле все это — тяжело и даже опасно.
Ветврачи нужны везде, где есть животные. А это необозримая сфера: наших выпускников можно найти в цирке, в зоопарке, питомнике, виварии, заповеднике…
На всех границах, в армии, особенно в системе МВД,— собачьи питомники, конные подразделения… Есть возможность заниматься и преподавательской деятельностью — в училищах и техникумах сельского хозяйства. Самая не романтичная, но очень привлекательная для многих работа на мясоконтрольных станциях рынков и мясокомбинатов. В связи с этим хотел бы особо подчеркнуть: хотя заработки специалистов очень хороши, никому не советую идти в нашу систему за рублем… Если машина в принципе равнодушна к тому, любят ее или нет, то животное чутко различает отношение к себе. Работа с ними предполагает полную отдачу и взаимную привязанность, без любви к животному лучше держаться от него подальше. Я с удовольствием приглашаю всех желающих в наш вуз, но предупреждаю сразу: будьте бескорыстны.
Даем несколько адресов высших и средних- учебных заведений сельского хозяйства:
Алтайский сельскохозяйственный институт: 656099, Барнаул, Красноармейский проспект, 98. Специальности: агрономия, ветеринария, зоотехния.
Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования: 143900, Балашиха Московской области, 8, поселок Леоново. Специальности: агрономия, агрохимия и почвоведение, плодоовощеводство и виноградарство, зоотехния (птицеводство, звероводство, пчеловодство).
Иркутский сельскохозяйственный институт: 664038, Иркутск-38, поселок Молодежный. Специальности: защита растений, зоотехния, биология (охотоведение).
Свердловский сельскохозяйственный институт: 620219, Свердловск, ул. Карла Либкнехта, 42. Специальности: зоотехния, ветеринария.
Гагаринский зооветеринарный техникум: 215010, Гагарин, ул. Ленина, 87. Специальности: зоотехния, ветеринария.
Салехардский зооветеринарный техникум: 626600, Салехард, ул. Республики, 36а. Специальности: зоотехния, ветеринария.
За нужными вам справками обращайтесь непосредственно в учебное заведение с пометкой на конверте: «Приемная комиссия».
Оказывается, юноши умеют не только писать в редакцию, но и развивать в своих письмах интересные мысли. Спор Ольги и Светы об отношении девушек к «мужским профессиям» (см. № 5 журнал а за этот год) не оставил равнодушными многих из них и задел за живое. Некоторые очень нетерпимы:
«Деловитость, неприступность и тем более какая-то неженственность — это дурацкое самоутверждение женщины, за которым скрывается, в общем-то, нежная душа. Зачем напяливать такую отталкивающую личину?» Леонид Голанд, 18 лет. Свердловская обл.
Иные входят в положение девочек, мечтающих о дорогах и романтической жизни:
«По-моему, это здорово, когда профессия по душе. И при чем тут мужская-немужская профессия? По-моему, омужение женщин тут не при чем…» Сергей Смирнов, 17 лет. Тюменская обл. ,
Большинство оказалось на стороне Светы, хотя адрес спрашивают Ольгин, видимо, хотят в частном порядке доказать ей ее неправоту.
Редакция решила опубликовать одно мнение полностью, ибо своим серьезным, деловым подходом оно стоит десятков. Итак, слово Олегу Воронову из Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области:
« Здравствуй, дорогая редакция!
Никогда раньше не писал в журнал, газеты и даже не представлял, как можно спорить в прессе. Но, прочитав заметку «Ведь это значит — мы поймем друг друга», я решился написать вам, а заодно и девушкам. желающим стать асами-водителями.
Неужели нет ничего более подходящего по душе? Меня поразили строчки: «Получу профессию всего за восемь месяцев, два из них — практика». Не кажется ли тебе, Оля, что следует поучиться подольше? Ну, хотя бы года два-три — для настоящего труда? Отсюда вопрос: на сколько, на какое время ты выбираешь себе профессию, ВСЕГО на сколько?
Нет, я не собираюсь разубеждать тебя. Разубедит жизнь, когда хлебнешь сладости дорожной жизни.
Представитель женского пола (а иначе и не назовешь) за рулем — увы, не редкость. Но у кого в почете? Представляю, как приятно мужчине прикосновение шершавой, мозолистой женской руки!
Мне девятнадцать лет, я за кончил училище, выучился на токаря за три года — и никогда не пожалею об этом, хотя мог бы получить эту специальность за год, учеником токаря.
Еще: может, Лена Н. хочет стать путешественницей? Тогда пусть выходит замуж за военного, вот уж напутешествуется на сто процентов!
Лучше оставайтесь, девчата, самими собой и оберегайте домашний очаг, а уж мы, мужчины, будем оберегать вас.
Надеюсь, наш спор еще не окончен».

Как стать кинологом?
— спрашивает нас Аня Нестеренко из Магнитогорска.
