Ежемесячный журнал путешествий по Уралу, приключений, истории, краеведения и научной фантастики. Издается с 1935 года.

Хроника Челябинского болида: две недели спустя

Мои заметки за эти две недели — всего лишь отрывочные наблюдения очевидца, может быть, чуть лучше подготовленного, видевшего и осознающего какую-то (большую или меньшую) часть грандиозного события. Данные, приведенные в статье, не окончательные и еще будут корректироваться. Проведены первые полевые выходы. Часть проб изучена, другие еще находятся в обработке. Жанр сей статьи — воспоминания по горячим следам. Они сами — как осколки, состоящие из двух наиболее крупных — день 15 февраля и последующие дни.

Облако взрыва Челябинского болида

15 февраля

15 февраля 2013 года в 9.20 местного времени (7.20 мск) над южной частью Челябинска произошел высотный взрыв. Взрыву предшествовала яркая вспышка, очень яркая, белая с оттенком в синеву.

 


В это время я находился дома. Вспышку наблюдал только по отсвету из северного окна. Уже достаточно рассвело, но солнце еще не поднялось над горизонтом. Вдруг двор осветило ярко-белым, неестественным светом; интенсивность его быстро нарастала и так же быстро пошла на убыль. Сама вспышка не сопровождалась какими-либо звуковыми эффектами. Очень удивился яркости вспышки; подумал, что с военного самолета над нашим районом сбросили САБ (светящуюся авиабомбу), которая не дает взрывной волны.

Приход ударной волны был и внезапен (она пришла с запозданием 4–5 минут) и страшен. Сильно завибрировало южное окно — думал, что через долю секунды вылетят стекла и даже рамы. В комнату ворвалось много пыли, кое-где отлетели мелкие кусочки краски. Стекло чудом устояло. За первым взрывом слышался рокот следующих взрывов, следующих непрерывно, как раскаты грома. В первые же секунды в голове вспыхнул рой предположений — от взрыва эшелона боеприпасов на железнодорожном вокзале до ядерного взрыва. Практически сразу же от этих версий отказался.

Разрушенное окно одноэтажного здания (южный фасад) в г. Челябинске.

 

Вокзал отпал сам собой, так как облака взрыва были высоко в небе. Ядерный заряд тоже не подходил — и телевизор, и холодильник работали как обычно, значит, электромагнитного импульса (одного из сопутствующих поражающих факторов ядерного взрыва) не было. Не исключен был тактический ядерный взрыв на большом удалении или же аварийный подрыв первой ступени ракеты, сошедшей с траектории, или взрыв болида. Через пару часов, когда по телевизору показали фрагменты полета ослепительного огненного шара, версия о ракете тоже отпала — так быстро ракеты в атмосфере не летают. Среди рабочих версий остался только болид.
После ударной волны в небо взмыло много птиц, завыли собаки, и, разумеется, автомобильные сирены.

Разрушение стеклянного окна.

Через считанные минуты я был уже на улице и фотографировал облака, оставшиеся от взрыва, примерно оценил угол между облаками и горизонтом, измерял радиометром мощность экспозиционной дозы (МЭД) — радиационный фон был в норме, меньше 20 мкР/ч (таковым он оставался и в течение всего дня, в пределах 11–17 мкР/ч).

На южной стороне домов в моем микрорайоне взрывной волной были разбиты стекла, но в сумме не очень много — в нашем дворе не более 10%. Были повреждения и пластиковых окон, одно из которых просто вырвало и внесло внутрь квартиры. Хозяин квартиры вместе с таксой чудом остались живы и стояли во дворе — хозяин внешне был спокоен и даже подшучивал, а такса непрерывно поскуливала и мелко дрожала.

Около 10 часов я был на работе, где с другими преподавателями кафедры географии Челябинского государственного педагогического университета стал собирать сведения о параметрах взрыва и времени между вспышкой и приходом взрывной волны, производить первичные расчеты.

Студентов отпустили с занятий. Преподаватели собрались в деканате — шло выяснение обстановки. Паники не было, строили догадки и версии. Пытались позвонить в МЧС, родным, но мобильные телефоны не работали (из-за перегрузок на линии). Провод­ная же связь работала бесперебойно, телевещание не прерывалось. Были слухи об упавших самолетах — один в районе северо-запада, один в пределах южных окрестностей Челябинска. Их сочли вполне вероятными, т. к. мощный высотный взрыв мог их запросто сбить. (В дальнейшем слухи не подтвердились: ни один самолет в окрестностях Челябинска не упал.)

Отверстие в стекле.

 

Дозвонились учителя некоторых школ, они сообщали о существенных разрушениях остекления и пострадавших. В школах отменили занятия до понедельника, детей где-то распускали по домам, где-то собирали всех вместе в отдельных классах. Все ожидали официальной информации. Жителей Челябинской области волновала судьба родных и близких, также многие испытывали тревогу по поводу предстоящего пролета астероида, который должен был состояться в 1 час 30 минут ночи 16 февраля. «Будут ли еще удары?» — вот вопрос, который днем 15 февраля волновал всех.

Первые наши приближенные расчеты были выполнены в отсутствии какой-либо достоверной информации (по телевизору что-то говорилось о метеоритном дожде, в то время как произошел высотный взрыв). К 11 часам по опросам и анализу фотографий были получены первые данные. Они оказались несколько разнородны — так, высота взрыва оценивалась по двум группам высот — или на 20–30 км, или на 60–70 км. Мощность взрыва также трудно было оценить, не зная расстояния от точки взрыва. Цвет вспышки (белая с оттенком синевы) свидетельствовал о температуре не менее 2500 градусов.

Было ясно, что Челябинск в целом находится в зоне слабых разрушений. Продолжительность вспышки (если рассматривать ее как аналог вспышки ядерного взрыва) свидетельствовала о мощности взрыва от 20 до 100 кт, но поскольку взрывов было три и точки взрыва непрерывно перемещались с очень большой скоростью, то отдельные взрывы могли иметь и меньшую мощность относительно того или иного пункта. Ориентировочно, на тот момент оценили мощность взрыва до 10 кт.
Рассчитанная траектория полета болида по видимому участку следа на небосводе была приблизительно оценена мною в 290 градусов (с юго-востока на северо-запад) по линии Еманжелинск — Миасс.

В жилых домах Челябинска остекление было разрушено в целом не очень сильно, но в зданиях детских садов, школ и иных организаций, имеющих значительную площадь оконных проемов, разрушения были существенные. В Челябинске на объем разрушений повлияли многие факторы — расположение зданий, рельеф, особенности распространения ударных волн и их интерференция. Не было отмечено четких закономерностей распространения ударной волны — иногда больше страдали окна верхних этажей, иногда нижних, иногда в середине. Фрамуги на крупных окнах в учебных учреждениях часто только прикрывались, но не запирались на шпингалет — в результате много оторванных фрамуг, иногда ими разбивало и нижние стекла. В одном из стеклянных стекол было обнаружено любопытное отверстие, предположительно пробитое веществом метеорита или вторичным снарядом. Стекло имело входящее отверстие круглой формы диамет­ром около 1 мм, выходное отверстие почти правильной округлой формы размером с монету 50 коп. В другом месте города в стекле 4 мм было обнаружено отверстие диаметром 5 см; по краям отверстия отчетливо видна зона плавления — что-то похожее на воздействие шаровой молнии.

Следы оплавления в 4 мм стекле. Диаметр отверстия — 5 см (Челябинск).

Одним из впечатляющих зрелищ 15 февраля в г. Челябинске стало обрушение крыши и части стены здания на территории цинкового завода.

Последующие дни

15 февраля сообщалось о падении метеорита в районе г. Сатки и озера Чебаркуль. 16 февраля вместе со студентами естественно-технологического факультета ЧГПУ я работал на озере Чебаркуль, изучая гидрофизические и гидрохимические особенности водных масс озера на различных глубинах.

Практически все параметры находились в пределах природного фона, по ряду исследуемых нами показателей вода не представляла опасности для населения (озеро Чебаркуль — источник питьевого водоснабжения одноименного города).