«…Просматривая в библиотеке ваш журнал, я обнаружила в нем статью, в которой вы сообщаете адреса мест обучения различным профессиям. Я очень люблю животных, а особенно собак. Мечтаю вывести новую породу и очень хочу стать кинологом (то есть собаководом.— Б. Р.). Но профессия эта мало известна, редко встретишь где-либо заметки о кинологах. Лишь в книгах о собаках иногда упоминают имя какого-нибудь кинолога, сделавшего открытие, касающееся происхождения собак. Может быть, такой профессии и вовсе нет? Я буквально от начала до конца прочитала «Справочник для поступающих в вузы», но не нашла ничего подобного. А если мне пойти учиться на зоотехника, а затем, продолжить учебу самостоятельно? Но мне кажется, что такая
профессия, как кинолог, должна существовать, ведь она очень важна.
Пожалуйста, сообщите мне адрес института или училища, где можно выучиться на кинолога, а за одно и что необходимо знать для поступающих туда…
С уважением Нестеренко Аня, 14 лет. г. Магнитогорск».
Такое письмо — не первое и, вероятно, не последнее.
Мне не раз приходилось получать подобные послания, нацарапанные детским неуверенным почерком, с орфографическими ошибками (Аня пишет без ошибок), с вопросами-мольбой: как выучиться на кинолога, как стать дрессировщиком и можно ли вообще навсегда связать свою судьбу с животными — приобрести такую профессию, чтоб постоянно общаться с ними, помогать им, разводить их?
Желание — естественное. Люди всегда любили животных (хотя встречаются и нелюбящие и даже ненавидящие), своих верных друзей и спутников по жизни, любят и будут любить. Человек всегда зависел от животных, равно как животное зависит от него. Без животных жизнь людей просто немыслима, она угасла бы…
К сожалению, я вынужден огорчить Аню: специальных гражданских учебных заведений, готовящих кинологов, у нас нет. Пишущий эти строки в свое время приобрел кинологические познания на курсах под Москвой, в Ново-Гиреево, посланный туда как активист Осоавиахима (ныне Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ СССР). Такие курсы практикуются и сейчас. Обычно путь такой. Завел собаку, щенка, стал активистом Клуба служебного собаководства, первичные знания приобрел там, обучая (под руководством дрессировщика-инструктора), воспитывая своего питомца и учась сам. Затем твое усердие заметили, тебя стали выдвигать, и вот ты уже непременный участник различных общественных мероприятий, а там, глядь, и помощник судьи на выставке. Конечно, надо больше читать книг, специальной литературы, знать основы зоологии.
Отличную подготовку проходят в наши дни молодые люди в школе собаководства в Дядьково под Москвой (Дмитровский район),  изъявившие желание стать проводником (по-старому, вожатым) и пойти для прохождения службы на границу или в какие-либо другие подразделения и части, где используются служебные собаки. Как известно, пойти служить на границу можно со своей собакой (есть специальный приказ министра); отслужил, демобилизовался ты, демобилизуется и она. Обычно из таких ребят получаются «на гражданке» лучшие, знающие инструктора и начальники к лубов. С девушками немного сложнее, их в армию не призывают; тем не менее у нас много женщин-кинологов, экспертов.
Да , ты не ошибаешься, Аня, профессия кинолога — очень нужна; она нужна и в армии, и в народном хозяйстве — собаки используются для охраны промышленных и всяких других объектов, при пастьбе скота… Да всего просто не перечислить, чем занята собака. Замечу, чем больше будут распространены кинологические знания, тем меньше будет недоразумений с собаками, о которых часто пишут в газетах.
Может, пойти сначала в зоотехники, спрашиваешь ты. Что ж , очень неплохо — зоотехники нужны. При обретешь в институте знания, потом переквалифицируешься в кинолога, то есть в специалиста-собаковода, а может быть, это уже и не потребуется…
Что касается того, чтоб вывести новую породу… Надо ли? Пород собак и так много (точно мы даже не знаем сколько, называют цифру 300, 400 и даже 800), на любой вкус, на все случаи жизни, для самого разного использования. Дело то не в том, чтоб выводить все новые и новые породы (и тем прославиться, так, что ли? ), а хорошо использовать, совершенствовать имеющиеся.  А мы, прямо сказать, используем их плохо. Овчарка — универсальная собака — служит везде, на севере и на юге, в самых разных обстоятельствах; спору нет, пес хороший, даже отличный, ну, а чем хуже, к примеру, ризеншнауцер?
В Голландии доги отводят ребят в школу, а потом встречают их, чтобы сопроводить домой. Чуть прозвенел звонок, извещающий об окончании занятий, а пес уж тут, ждет своего подшефного первоклашку… С догами хозяйки ходят на рынок: пес тащит в зубах сумку с покупками или отвезет в тележке, если груз достаточно тяжелый… Собака тоже должна трудиться! Она и трудится. Что до меня, не терплю, когда животное заводят для забавы, вместо игрушки, а еще хуже, чтоб она потом бегала беспризорной и лаяла на улице…
Животное — не безделка, а живое существо, которое требует ухода, заботы, ласки… Ты об этом, надеюсь, подумала, Аня?



Перейти к верхней панели