Место падения метеорита в оз. Чебаркуль (снимок сделан полицейским из оцепления через 4 часа после падения)

Вход на озерный лед со стороны городского пляжа был оцеплен полицией (здесь задерживали любознательных журналистов, местные жители первый кордон успешно обходили стороной), второе оцепление было в непосредственной близости от полыньи. Ни 16, ни 17 февраля ученых близко к полынье не допускали, приходилось работать в некотором отдалении.

17 февраля экспедицией УрФУ под руководством Виктора Гроховского на льду озера Чебаркуль были подняты частицы внеземного вещества.

Справка

17 февраля NASA передало, что диаметр небесного тела был около 17 метров, вес — 10 тыс. тонн, а мощность взрыва — около 500 кт.

В этот же день, 17 февраля, поступили сведения о еще двух предполагаемых местах падения крупных метеоритов — в восточной части Чебаркульского района и к западу от г. Златоуста (в настоящее время тела крупных метеоритов еще не найдены).

Студенты привезли новости из района эпицентра — на многие дома сельских поселений «что-то сыпалось с неба», «было слышно, как метеориты падают на крышу и во двор». Мальчишки побежали собирать все необычное и, ра­зумеется, понабрали находок всех сортов — чаще всего стекловидные шлаки вполне земного происхождения.

Метеориты и снежно-ледовый столбик спекания.

 

17 февраля выяснилось, что действительно метеориты находят в снегу в окрестностях поселка Депутатский.

К 19 февраля из опросов стало понятно, что эпицентр взрыва приходился на район Еманжелинска и там же выявлена значительная плотность выпадений. Был уточнен угол наблюдения облаков разрыва. Характеристики наших расчетов взрыва приобрели следующие черты: эпицентр — Еманжелинск и окрестности, расстояние от эпицентра взрыва до центра Челябинска — 42–45 км, высота взрыва — 30–35 км, расстояние от высотного взрыва до Челябинска — 50–60 км. Азимут движения болида составил 280-290 градусов.

Справка

19 февраля РАН оценило масштаб взрыва около 100–200 кт.

Экспедицией Челябинского регионального отделения РГО, в которую вошли преподаватели кафедры географии и студенты ЧГПУ, в районе эпицентра взрыва 23–24 февраля было собрано некоторое количество метеоритного вещества.

Осколки болида.

На поверхности метеоритов выражена корка плавления, внутренняя часть каменная, зеленоватого цвета; иногда встречаются мелкие скопления и прожилки металла латунного оттенка. Метеориты обладают магнитными свойствами. Падая в снежный покров толщиной около 40 см, метеориты оставляли после себя отчетливое входное отверстие и спекали вокруг него снег в ледяной столбик. Как правило, малые метеориты, объемом менее кубического сантиметра, не достигали поверхности земли (застревали в снегу). Более крупные лежали на поверхности грунта и даже вонзались в почву.

Справка

25 февраля заместитель заведующего лабораторией метеоритики института геохимии и аналитической химии РАН Дмитрий Бадюков сообщил: челябинский метеорит, размером около 15 метров, влетел в атмосферу Земли со скоростью 18–20 км/сек по пологой трассе (меньше 20%). При входе в плотные слои атмосферы на высоте 60 км он начал дробиться и взрываться. На высоте 20 км он раздробился и выпал на землю каменным дождем. «Масштабы каменного дождя потрясают. Они начинаются восточнее Еманжелинска и тянутся до Златоуста. Такого крупного поля рассеивания метеоритного дождя история не видела».

25 февраля экспедицией УрФУ в районе, близком к эпицентру, был найден самый крупный на сегодняшний день (1 марта) метеорит весом 1,8 кг.

Также 25 февраля повторно, после 15 и 16 февраля, в озеро Чебаркуль опускались водолазы с прожекторами — в илистом дне были найдены несколько углублений, предположительно следы от погрузившихся в ил метеоритов. Двухмет­ровыми щупами до метеоритов дотянуться не смогли.

Найденные в ходе экспедиции метеориты переданы в геологический музей ЧГПУ.

 

26 февраля члены экспедиции ЧелРГО окончательно убедились в метеоритном происхождении полыньи на оз. Чебаркуль, обнаружив структуру импактного воздействия на нижнюю кромку льда и кусочки метеоритного вещества в составе донных отложений. Глубина в зоне падения около 10 мет­ров. Предположительно от соприкосновения со льдом и водой произошел взрыв, образовалась округ­лая полынья поперечником около 8–9 метров. Часть льда выбросило за пределы полыньи, часть ледового покрова выплавилась и испарилась. В воде тело метеорита разорвалось на ряд мелких и относительно крупных осколков. Достать обломки метеорита будет весьма непросто, так как они глубоко ушли в ил (глубже, чем на 2 м).

Исследования на озере Чебаркуль в самое ближайшее время будут продолжены.

28 февраля. Собранный экспедицией ЧелРГО материал позволил оценить плотность метеоритного вещества. Плотность составляет около 3,4–3,5 г/см3, что больше средней плотности земной коры, но меньше средней плотности планеты Земля. Подобной плотностью обладает верхняя мантия Земли на глубинах около 200–400 км.

С появлением параметра плотности стало возможной более точная оценка массы болида. При условном поперечнике космического тела 15 м (данные РАН) — масса около 6 тыс. тонн; при поперечнике 17 м (данные NASA) — масса около 9 тыс. тонн.

Изучая сайты интернета по теме «Челябинский болид», удалось прояснить следующую картину: звук взрыва слышали на расстоянии более 100 км от эпицентра, разрушения стекол отмечены на расстоянии 70–80 км от эпицентра. Вспышку видели — на западе: до Кунгура и Катав‑Ивановска; на севере: до Нижнего Тагила и Серова, на юге: до Магнитогорска и Оренбурга, т. е. в радиусе не менее 550 км.

Справка

1 марта Лаборатория метеоритики Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского РАН определила тип челябинского метеорита, упавшего 15 февраля: «Метеорит, падение которого произвело многочисленные разрушения в Челябинске и его окрестностях, является обыкновенным хондритом LL5 (S4, W0) типа. На территории РФ падений таких метеоритов ранее не отмечалось. Можно предполагать, что Челябинское событие 15 февраля 2013 года является самым грандиозным падением хондрита LL5»..

Послесловие

В результате взрыва Челябинского болида пострадали более 1600 человек (официально обратились за помощью) и около 7000 зданий. Пострадали территории Челябинска, Копейска, Коркино, Еманжелинска; Еткульского, Красноармейского, Сосновского и Увельского районов. Разрушения также наблюдались в городах Южноуральск и Троицк. Впервые в истории человечества метеоритной атаке подверглась густонаселенная местность.

Рассказать о событии, о котором уже знает весь мир, весьма непросто. В глобальной информационной сети выложены свидетельства очевидцев, их фото и видео; предложены вниманию тысячи оригинальных и остроумных версий. Почему солнце в день взрыва было таким ярким? Почему люди, находящиеся на улице, чувствовали тепло от вспышки, а у некоторых на лице проявился загар? Взорвалось ли тело (болид, летающая тарелка, боевая ракета нового типа) само или было сбито (нашими ракетчиками, инопланетянами или даже ангельскими силами России?). Реальность уже густо обрастет легендами, и этнографы в недалеком будущем смогут записать интересные мифы.

Осколки болида.

Готовы предварительные официальные отчеты о масштабах разрушений и процентах восстановленной инфраструктуры. Получены первые научные данные о химическом составе и структуре метеорита. Экспедиции по поиску метеоритов набирают ход, и будут, скорее всего, продолжаться не один год. Объем знаний о метеорите пополняется не по дням, а по часам. Прошел первый ажиотаж, вставлены окна, заживают раны; после прошедших снегопадов в конце февраля — начала марта поутихла и метеоритная «лихорадка», рецидив которой ожидается нынешней весной и летом. Настало время неспешной и кропотливой научной работы.
Что сказать в заключение? Челябинску, да и окрестным населенным пунктам очень повезло. Будь взрыв немного ниже или диаметр болида чуть больше — мы бы не отделались битыми стеклами, крупным испугом и мелкими ранами.

Сергей Захаров

Взрыв прогремел как напоминание о существующих законах природы и о нашей зависимости от нее. Вселенная дала понять, что человечество всего лишь пылинка у нее на руке.

 

Вернуться в Содержание журнала



Перейти к верхней панели